ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИМОДЕРНИЗМ «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

РАЗМЫШЛЕНИЯ О «КРЕЩАЛЬНОЙ ЛИТУРГИИ»

 

 

Начало на стр. 8

 

9. ПУТАНИЦА С ИЗМОВЕНИЕМ И ВОЦЕРКОВЛЕНИЕМ

 

Весьма загадочным является указание в новом чине «Крещальной Литургии» о том, что должно быть после отпуста, то есть во время чтения благодарственных молитв: «В сие время иереи могут совершити измовение святаго Мира» (с. 91).

Итак, измовение Мира следует совершать после отпуста. Однако это измовение иереи совершать не обязаны, но лишь «могут». Стало быть, измовение Мира «иереи могут и не совершати»? Или его можно совершать в какое-то другое время? Уж не на 8-й ли день? Недоумение остается неразрешенным (как и в чине элладских модернистов – с. 119).

Еще большее недоумение вызывает в «Последовании Крещальной Литургии» легкомысленное отношение к обряду воцерковления. Авторы явно не утрудились продумать этот вопрос.

Если священник служит не один, но «аще мнози суть», то воцерковление предлагается совершать во время просительной ектеньи после Великого входа: «И абие един от иерей (аще мнози суть) исходит южными дверьми и творит воцерковление новопросвещенных (Зри Приложение)» (с. 59).

Здесь нелепость на нелепости. Может ли церковное чинопоследование зависеть от количества служащих священников? Допустимо ли во время Литургии проводить священнодействие, связанное с введением мальчиков в алтарь? Продолжать ли обряд воцерковления, если просительная ектенья завершится прежде его окончания, или начинать пение Символа веры, несмотря на помехи?

Особенно восхитительна уставная ссылка «Зри Приложение». Речь идет о тексте на русском языке, который согласно «Оглавлению вещей, в книзе сей обретающихся» (с. 3), простирается со страницы 107 до страницы 121 рассматриваемого издания!

В этом «Приложении», в частности, указывается: «Чин воцерковления <…> не должен следовать за Причащением Св. Тайн, которое приобщает человека к полноте Богообщения и не требует дополнения, но должен предварять его. Поэтому возможны два варианта: если Крещальную Литургию служит лишь один священник, то он может совершить воцерковление новокрещенных после того, как причастится сам, но до Причастия мирян (пока св. врата затворены); если же литургисают несколько иереев, то воцерковление совершается одним из них сразу после Великого входа и затворения св. врат» (с. 120–121).

Составители нового чинопоследования «Крещальной Литургии» не удосужились найти место обряду воцерковления в своем литургическом шедевре. «Последование» ссылается на «Приложение» (Зри!). «Приложение» же говорит, что чин воцерковления «должен предварять» Причастие.

Если бы аналоги «Крещальной Литургии» существовали в древности, решение этого «неразрешимого» вопроса было бы также известно. В рассматриваемое же «Последование» чин воцерковления не вписывается гармонично, является в нем инородным телом (не имеющем даже своего определенного места!). Очевидно, что обряд воцерковления должен быть проведен между Крещением и началом Божественной литургии (только, разумеется, не «Крещальной»).

Предложение священнику проводить обряд воцерковления «после того, как причастится сам, но до Причастия мирян» можно рассматривать как литургический нонсенс.


10. «КРЕЩАЛЬНАЯ ЛИТУРГИЯ» И СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЯ

 

При составлении своего чина авторы «Крещальной Литургии» совершили серьезную литургическую ошибку. Ошибка эта заключается в том, что при изобретении нового богослужебного чинопоследования ими был проигнорирован вопрос о распределении служб суточного круга богослужения.

Как известно, суточный круг богослужения представляет собой определенную на каждый день Уставом последовательность служб (строго говоря, неодинаковую в разные дни церковного года).

В обиходной практике нередко «по немощи» опускаются некоторые службы суточного круга – полунощница, повечерие, часы, иногда даже вечерня и утреня. Но при любом подобном сокращении богослужения грамотный уставщик может указать, какие именно элементы суточного круга оказались изъяты (или были прочитаны «келейно»).

Кроме служб суточного круга проводятся иные богослужения, именуемые требами. По словам протоиерея Геннадия Нефедова, «богослужение частное выделяется из цельного круга богослужений, учитывая личные нужды каждого христианина…» (Нефедов Геннадий, прот. Таинства и обряды Православной Церкви М.: «Паломникъ», 2008. С. 5).

Главным отличием треб от уставных богослужений является следующее. Требы служатся в дополнение к суточному кругу богослужений и по желанию могут быть свободно опущены или добавлены без нарушения его порядка. Уставные же богослужения, напротив, представляют собой строго регламентируемую Типиконом последовательность служб суточного круга, не допускающую искажений или изъянов.

Литургия является одним из элементов суточного круга богослужения, Крещение же относится к требам.

В различные дни года в суточном круге богослужений Литургия может отсутствовать, а может проводиться, соединяясь либо с изобразительными (обедницей), либо с вечерней. При этом как изобразительны, так и вечерня являются неотменяемыми элементами любого суточного богослужебного круга.

Типикон предусматривает следующие соотношения изобразительных, вечерни и Литургии.


а) Изобразительны и вечерня в отсутствии Литургии

Существуют дни церковного года, когда по Уставу Литургия не положена. Таковыми являются Великий Пяток и прочие предписанные Типиконом будние дни Великой Четыредесятницы, среда и пяток Сырной седмицы, а также («аще прилучится и изволит настоятель») будни малых постов, когда проводится богослужение по чину «Аллилуйа».

В эти дни обедница служится после 9-го часа, и в свое время (сразу вслед за ней или отдельно) бывает вечерня.

Проведение «Крещальной Литургии» в такие дни не ломало бы структуры суточного круга – и обедница, и вечерня служились бы своим чередом. Одна беда – служение Литургии (даже «крещальной») Типикон в эти дни запрещает.

 

б) Литургия, соединенная с изобразительными

Таким образом, проводится Божественная литургия в большинство дней церковного года – кроме Рождественского и Крещенского Сочельников и будних дней Великого поста. Литургия может проводиться, в соответствии с Типиконом, по чину свт. Иоанна Златоуста или свт. Василия Великого.

Характерной особенностью суточного круга в эти дни является отсутствие отдельной службы изобразительных (обедницы), и проведение изобразительных в соединении с чинопоследованием Литургии (после 6-го часа). Действительно, практически все составляющие элементы изобразительных (по Часослову) входят в состав чинопоследования Литургии в эти дни.

Вечерня при этом проводится отдельно (после 9-го часа).

Служение «Крещальной Литургии», в которой вместо изобразительных антифонов предусмотрен чин Крещения, упразднило бы из суточного круга неотменный его элемент – обедницу. Проводить же обедницу отдельным чином (скажем, после 6-го или после 9-го часа) в случае, если служится Литургия, Типикон не допускает.

Таким образом, если бы новое чинопоследование проводилось в дни, когда Литургия должна соединяться с изобразительными, возник бы невосполнимый богослужебный ущерб: изъятие из суточного круга его неотменного элемента – изобразительных.

 

в) Литургия, соединенная с вечерней

Так проводится богослужение в навечерия Рождества и Крещения (кроме субботы и воскресения) и во все будние дни Великого поста, когда, согласно Типикону, положена служба с Литургией.

В Великую Четыредесятницу это бывает Литургия Преждеосвященных Даров; в праздник Благовещения – Литургия свт. Иоанна Златоуста; в Великий Четверг и Великую Субботу (как и в оба Сочельника) – Литургия свт. Василия Великого.

В эти дни изобразительны служатся неотменно сразу после 9-го часа, то есть прежде Литургии.

Если предположить, что служение «Крещальной Литургии» будет совершено в один из этих дней, то окажется, что Таинство Крещения проводится вместо вечерни – одного из основных и неотменных богослужений суточного круга.

Проводить же в эти дни вечерню отдельно от Литургии Устав не дозволяет.

Кроме трех рассмотренных случаев, других возможностей проведения Божественной литургии в круге суточного богослужения Типикон не предусматривает.

Мы убедились в том, что «Крещальная Литургия» не вписывается ни в один из них. Следовательно, новоизобретенное модернистское чинопоследование не может быть проведено ни в один из церковных праздников так, чтобы при этом не исказился суточный круг богослужения того дня.

Причина этого заключается в том, что «Крещальная Литургия» не является органичным православным чинопоследованием, но представляет собой требно-богослужебного «кентавра». Этот «кентавр», с одной стороны, не может быть рассмотрен как полноценная служба, подобная традиционной Литургии. С другой стороны, он не является и обычной внебогослужебной требой – нельзя же представить себе «внебогослужебную Литургию»!

 

Протоиерей Константин БУФЕЕВ

 

Источник: http://blagogon.ru

Продолжение см. в след. номере.

 


 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник