ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СВЕТ МИРУ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«МОНАХ ДОЛЖЕН КАК ЛЕВ РЫКАТЬ ЗА ПРАВОСЛАВИЕ»

 

 

Начало на стр. 6

 

– В чем, на Ваш взгляд, заключаются главные проблемы современного монашества?

– Наверное, одной из главных проблем является недостаток живого примера. Еще одна сложность – неявные, скрытые гонения на Церковь и на православное монашество. Многим малоцерковным, да и даже воцерковленным людям кажется, что никаких гонений, притеснений сейчас нет, полным ходом идут восстановительные работы, реставрируются храмы, монастыри, наступил золотой век Православия в нашем Отечестве. Церковь открыто выступает в СМИ, в интернете. В тюрьмы и лагеря пока никого не заключают и нас пока не расстреливают. Это и создает иллюзию возрождения. Но если копнуть глубже, то станет очевидно, что подлинное монашество уже сейчас гонимо. В качестве примера можно указать на старца Петра (Кучера). Он прошел еще хрущевские гонения, а в наше время ему пришлось испытать на себе травлю со стороны глобалистов, которые устроили ему провокацию в СМИ.

Или – иеросхимонах Рафаил (Берестов). Как в 70-е годы его изгнали из Лавры за борьбу против ереси экуменизма, так до сих пор он и скитается «в горах и вертепах». Но именно они, эти старцы, и показывают нам пример стойкости и твердости в перенесении скорбей и испытаний. Ведь, несмотря на все гонения и преследования, они не уклонились ни в ересь, ни в раскол.

 

– Что такое монашеский постриг? Какие его степени существуют? Насколько сильно меняются люди после пострига, и от чего это зависит?

– Монашеский постриг многие святые называют вторым Крещением. Человеку, постригающемуся в монашество, Господь прощает все грехи предыдущей жизни и сообщает духовные силы к подвигу о Христе. Духовное возрастание монаха происходит в соответствии со следующими степенями: послушник, рясофорный послушник или инок, монах, схимонах. При постриге монах к обетам Крещения присоединяет обеты целомудрия, послушания и нестяжательности.

Но постриг действует «не автоматически». Конечно, грехи прощены, силы даны, но если человек расслаблен, если сам не прилагает усилий к подвигу, к борьбе со страстями, к стяжанию добродетелей, то очень быстро на смену прежним грехам и страстям приходят новые, и бывает такому монаху «последняя горше первых».

 

– Расскажите, пожалуйста, о молитве. Является ли непрестанная молитва обетом монаха? Какова роль умной молитвы в современных монастырях? Много ли сегодня монахов, занимающихся умным деланием? С чем это связано?

– В чине пострига есть момент, когда монаху со словами «Приими, брате, меч духовный, еже есть глагол Божий», вручаются четки. При этом ему завещается непрестанно обращать молитву в уме и сердце. Отсюда видно, что делание молитвы Иисусовой действительно есть обет монаха. И в древние времена монашеские степени сообщались подвижникам соответственно их возрастанию в Иисусовой молитве. Например, в малую схиму постригали подвижников, достигших умной молитвы. В великую схиму – монахов, стяжавших умно-сердечную молитву. Но если сейчас применить такой принцип, то очень мало окажется монахов и схимников, соответствующих этим высочайшим меркам.

Но хотя мы и недостойны и не преуспели в молитвенном делании, это не отменяет необходимости занятия молитвой. Причем Иисусова молитва благотворна для подвижника даже в начальной ее степени, когда он творит ее устами. В наследии преподобного Варсонофия, старца Оптинского, описан такой случай. «Однажды пришел ко мне схимник, – рассказывает Старец, – и сказал: „В уныние прихожу я, Авва. Ибо ношу великий ангельский образ, а дел его не имею. Ведь Господь строго взыщет с тех, кто монах или схимник только по имени. Но как исправиться? Как победить в себе грех?“» Старец ему ответил: «А Вы читайте всегда Иисусову молитву и больше ни о чем не безпокойтесь». «Но какая от этого польза?» – спросил схимник. Преподобный пояснил: «Огромная. Творящий непрестанно Иисусову молитву постепенно преодолевает страсти и такой рано или поздно спасется». «Воскрешен, – воскликнул схимник, – больше не буду унывать». Поэтому даже устная молитва Иисусова спасительна. Если же монах кроток, смирен, терпелив, незлобив, что великая редкость в наше время, то Господь дарует ему молитву и умную, и умно-сердечную. Он и ныне Тот же, как и в древние времена, только мы часто не можем по своей крайней греховности и развращенности вместить Его даров.

 

Беседовала Анна САМСОНОВА

 

Окончание см. в след. номере

 

МУДРОСТЬ ||
Поучения старца Гавриила

    


       

Монах не может быть беззаботным. Он – воин.
Горе монаху и монахине, которые не болеют о недугах своего народа.
Хороший монах должен иметь чуткое сердце, как у женщины.
Игуменство – это не столько степень, сколько возможность смирения. Кому оно дается для спасенья, а кому – для погибели.
Монах должен выполнять физическую работу, иначе будет унывать и не спасется.
Монашество – это ангельский чин. Чтобы достичь совершенства, надо пройти через огонь искушений.
Монах, как ревущий лев, должен защищать Православие.
Хороший монах и одной просфорою сыт.
В миру теряется монастырская благодать.
Большего героизма, чем монашество, нет.
Если хочешь быть монахом – ты уже монах.
Для Бога не важно, кто ты: монах или мирянин. Главное – это стремление к Богу. Но сможет ли кто-нибудь достичь совершенства? Однако стремлением человек и спасается. С монашествующего спросится монашеское, а с мирянина – мирское.
Духовника надо выбирать по своему желанию, а выбрав, уже подчиниться. Но если духовник учит ереси, – беги от него как от зла.
Каяться надо больше сердцем, чем слезами.
Будь по чистоте и невинности сердца как ребенок, но не по разуму.
Когда при тебе ругают твою веру и ты молчишь – ты хуже того хулителя.
Когда необходимо защищать веру и ты этого не делаешь, твоя душа погибает; а если погибнешь, защищая веру, – попадешь в Царство Небесное.
Экуменизм – это сверхъересь! Православная Церковь – это корабль, плывущий по бурному океану. Мы, православные, находимся на этом корабле.

 

Грузинский старец архимандрит Гавриил (УРГЕБАДЗЕ) (+1995).
Источник: http://www.monkgabriel.ge

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник