ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
ДУХОВНОСТЬ
ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ
СТРАНИЦА 10
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

 

ТАЙНА КРЕСТА ГОСПОДНЯ

Святитель Григорий Нисский


   Кто может достаточно изъяснить тайну Креста, послужившего орудием страданий Спасителя? В самом деле, сколько было других способов, посредством которых Он мог исполнить совет Свой относительно страдания за нас! И однако из всех Он пожелал и избрал один этот, как Сам предрек о Себе: Сыну Человеческому должно много пострадать<...> (Лк. 9, 22). Заметь, как говорит Он здесь: не просто только и в общих чертах предсказывает Свои страдания, как сделал бы кто другой, но, по некой таинственной необходимости, обозначает и как бы узаконивает для Себя один род смерти: Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть (Там же. 24, 7).
   Вникни в значение этого «надлежит» и ты увидишь, что в нем заключается именно нечто такое, что не допускает другого рода смерти, кроме Креста. В чем же причина этого? Один Павел, восхищенный в притворы рая и слышавший в них неизреченные глаголы, может изъяснить ее <...>, может истолковать эту тайну Креста, как отчасти и сделал это в послании к Ефесянам: чтобы Вы<...> могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею (Еф. 3, 18–19). Не произвольно, конечно, божественный взор Апостола созерцает и начертывает здесь образ Креста, но уже это показывает, что чудесно очищенный от тьмы неведения взор его ясно прозрел в самую суть. Ибо в очертании, состоящем из четырех противоположных перекладин, выходящих из общего средоточия, он усматривает всеобъемлющее могущество и дивное промышление Того, Который благоволил явиться в нем миру. Потому-то Апостол каждой из частей этого очертания усваивает особое наименование, а именно: ту, которая нисходит из середины, называет глубиной, идущую вверх – высотой, обе же поперечные – широтой и долготой. Этим он, как мне кажется, ясно хочет выразить, что все, что ни есть во вселенной, превыше ли небес, в преисподних ли или на земле от одного края ее до другого, – все это живет и пребывает по Божественной Воле – под осенением крестным.
   Можешь еще созерцать божественное и в представлениях души твоей: воззри на небо и умом обними преисподнюю, простри мысленный взор твой от одного края земли до другого, помысли при этом и о том могучем средоточии, которое все это связывает и содержит, и тогда в душе твоей само собою вообразится очертание Креста, простирающего свои концы сверху вниз и от одного края земли до другого. Это очертание представлял и великий Давид, когда говорил о себе: Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо (это высота) – Ты там; сойду ли в преисподнюю (это глубина) – и там Ты. Возьму ли крылья зари (то есть с востока солнца – это широта) и переселюсь на край моря (а морем у Иудеев назывался запад – это долгота), – и там рука Твоя поведет меня (Пс. 138, 7–10). Видишь ли, как Давид изображает здесь начертание Креста? «Ты, – говорит он Богу, – повсюду существуешь, все Собою связуешь и все в Себе содержишь. Ты вверху и Ты внизу, рука Твоя одесную и рука Твоя ошуюю».
   По той же причине и божественный Апостол говорит, что в это время, когда все будет преисполнено веры и ведения, Сущий превыше всякого имени будет призываем и поклоняем о имени Иисуса Христа от небесных, земных и преисподних (см.: Еф. 1, 21; Флп. 2, 10). По моему мнению, тайна Креста скрыта также и в иной «йоте» (если рассматривать ее с верхней поперечной чертой), которая крепче небес и тверже земли и прочнее всех вещей и о которой говорит Спаситель: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона (Мф. 5, 18). Мне кажется, что эти божественные слова имеют в виду таинственно и гадательно (см.: 1 Кор. 13, 12) показать, что образом Креста все содержится в мире и что он вековечнее всего содержимого им.
   По этим-то причинам Господь не просто сказал: Сыну Человеческому надлежит умереть, но быть распяту, для того, то есть, чтобы созерцательнейшим из богословов показать, что в образе Креста сокрыта всемогущая сила Того, который почил на нем и благоизволил, чтобы Крест стал всем во всём!
      


Монастырь, в котором слышится тишина

Беседа с игуменом Николаем об обители Черная река и о послушании

Продолжение. Начало см. в № 4

Владыка Артемий, еп. Рашско-Призренский, в монастыре Черная Река

 

   Расскажите нашим читателям подробнее о монастыре Черная Река.
   Внешне, архитектурно наш монастырь выглядит прекрасно, сочетая в себе таинственность и красоту. Но истинная красота этого святого места человеческому оку недоступна: это жизнь по учению святых Отцов – молитва, пост, послушание.
   Монах подобен свече, горящей с двух сторон. Монашеская жизнь – тяжкая борьба до последнего вздоха. Этот путь Христов сопряжен с подвигом. В каждом поступке, в каждой мелочи должен соблюдаться монашеский обет. Монах трудится, сколько может, по Божией благодати и своим возможностям. У Бога для каждого человека, в том числе и монаха, есть Свой Промысел.
   В Черной Реке, там, где поселились исихасты, подвизался святой Иоанникий. Монастырь никогда никем не разрушался. Изменения в лучшую сторону начались с 1978 года с приходом владыки Артемия (епископ Артемий Рашско-Призренский и Косово-Метохийский. – Примеч. ред.). Монастырская жизнь при нем воспрянула, это был очень плодотворный период.
   Первая церковь – во имя св. архангела Михаила – была построена в ущелье на отвесной скале. На южной стороне храма и на своде, где изображается чудо в Хонех, мы видим его образ. Есть фрески с Матерью Божией, Иоанном Предтечей, архидиаконом Стефаном, святыми воинами. Из сербских святых – свв. Савва, Симеон и Стефан Дечанский. Нет изображений святых жен, и это объясняется тем, что мужской монастырь вел строгую аскетическую жизнь. Главной святыней монастыря являются мощи святого Петра Коришского. У нас сохранилась запись, что в 1347 году сам Царь Душан побывал на поклонении святому Петру.

   Что есть послушание?
   – Непослушание хуже чародейства и колдовства, как говорил Ветхозаветный пророк Самуил. Почему? Потому что диавол – отец лжи и источник всякого зла – первым проявил непослушание. Тот, кто непослушен, уподобляется ему. Нет ничего хуже, чем быть непослушным в жизни и в делах. Все хорошее в человеке от Господа, а непослушание – от диавола.
   Как приятно видеть честных старцев и монахов, при звоне колокола спешащих на послушание! Но, к сожалению, такая картина уже изгладилась из памяти человеческой. А корень беды – в плохом семейном воспитании.
   Родители, получившие детей как дар Божий, не воспитывают их в страхе Господнем и не ограждают их от современного безумия, но развлекают всякими игрушками-безделушками. Жены непослушны своим мужьям, мужчины непослушны Богу – редко где можно теперь увидеть послушание. Но, если не будем слушаться, не сможем смириться: смирение – жизнь, а непослушание – смерть. И нам, взрослым, должно быть стыдно: не слушаем Бога, а слушаем диавола. Всякий должен стараться стяжать послушание в исполнении заповедей Божиих. Надо отсекать свою волю, побеждать себя и смиряться.

   О святой Косовской земле скажите свое слово.
   – Никакое оружие, никакая сила не способны отнять Святую сербскую землю. Ее могут взять на время, по нашим грехам, насколько Бог попустит.
   Косово было и будет нашим. Ведь у нас есть завет Косовских витязей, святого и мученического войска Князя Лазаря. Не надо бояться ничего, кроме собственных грехов. Надо иметь веру, надежду, укрепляться силой Божией благодати, поддерживать внутреннее горение добрыми делами. Может быть, эта беда объединит нас, напомнит, что нельзя терять веру, что надо отвергать страх иудейский и не уподобляться преходящим морским волнам. Всех безбожников Господь накажет, кровь святых мучеников вопиет к Небесам, а перед нашим взором стоит их выбор – Царство Небесное. Нигде не пролито столько крови. Каждая капля их святой крови не напрасно поила Косовскую землю. И в Белграде – Косово. Святой диакон Аввакум и Паисий, и другие мученики там пострадали за веру. Географически мы принадлежим Европе. Но нам не нужна греховная Европа, не надо нам единства с сатаной. Если эта Европа привела моджахедов, чтобы нас поработить, мы, хоть и не хотим войны, но вынуждены как святой Князь Лазарь обороняться.
   Мы должны служить Богу и ближнему. Нам надо покаяться в собственном зле, и благословение святого Саввы обретет новую силу, и все святые помогут нам. Нет у нас другого пути. Господь сказал: «Не бойся, малое стадо».
   Наше дело – верить и проявлять ревность в духовной брани против своего внутреннего зла, чтобы от чистого сердца возопить: «Господи, Иисусе Христе, помилуй раб Своих». И помилует нас Бог, и дарует нам мир Свой, который превосходит всякий человеческий разум, и росой Своей благодати озарит сердца наши.
   В наше время, когда все перевернуто с ног на голову, у всех серьезные искушения. Искаженная СМИ информация отравляет души детей, родителей, всех нас. Мы можем спастись только св. Причастием. Тяжело теперь высоко держать Православные хоругви. Но страх Божий, истинная вера, воздержание и послушание всегда помогают. В наше время только Бог знает, что нас ждет, но я верю в милосердие Божие.

Перевод Анатолия КАЗАНЦЕВА
Сербский журнал «Геополитика»

 

 
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник