ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
СЛАВА РОССИИ
ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО
СТРАНИЦА 16
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

День в истории

Завоевание Сибири

Покорение Сибири Ермаком
Художник В. СУРИКОВ

   14 марта 1583 года дружина Ермака, победив войско хана Кучума, овладевает столицей одного из осколков Орды – Сибирского Царства, городом Искер.

   Кучум выслал навстречу казакам многотысячное войско во главе со своим братом Маметкулом.
   У Ермака имелось 540 человек: частью казаков, частью приставших в пути пленных немцев, поляков и литовцев, мечтавших заслужить свободу. Полководцы с обеих сторон были достойны друг друга, да и воины Кучума, закаленные сибирскими зимами, были не трусливого десятка. Казаки раз-другой схватывались с отрядами противника, и вполне удачно, но было ясно, что силы заметно неравны. Наконец остановились в городе Аттик-мурзы на берегу Иртыша, куда заплыли из Тобола. Нужно было решать, что делать дальше. Маметкул закрепился неподалеку, прикрывшись засекой. Кучум со своей частью войска взошел на гору, готовый, в случае чего, поддержать брата. Битва была чревата большими потерями, возможно, гибелью всего отряда Ермака.
   И казаки, особенно молодые, дрогнули. Некоторые «восхотеша тоя нощи бежати». На том могла бы и закончиться одиссея Ермака, будь он послабже духом или, наоборот, человеком с диктаторским складом характера. Но он не дрогнул и не стал угрожать и приказывать, а собрал казачий круг, в котором слабым передается энергия сильных.
«Братцы! – говорили самые мужественные. – Куда нам бежать? Время уже осеннее, в реках лед смерзается; не побежим, худой славы не примем, укоризны на себя не положим. Но будем надеяться на Бога: Он дает победу, кому хочет; нередко слабым мимо сильных, да святится имя Его! Вспомним, братцы, обеты, которые дали честным людям (Строгановым. – В.Г.), и крест целовали во уверение. Нельзя нам назад со стыдом возвратиться. Лучше все умрем, чем осрамимся и клятву нарушим. А если Бог Всемогущий нам поможет, то и по смерти память наша не оскудеет, и слава наша вечна будет».
   Подобные эпизоды людям, не имеющим веры, душевно истощенным, кажутся надуманными. Их возмущает, что казаки в древних летописях о походе Ермака то вдруг молятся истово и изображаются какими-то «сладенькими рыцарями», то плачут от страха. Однако ничего странного нет в том, что «наши крепкие предки плакали гораздо чаще, чем мы, слабые их потомки». Это происходило от полноты и простоты чувств, которые свойственны людям, не одержимым болезненным самолюбием.
   «Аминь!» – произнес казачий круг.
   Наутро состоялась легендарная битва на Чувашском мысу. Казаки, усевшись на струги, атаковали Маметкула с реки. При поддержке артиллерии на берег был высажен десант. Но ядра не приносили почти никакого вреда противнику, застревая в завалах из бревен, зато стрелы, летящие из-за засеки, разили казаков. Они смешались.
   Но не зря молились Богу накануне: враги сами себя погубили, бросившись в атаку. Одни из воинов Кучума полегли под залпами пушек и пищалей, другие, к своему удивлению, обнаружили, что казаки способны не только стрелять издали, но, вместе с тем, большие мастера рукопашного боя.
   Маметкул попытался собрать вокруг себя дрогнувшую конницу, но шальная пуля сбросила его с лошади. Ханские воины подхватили и вынесли из боя предводителя, но на большее их уже не хватило. Началась паника, которая охватила даже отряд Кучума, так и не спустившийся к русским с горы. Многочисленные бухарцы, татары, манси и т.д. бежали столь стремительно, что казаки совершенно безпрепятственно вступили в сибирскую столицу Кашлык, обнаружив там огромную добычу.

Владимир ГРИГОРЯН
«Ермак». К 425-летию начала сибирского похода атамана

 

 

КАЗАЧИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК

Продолжение. Начало см. в № 2

   АЗОВСКИЕ КАЗАКИ – древние жители Приазовья и Нижнего Дона. Первое известие о них относится к X веку, когда Персидская география отметила Землю Касак между Азовским морем и Кубанью. По русским летописям, княживший там тогда же Мстислав Томаторканский комплектовал свою дружину из местных племен казаров и казяг (летопись от 1023 г.). В 1282 году татарский баскак Ахмат вызвал с Кавказа пятигорских черкасов или казаков и поручил им охранную службу в Курском княжестве. После они же основали город Черкассы на Днепре. Эти свидетельства, без сомнения, относятся к предкам гребенских и азовских казаков. С конца XV века последние появляются все чаще в русских летописях и в актах, как жители тех же мест. Есть мнение, что донские казаки прежде назывались азовскими.

 

   После завоевания Кавказа и Крыма турками, азовские казаки оставались в Приазовских степях, а частично селились в Азове. В 1503 году часть их должна была перекочевать в лесостепь между Северским Донцом и Десной. Отсюда они вскоре предложили свои услуги Московскому Великому Князю. С этого времени в Москве и в ордах их стали считать слугами или холопами Великого Князя Московского, так же, как и всех служилых казаков.
   Язык азовских казаков сохраняется на Дону в некоторых чертах диалекта донских казаков низовых или старых.
   Остатки азовских казаков после присоединения к России Приазовского края указом от 9 января 1737 года помещены в гарнизон крепости св. Анны на Дону под их прежним именем. В 1769 году они распущены и включились в Донскую общину.

   АЗОВСКИЙ ПОЛК – со времени завоевания Азова (1696 г.) составлял казачью часть его гарнизона; после возвращения Азова туркам (1711 г.) переведен в укрепление, возведенное по приказу Царя несколько выше г. Ростова-на-Дону; в 1769 году возвращен в Азов; в 1778 году расформирован, а казаки из него расселились по низовым станицам Елизаветовской и Гниловской.

   АЗОВСКИЙ ЦВЕТОК (дон.) – сирень.

   АЗОВСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО – составилось в 1828 году из возвратившихся под власть России задунайских эмигрантов-запорожцев. После разгрома Сичи в 1775 году, часть ее гарнизона ушла на турецкую землю. Однако жизнь вдали от родины, на новом месте за Дунаем, под властью иноверных турецких чиновников, большинству из них оказалась не по душе. Даже рожденные на чужбине мечтали возвратиться на свои прежние земли и вновь соединиться с братьями по крови – казаками. В 1828 году, во время Русско-Турецкой войны, их кошевой атаман Осип Михайлович Гладкий (1789–1866) перешел на сторону России с частью задунайских казаков. Когда война окончилась, в их распоряжение был предоставлен юрт земли между Бердянском и Мариуполем. Они считались Азовским казачьим Войском до 1864 года, когда все целиком переселились на Сев. Кавказ и влились в Кубанское казачье Войско.

   АЗОВСКОЕ МОРЕ – в древности известно как Меотийское озеро. Соединяется с Черным морем через Керченский пролив. Поверхность 38 000 кв. км. Главные порты: Ростов и Азов в дельте Дона, Таганрог, Мариуполь, Бердянск, Ейск. Пресные воды моря с давних пор славятся изобилием ценной рыбы.
   Берега Азовского моря около донской дельты и по кавказской стороне исстари связаны с казачьей историей. В начале нашей эры здесь лежала Меотида, подчиненная Царству Боспорскому и греческой колонии Танаису. Среди древних обитателей Меотиды известны племена торетов, торпетов, сираков, удзов, славян – суваров, которые после оказались в черноморских степях и от которых повели свое начало Европейские казаки. В X веке Меотида называлась «Земля Касак». В XIII веке отсюда в Курск перешли казаки пятигорские, после построившие г. Черкассы, а в XV веке здесь оказались азовские казаки. Получив Азовское море от турок, Императрица Екатерина II в 1792 году передала древнюю Землю Касак в распоряжение днепровских казаков низовых. С тех пор на берегу Азовского моря проживают черноморские казаки.

Продолжение см. в след. номере.

 
     
     
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник