ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Смиренных
возвышает Господь

 


Памятник св. князю Даниилу.
Москва, Даниловская площадь

 

Даниил был четвертым сыном святого благоверного князя Александра Невского и его супруги, праведной княгини Вассы. С детства он возлюбил чистоту и молитву, мирскими же утешениями и заботами тяготился и не искал их. Поэтому когда его братья, разделяя отцовское наследство, наделили малолетнего Даниила небогатым Московским княжеством и тем как бы обманули его, святой отрок нисколько не огорчился и не затаил обиды, а от всего сердца молился за своих братьев и так сохранил мир с родными и в душе своей. Имение же его по Божией воле со временем так умножилось, что Московское княжество стало самым сильным и значимым на Руси.

Даниил был милостив и нестяжателен, благоразумен и кроток, но умел проявить твердость и мужество, когда это было нужно, так что знатные и простые, богатые и бедные любили князя, а Господь не оставлял его Своею помощью. Победив своего ненавистника, Рязанского князя Константина, и рассеяв его союзников – татар, Даниил не воспользовался успехом, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, и за это благородство души Бог вскоре воздал ему. Не прошло и трех лет, как племянник князя Даниила, князь Переяславль-Залесский Иоанн, умирая бездетным, завещал ему свои владения. Так было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу.

Еще в самом начале своего княжения Даниил воздвиг на берегу Москвы-реки церковь и при ней монастырь в честь святого Даниила Столпника, своего небесного покровителя. Тяжело заболев, он завещал похоронить себя там и, приняв перед кончиной монашество, преставился ко Христу. Его мощи были обретены нетленными через 350 лет после кончины, и от них до сих пор подаются верующим многие исцеления.

 

Православное семейное чтение. М., 1999.

 

 

 

От юности сохранил чистоту

 

Святитель Григорий Великий называется Двоесловом потому, что он написал книгу «Диалоги» (по-русски – двоесловия, беседы) о жизни и чудесах италийских Отцов.

Григорий родился в городе Риме (VI в.), в богатой и знатной семье, известной своим благочестием. От юности он сохранил чистоту и хотел стать монахом, но, пока были живы родители, откладывал свое намерение. По кончине отца Святой, с согласия и благословения матери, истратил свое имущество на монастыри и больницы, а сам принял иноческий постриг в обители, которую основал в собственном доме. Несколько лет Григорий подвизался под руководством духоносных старцев Илариона и Максимиана и затем, придя в совершенную меру, стал настоятелем обители.

Нестяжание святого Григория было столь велико, что он все раздавал с любовью просителям – истинно был милостив к нищим и не осуждал никого. Однажды явился ему Ангел Господень в образе нищего. Григорий, не задумываясь, отдал ему все деньги и даже подаренное матерью блюдо. За это Господь повелел Ангелу невидимо всегда быть рядом со святым Григорием, помогать ему и творить по его молитвам чудеса.

После смерти Римского папы Пелагия (речь идет о Римской Церкви до ее уклонения в ересь и отпадения от Православия. – Примеч. ред.) римляне единогласно решили возвести на престол святого Григория. Он же, избегая столь великого сана и чести, скрылся из города в пустыню. Тогда все стали молить Бога, чтобы Он явил им раба Своего. И показавшийся в небе огненный столп чудесным образом сошел на то место, где прятался смиренный Григорий. Тотчас же все направились туда и, обретя его, привели в Рим.

Став папой, свт. Григорий еще более прославился любовью к нищим и заботой о бедных монастырях, сиротах, вдовах и странниках. Он настолько угодил Богу, что не раз ему являлись Ангелы, а однажды Сам Христос в виде Странника пришел к нему на обед. Григорий по смирению своему хотел подать Путнику воды для мытья рук, но Тот неожиданно исчез. А ночью во сне Господь явился ему и сказал: «Во все дни ты питал членов моих (то есть нищих. – Примеч. ред.), а вчера принял Меня Самого».

Как-то раз, совершая Литургию, свт. Григорий причащал христиан, и одна женщина, приступая ко Святым Тайнам и услышав слова Святителя о том, что в Причастии верующим преподается Животворящее Тело Господа нашего Иисуса Христа, засмеялась. Тогда свт. Григорий спросил ее: «Что ты смеешься?» Женщина ответила, что не верит, что этот хлеб может быть Телом Христовым. Но неожиданно Сам Господь совершил великое чудо: по молитве святого Григория вид Святых Даров изменился, и женщина и все бывшие в то время в церкви увидели окровавленную человеческую плоть. После того, как по молитве Святителя Святые Дары приняли прежний вид, женщина приступила ко Причащению с великим страхом и твердой верой.

Свт. Григорий Великий украсил святую Церковь не только своим ангельским житием и дивными чудесами, но и многими духовными сочинениями. Он был папой Римским 13 лет и 6 месяцев, после чего преставился ко Господу Иисусу Христу в Небесное Царство. Аминь.

 

Православное семейное чтение.
М., 1999.

 

 

2 / 15 марта. Четверг.
Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (1917). Сщмч. Феодота, еп. Киринейского (ок. 320–326). Свт. Арсения, еп. Тверского (1409). Мч. Троадия (ок. 249–251). Мц. Евфалии (257). Преп. Агафона Египетского (V). Мчч. 440 Италийских (ок. 579).

 

3 / 16 марта. Пятница.
Мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска (ок. 308). Прмц. Марфы и мч. Михаила (1938). Преп. Пиамы девы (337). Свв. Зинона и Зоила. Волоколамской иконы Божией Матери (1572).

 

4 / 17 марта. Суббота.
Преп. Герасима, иже на Иордане (475). Блгв. кн. Даниила Московского (1303). Сщмч. Александра пресвитера (1938). Преп. Иакова Постника (VI). Перенесение мощей блгв. кн. Вячеслава Чешского (938). Преп. Герасима Вологодского (1178). Блгв. кн. Василия (Василько) Ростовского (1238). Преп. Иоасафа Снетногорского, Псковского (1299). Мчч. Павла и Иулиании (ок. 273). Свт. Григория, еп. Констанции Кипрской.
Поминовение усопших.

 

5 / 18 марта. Неделя 3-я Великого Поста, Крестопоклонная.
Мч. Конона Исаврийского (I). Сщмч. Николая пресвитера (1919). Сщмч. Иоанна пресвитера и прмчч. Мардария и Феофана (1938). Мч. Онисия (I). Мч. Конона градаря (III). Преп. Марка Постника (V). Преп. Исихия Постника (ок. 790). Обретение мощей блгвв. князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев (1463). Прмч. Адриана Пошехонского, Ярославского (1550). Мц. Ираиды. Мч. Евлогия, иже в Палестине. Мч. Евлампия. Иконы Божией Матери, именуемой «Воспитание».

 

6 / 19 марта. Понедельник. Седмица 4-я Великого Поста, Крестопоклонная.
Мчч. 42-х во Амморее: Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Мелиссена, Каллиста, Васоя и прочих с ними (ок. 845). Преп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского (1720). Прмчч. Конона и сына его Конона (270–275). Воспоминание обретения Честного Креста и гвоздей св. равноапостольной Царицею Еленою во Иерусалиме (326). Преп. Аркадия Кипрского (ок. 361). Икон Божией Матери: Ченстоховской (I), «Благодатное Небо» (XIV) и Шестоковской (XVIII).

 

7 / 20 марта. Вторник.
Сщмчч., в Херсонесе епископствовавших: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора (IV). Сщмч. Николая пресвитера (1930). Прмч. Нила, прмцц. Матроны, Марии, Евдокии, Екатерины, Антонины, Надежды, Ксении и Анны (1938). Преп. Павла Препростого (IV). Свт. Павла исп., еп. Прусиадского (IX). Преп. Емилиана Италийского. Иконы Божией Матери «Споручница грешных» в Корце (Ровенск.) (1622), в Одрине (Брянск.) (1843) и в Москве (1848).

 

8 / 21 марта. Среда.
Преп. Феофилакта исп., еп. Никомидийского (842–845). Сщмч. Иоанна пресвитера (1923). Мч. Владимира (1942). Преп. Дометия перса (363). Сщмч. Феодорита, пресвитера Антиохийского (361–363). Препп. Лазаря (1391) и Афанасия (XV) Мурманских, Олонецких. Ап. Ерма (I). Иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной (1898).

 

9 / 22 марта. Четверг.
40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента (Валента), Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Аетия, Флавия, Акакия, Екдикия (Екдикта), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Уалерия (Валерия), Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия (ок. 320). Сщмчч. Михаила, Алексия, Димитрия, Сергия, Сергия пресвитеров и Николая диакона, прмч. Иоасафа и прмцц. Наталии и Александры (1938). Мч. Урпасиана (ок. 295). Св. Кесария, брата свт. Григория Богослова (ок. 369). Прав. Тарасия. Албазинской иконы Божией Матери, именуемой «Слово Плоть бысть» (1666).

 

10 / 23 марта. Пятница.
Мчч. Кодрата и иже с ним: Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия, Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона, Папия, Леонида и мцц. Хариессы, Нунехии, Василиссы, Ники, Гали, Галины, Феодоры и иных многих (258). Сщмч. Димитрия пресвитера (1938). Мчч. Кодрата Никомидийского, Саторина, Руфина, и прочих (III). Преп. Анастасии (567–568).

 

11 / 24 марта. Суббота.
Свт. Софрония, Патриарха Иерусалимского (644). Свт. Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца (1458). Преп. Патрикия исп. (1933). Св. Василия исп., пресвитера (1937). Сщмч. Пиония, пресвитера Смирнского, и иже с ним (250). Преп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних Пещерах (XIII). Свт. Софрония, еп. Врачанского (1813) (Болг.). Перенесение мощей мч. Епимаха.

Поминовение усопших.

 

12 / 25 марта. Неделя 4-я Великого Поста.
Преп. Иоанна Лествичника (переходящее празднование в 4-ю Неделю Великого Поста). Преп. Феофана исп., Сигрианского (818). Св. Александра исп., пресвитера (1933). Сщмчч. Иоанна, Константина пресвитеров, прмч. Владимира (1938). Сщмч. Сергия пресвитера (1943). Прав. Финееса (ок. 1500 до Р.Х.). Свт. Григория Двоеслова, папы Римского (604). Преп. Симеона Нового Богослова (1021). Лиддской нерукотворной (на столпе) иконы Божией Матери.

 

13 / 26 марта. Понедельник. Седмица 5-я Великого Поста.
Перенесение мощей свт. Никифора, Патриарха Константинопольского (846). Сщмч. Николая пресвитера (1919). Сщмч. Григория пресвитера (1921). Сщмч. Михаила пресвитера (1938). Мч. Савина (287). Мчч. Африкана, Публия и Терентия (III). Мч. Александра (305–311). Мц. Христины Персидской (IV). Преп. Анина пресвитера.

 

14 / 27 марта. Вторник.
Преп. Венедикта Нурсийского (543). Свт. Феогноста, митр. Киевского и всея Руси (1353). Свт. Евсхимона исп., еп. Лампсакийского (IX). Блгв. вел. кн. Ростислава-Михаила (1167). Феодоровской иконы Божией Матери (1613).

 

15 / 28 марта. Среда.
Мч. Агапия и с ним семи мучеников: Пуплия, Тимолая, Ромила, двух Александров и двух Дионисиев (303). Сщмч. Алексия пресвитера (1938). Сщмч. Михаила пресвитера (1940). Сщмч. Александра, иерея в Сиде (270–275). Мч. Никандра (ок. 302).

 

16 / 29 марта. Четверг.
Мч. Савина (287). Мч. Папы (305–311). Ап. Аристовула, еп. Вританийского (Британского) (I). Сщмч. Александра, папы Римского (119). Мч. Иулиана Аназарвского (IV). Сщмчч. Трофима и Фала, пресвитеров Лаодикийских (ок. 300). Свт. Серапиона, архиеп. Новгородского (1516).

 

17 / 30 марта. Пятница.
Преп. Алексия, человека Божия (411). Преп. Макария, игумена Калязинского, чудотворца (1483). Сщмч. Александра пресвитера (1919). Сщмч. Виктора пресвитера (1942). Мч. Марина.

 

18 / 31 марта. Суббота.
Похвала Пресвятой Богородице. (Суббота Акафиста). Свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского (386). Сщмч. Димитрия пресвитера, прмц. Наталии (1938). Мчч. Трофима и Евкарпия (ок. 300). Преп. Анина монаха.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник