В ЭТОТ ДЕНЬ... | ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ | СТРАНИЦА 11 |
12/25 марта 1801 года был убит Император Павел I, прадед Царя-Мученика Николая II
Памятник Императору Павлу I
в Санкт-Петербурге
На месте опочивальни Императора Павла I в Михайловском замке в Петербурге впоследствии устроили церковь, а на самом месте мученической кончины воздвигли святой алтарь.
Утром 12-го марта 1901 года в Гатчинском дворце, в столетнюю годовщину кончины Императора Павла I, по его завещанию, Государь Николай Александрович с Государыней Александрой Феодоровной ознакомились с предсказаниями монаха Авеля (Васильева) о будущем своего Царствования.
О благочестии Императора Павла I и внимании его к нуждам Православной Церкви свидетельствует, в частности, учреждение им наградного наперсного серебряного с позолотой священнического креста. Форма этого креста была четвероконечная, с удлиненным нижним концом, с изображением Распятия на лицевой стороне. На оборотной стороне была надпись: «Пресвитеру, дающему образ верным словом и житием. Установлен в благочестивое царствование Великого Государя Императора Павла I, 1797 года, декабря 18».
Дивные знамения благоволения Божия к Царственному Праведнику, творимые Промыслом Господним у его гробницы, в предреволюционные годы привлекали толпы богомольцев в Петропавловский собор. Свидетельством глубокого почитания в народе Императора Павла I служит дошедшая до нас молитва:
Упокой, Господи, душу убиенного раба Твоего Императора Павла I и его молитвами даруй нам в дни сии лукавые и страшные в делах мудрость, в страданиях кротость и душам нашим спасение Твое. Призри, Господи, на верного Твоего молитвенника за сирых, убогих и обездоленных Императора Павла и, по молитвам его святым, подай, Господи, скорую и верную помощь просящим через него у Тебя, Боже наш. Аминь.
Царский сборник.
М., 2000.
18 / 31 марта 1606 года – день погребения мученически скончавшегося болярина Михаила Никитича Романова
Цепи, которыми был прикован М.Н. РОМАНОВ
Фото: С.М. ПРОСКУДИНА-ГОРСКОГО
Михаил Никитич был дядей первого Царя из Дома Романовых – Михаила Феодоровича. Царь Борис Годунов, желая избавиться от возможных соискателей Престола, воспользовавшись ложным обвинением, подверг братьев Романовых опале. Филарет Никитич, отец Царя-родоначальника Михаила, был пострижен в монахи, его братья Василий и Иоанн – сосланы в Сибирь, в Пелымский край. Наиболее тяжкая участь ожидала «могутного» (сильного, крепкого. – Примеч. ред.) Михаила Никитича. Его сослали в Приуральский Чердынский край, в Пермь Великую, в погост Ныроб, для содержания его с особенной предосторожностью, «чтобы он не утек».
В 1601 году Михаил Никитич прибыл на место заключения. Здесь на его глазах вырыли, накрыв ее сверху бревнами, яму, в которую его и опустили, оставив лишь небольшое отверстие, чтобы подавать хлеб и воду. Сострадательные ныробцы научили своих детей подбрасывать узнику трубочки ягеля с молоком, закупоренные хлебным мякишем. Но охранники, узнав об этом, схватили детей и их родителей, пытали их и отправили в Казань, откуда они вернулись в Ныроб уже в царствование Василия Шуйского. По указанию свыше болярина Михаила держали закованным в тяжкие цепи и в крепком железном ошейнике (вес оков достигал трех пудов (около 50 кг. – Примеч. ред.)). В таких условиях узник прожил менее года, скончавшись во второй половине 1601 года, по одним сведениям от голода и тяжких физических страданий, по другим – задушенный охраной.
В 1606 году, при перенесении тела Михаила Никитича в Москву, по свидетельству церковной летописи, «в пятый год после его кончины взято оно ничем невредимо, только от руки, от перста едина некоторую часть земля отъяла». В 1613 году, в год поставления на Престол Дома Романовых, проезжими купцами на месте первоначального погребения Мученика в Ныробе была замечена икона святителя Николая. Они сообщили о виденном в Чердыни, и горожане тотчас вознамерились перенести образ к себе. Однако святитель Николай чудесным образом проявил свое нежелание, и икону оставили на месте, построив для нее сперва часовню, а позднее, когда весть о чудесном ее явлении и о том, что от нее «бывает многим людям прощение и цельба», достигла Царя, на том месте, с помощью Государя, была построена церковь в честь святителя Николая. Этот храм, сохранившийся до наших дней и недавно возвращенный верующим, был освящен в 1705 году. Ныробцы все это время свято чтили память болярина Михаила. Над его темницей вскоре после его смерти была выстроена деревянная часовня, замененная в 1793 году (по указу Императрицы Екатерины II) каменной. Над местом погребения мученика был построен каменный храм во имя Богоявления Господня (1736 г.).
В год 300-летия Дома Романовых в Ныробе состоялись торжества. Инициатива этих торжеств, как и предполагавшегося прославления Ныробского мученика, исходила от управляющего Казенной палатой Пермской губернии Н.А. Ордовского-Танаевского, впоследствии (с 1915 г.) Тобольского губернатора, в доме которого останавливалась А.А. Вырубова, приезжавшая в 1915 году для поклонения свт. Иоанну Тобольскому, а позднее в заключении пребывала Царская Семья. После революции он принял монашеский постриг.
В Ныроб ежегодно шли многочисленные паломники, особенно на «Николу вешнего» (весенний день памяти свт. Николая Чудотворца. – Примеч. ред.), от ключика и цепей Мученика происходили многочисленные исцеления. Богомольцы стекались сюда и 6-го сентября (праздник воспоминания чуда архистратига Михаила, бывшего в Хонех) и служили по Михаилу Никитичу панихиды. В день Пресвятой Троицы к часовне совершался Крестный ход, а также молебен архангелу Михаилу, заканчивавшийся провозглашением многолетия Царствующему Дому Романовых и вечной памяти болярину Михаилу.
В настоящее время честное тело болярина Михаила почивает в Знаменской церкви Ново-Спасского монастыря в Москве. Чтимые народом оковы Ныробского мученика, от которых страждущие получали исцеления, находятся в Чердынском краеведческом музее.
Болярин Михаил Никитич был первым из Романовых, принявшим мученическую кончину. Там же, на территории Пермской губернии, более чем три века спустя была убита Святая Царская Семья, брат Царя Николая II Великий Князь Михаил и Алапаевские мученики.
Царский сборник.
М., 2000.
2 / 15 марта: 3 / 16 марта: 4 / 17 марта: 6 / 19 марта: 8 / 21 марта: 10 / 23 марта: 12 / 25 марта: 14 / 27 марта: 15 / 28 марта: 17 / 30 марта: 18 / 31 марта: |