ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СЛАВЯНСКОЕ БРАТСТВО СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Пост – это крестоношение

Беседа преп. Иустина (Поповича)
в третью Неделю Великого Поста

 

 

Путь ко спасению лежит через пост. Почему? Потому что пост в сущности своей - это не что иное, как крестоношение: настоящий пост - это отвержение себя и замена себя - Богом Христом. Вот истинный пост. Об этом и говорит сегодняшнее Евангельское благовеcтие. Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8,34). «Я» или Христос! Не «Я» и Христос, но - крестоношение, чтобы угодить Господу Христу и удостоиться следовать за Господом Христом. Если следуем за собой - не можем следовать за Ним. Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10,38).

Если будешь следовать своему уму, а не Христову, если будешь следовать своей воле, а не Христовой, открытой нам в Святом Евангелии, - душа твоя, неочищенная, неосвященная, погибнет в дебрях самых душепагубных и ужасных заблуждений. Потому что дух зла – грех - настолько преуспел в нас, что рядом с той богообразной (досл.: боголикой. – Примеч. пер.) душой, которую мы получили от Бога при сотворении (ср.: Быт.1,27,2,7), он создал «свою душу»1 . Грех создал во мне и в тебе «свою душу», и чем больше мы привыкаем к нему, чем больше мы согрешаем, тем больше он срастворяется с нашей душой. Так, рядом с этой богообразной, боголикой душой, дарованной тебе Богом, ты поселяешь чужеродного незнакомца, который овладевает тобой. И он начинает действовать единовластно и агрессивно, усыпляя, умерщвляя все Божие в твоей душе. А ты позволяешь, и все Божие в твоей душе мертвеет. И тогда грех создает в тебе свой мир, навязывает тебе свою философию, свое мировоззрение. Он стремится захватить место Бога в твоей душе, вытеснить из нее Образ Божий – вот что хочет грех совершить! По сути, грех стремится лишить душу человека той иконной, богообразной (досл.: боголикой. – Примеч. пер.) красоты, которая была присуща ей до грехопадения. Да, он (= диавол) стремится с помощью греха создать и в тебе, и во мне свой образ (= свой «лик»). Ибо грех, если мы его пригреем, всегда сообразен диаволу, всегда оставляет его мрачный след в нашей душе. Так грехом, укоренившимся навыком ко греху, в нас формируется и развивается «особое Я», «особая душа», «особое эго» (досл.: особое «себя». - Примеч. пер.)2. Именно от такого «себя», которое «хочет добра, но не делает», Господь и призывает нас отречься. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7, 19). Зло мы творим самостоятельно, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак. 1, 13), а добро – от Бога (ср.: Иак.1, 17). И как говорит Святой Апостол Павел: знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу…. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. (Рим. 7, 18, 22-23).

Однако сегодняшнее Святое Евангелие показывает, как мы можем освободиться от этих уз закона греховного, и открывает нам путь к желаемой свободе делать добро, которое хочу. Вот этот путь - отвергнись себя: отвергнись своего греха, вырвись из плена этой «души греховной», которая в тебе сформировалась, развилась. Так, постом, мы по сути вытесняем из себя все греховное, что прижилось в душах наших, и заменяем, постепенно заменяем себя Христом до тех пор, пока не дойдем до совершенства, достигнутого Святым Апостолом Павлом, когда он говорил: и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20)3 . Вот что значит отвергнуться себя! Это значит уничтожить все свои желания, всё своё человеческое - безумное, греховное - и заменить Христом. Заменить Христом! Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк.8,35) для вечной жизни! Для Вечной Жизни, если отвергнемся всякого греха своего, всякой страсти своей! Отвергнемся и всем своим существом, всем помышлением устремимся ко Христу и возжелаем, чтобы Христос стал душой в нашей душе, сердцем в нашем сердце, чтобы все наше «Я» заменил Собой! Вот тот единственный Путь, следуя которому я и ты - каждый человек - сохраним душу свою от ада, от пекла, от пропасти, от диавола, от всякого зла, от вечных мук!

Нам нужно отыскать в себе ту богообразную – боголикую – душу, ту божественную душу, которую нам даровал Бог. «Богообразная, боголикая душа» – какая она? Где мы можем увидеть пример? В Господе нашем Иисусе Христе! Для того Господь наш Иисус Христос вочеловечился, чтобы показать нам: вот каким должен быть человек. Он – Бог - вочеловечился, Он - Бог - явил нам Собою Образ Божий (= Лик Божий)4. Мы по образу Божиему созданы, по образу Божиему мы и жить должны.

 

Так устроено Господом Богом, пекущемся о душевном спасении нашем, чтобы всякий человек в жизни сей имел Крест, который и должен он с детскою покорностию ко Отцу нашему Небесному несть, взывая к Нему из глубины своей души: «Отче наш! Да будет во всем Твоя святая воля, точию не лиши мя Небесного Царствия Твоего!»

Преп. Антоний Оптинский

 

Сказать нужно без сомнения, что всякому дается свой евангельский Крест для спасения, и он вырос на почве нашего сердца, и этим Крестом только можем мы спастись. Отсюда следует, что если мы отрицаемся нести свой Крест послушания без благословной вины, то мы отрицаемся идти путем Христовым, путем спасительным, и хотим для себя сочинить иной путь безтрудный к восхищению Царства Небесного, а этого быть не может, нудится Царствие Божие, и нуждницы восхищают оное

Преп. Анатолий Оптинский (ЗЕРЦАЛОВ)

 

 

Что такое наш ум? Образ ума Христового, ума Божиего. Посему мы должны весь наш ум сообразовать с Господом Христом (= со-образить Господу Христу), весь наш ум, скажем так, - Христо-обрάзить, охристоличить, чтобы вместе с Апостолом Павлом и мы смогли сказать: мы имеем ум Христов (1 Кор. 2, 16). Но до тех пор, пока мы не подчиним свою волю Христовой воле, Божией воле, наша воля всегда будет злой, наша воля всегда будет бессильной, наша воля всегда будет поврежденной, колеблющейся и склоняющей нас ко греху. И только если мы увидим в Господе нашем Иисусе Христе свой вечный пример, свой вечный идеал, только тогда мы сможем приложить себе Его волю. И тогда: «Господи, не хочу, чтобы была моя воля, но - Твоя, Отче наш! Да будет воля Твоя и на земле, как на небе!» (Лк. 11, 2).

И если мы действительно хотим исцелить свою волю от всех ее слабостей, от всех ее болезней, от всех ее смертей, то должны творить Заповеди Спасителя. Этим, по сути, мы исцеляемся от всякого греха, изгоняем грехолюбие, укоренившееся в нас. Ибо, как только человек, имея искреннее произволение, попытается отречься себя, пойти вслед за Господом Иисусом Христом и взять крест – нести крест Христов – тут же человек получит от Господа силу Божию. Ибо сказано: Крест – сила Божия (ср.: 1 Кор. 1, 18) для спасения всех, верующих в Него. Всех – и тебя, и меня, и каждого человека. И как только ты твердо решишь и принудишь себя нести Крест свой - смотри - ты немедленно получишь силу Божию. Эту силу Господь тебе подаст, чтобы смог ты искоренить всякий грех в себе, чтобы смог ты искоренить всякое зло в себе, всякую скверную привычку. Чтобы смог ты язык свой воспитать: не говорить того, чего не нужно. Чтобы смог ты око свое воспитать: не смотреть на то, на что не нужно. Чтобы вся твоя жизнь стала Христовой! Ради чего? Ради Господа Христа! Чтобы Господа Иисуса Христа вселить в себя! Это наша цель, это наш идеал, это мир, и покой, и вечный Рай душам нашим - каждой человеческой душе! Ибо нет мира в душе человеческой, мир может быть только во Христе.

Через святые добродетели, через Святые Таинства, через Святое Причастие подаются Божественные силы для жизни по Заповедям. Каждой святой добродетелью и, особенно, молитвой5 , мы избавляем себя от смерти, высвобождаем себя из пучины греха, из бездны, из ада. Это подвиг, крест, распятие себя, крестоношение. Но Господь подает силы, и молитва начинает животворить всю жизнь в этом мире.

Что представляет собой жизнь Ангела? Непрестанное исполнение воли Божией. А жизнь человека? Непрестанное исполнение воли Божией. Но это происходит – это может произойти - только по свободному произволению человека.

Вот пример: раскаявшийся грешник - Мытарь. Боже! будь милостив ко мне, грешнику! (Лк.18,13) В чем пример? В покаянии. А блудный сын? Вот пример, вселяющий надежду, для каждого из нас, даже для самых отъявленных грешников. Мы сейчас не говорим о Святых.

Блудный сын – вот пример того, как можно примириться с Богом, чтобы снова стать чадом Божиим. Вот пример того, как человек может выбраться со дна ада, из царства греха. Как человек, плененный демонами посредством своих страстей и сластей этого мира, может вырваться из их когтей, из их челюстей и устремиться к Небу - к Отцу Небесному, возопивши: Отче! я согрешил против неба и пред тобою … прими меня!!! (Лк.15,18-19) Но к нищете духовной, к постоянному осознанию своего падения необходимо понудить себя6 . Ко всем добродетелям необходимо себя принуждать.

Не хочется мне и тебе молиться Богу. Это он (= диавол) нам нашептывает, а наше дело - принудить себя. Особенно когда нам этого не хочется - именно тогда нужно принудить себя на молитву, принудить себя на всякую добродетель.

Обидел ты ближнего своего и не хочешь идти просить у него прощения. Ни за что не хочешь! Но по сути этим ты обижаешь самого себя. Что же тебе делать? Нужно принудить себя, скомандовать себе: иди, поклонись, попроси прощения. Воскресни из своей смерти! Воскресни из своей могилы, из этой могилы гнилой! С того самого момента, как только ты решишь пойти попросить прощения, он, ближний, почувствует твою душу. Вы оба почувствуете облегчение в душе! Он обиделся и ничего не чувствует? Нет у него того христианского расположения, чтобы просить прощения? Сделай это ты - попроси прощения у него и таким подвигом сними с него этот груз!

Нам нужно следовать путем Святых, и пост – это принуждение себя на всякое добро, непрестанное принуждение себя на всякое добро. Ибо не живет в плоти моей доброе (Рим.7,18), не желает наша природа творить добро - склоняется ко злу (Быт. 6, 5; Рим. 3, 10-12). А ты принуждай себя к тому, чтобы задушить все зло в тебе. И Господь подаст воскрешающую силу, чтобы ты всегда творил только добро.

Будем же и мы, каждый из нас, нести крест свой - да душу свою Христо-образим (= охристовим). И не будем забывать, что пост – это не что иное, как замена себя Христом Богом. Через каждую добродетель человек должен заменить себя Богом - Господом нашим Иисусом Христом, ибо, как сказал святой Максим Исповедник, Бог – «это добродетель»7 . И сила Божия, которая могущественнее всего этого мира, - эта сила Божия подарена нам для победы над всяким злом, над всяким грехом, над всякой силой дьявольской! Принуждай себя на всякое добро, и Господь Благий подаст тебе воскрешающую силу, чтобы шел ты от большей печали - к меньшей, и от меньшей радости - к большой.

Давайте же и мы, каждый из нас, последуем в Царство Небесное, чтобы всем нам попасть туда, чтобы, по милости Божией, сподобиться и нам сказать: Господи Иисусе Христе, уже не я живу, но Ты живешь во мне, через Святые Тайны и святые добродетели. Тебе слава и хвала ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Монастырь Челие, 1967 год

Собрание проповедей преподобного
Иустина Нового: в 3-х томах.
Белград: Нови дани, 1998.

 

Перевод с сербского
монахини Елисаветы (ГОРНИЦКОЙ)

 

 

1 Несмотря на всесмешение души с грехом, все-таки и душа, и грех имеют свои собственные природы и остаются при них. Своей индивидуальности не утрачивают ни грех, ни душа, но грех пребывает в душе "как другая душа". Их индивидуальность даже настолько сохранена, что "грех ежечасно беседует с душой, как человек с человеком". Душа греха влияет на богообразную человеческую душу, однако они не становятся одним целым, но душа человека принимает в себя "душу зла, т. е. энергию мрачных страстей греха". Преп. Иустин (Попович). Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского

2 змей = сатана = грех стал "второй душой с душой человека". Эта "вторая душа — hetera psyhe", эта грехообразная душа помрачила, потеснила и почти заменила собой богообразную человеческую душу, выступила в качестве центра самосознания, центра личности, стала "его" собственной, стала живой сущностью его существа, стала его я, его "heauton" (им самим). Поэтому, по учению преподобного Макария, Господь Иисус Христос прежде всего и самым решительным образом требует от человека, чтобы тот "arneitai heauton" (отвергся себя), чтобы "возненавидел душу свою": "Всякий, кто не отвергнется себя и не возненавидит душу свою, несть Мой ученик". Грех срастворился с душой, сросся с душой, "стал ее частью — melos autes gegone"; и любить душу — значит любить грех, который неминуемо порождает смерть. Любящий душу свою погубит ее. Ненавидеть свою грешную душу, ненавидеть себя, свое греховное "себя" — единственный путь для человека спасти (истинного) себя. "Самое главное оружие для борца и подвижника состоит в том, чтобы, вошедши в сердце, сотворил он брань с сатаною, возненавидел себя самого — "misese heauton", отрекся от души своей — "arnese ten psyhe autou", гневался на нее, укорял ее". Преп. Иустин (Попович). Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского

3 Христос и пришел ради этого, так как ясная цель воплощения Христова — это освободить богообразную человеческую душу от греха, соединить Христо-образную сущность человеческой личности со Христом, чтобы "подобное подобным спасти", обожить, о-Богочеловечить. Цель воплощения — обожение (he thewsis) человека через соединение человеческого Божиего образа с Богом, через восстановление человеческой личности путем ее личного участия в Божием естестве, через соединение подобного с подобным. Акт вoплощения Второго Лица Святой Троицы — это абсолютное личное свойство Бога Сына; но сам факт ипостасного единства Бога с человеком в Лице Богочеловека Христа абсолютизирует, делает всеобщим принцип воплощения, соделывает его средством всеобщего спасения, спасения личного и соборного. Боговоплощение приобретает соборный характер, переносится в тайну спасения каждой личности; спасение обусловливается воплощением Бога в естестве каждого отдельного человека; спасение становится не чем иным, как личным со-воплощением Богочеловеку Христу, срастанием всего содержания личности с Личностью воплощенного Бога; спасение означает со-образование Христу, со-воплощение Христу, переживание Боговоплощения в себе. Преп. Иустин (Попович). Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского

4 Пришествие Христа имеет целью возвращение человека к Святой Троице, дарование "человеческому естеству достоинства первозданного Адама". Через Святую Троицу человек возвращается к себе, находит себя, ибо смысл Христова пришествия — "возвращение нашей природы к себе (к первозданному состоянию) — pros heauten epanodos и восстановление — apokatastasis". Во Христе человеку дана вся психо-физическая реальность совершенной личности; в Лице Богочеловека человек зрит безгрешный оригинал своей души, зрит христообразную сущность своей личности, созданной "по Его образу — kata ten eikona Autou" и обретает себя совершенным. "В Себе… Господь показал каждому из нас именно его самого, в его нетленной перво-образной красоте; как в чистом зеркале Он дал увидеть каждому святость его собственного непоруганного образа Божия. В "Человеке" или "Сыне Человеческом" явлена каждому вся полнота его собственной личности". Христос — "образ первозданной красоты… неизменный Образ", в Котором каждое человеческое существо имеет свой первозданный и безгрешный образ (= лик), свою собственную личность освященной и обоженной; в Котором каждому человеку дано быть общником превечного Образа Божия, чтобы каждый мог непоколебимо уверовать в троичное богообразие своей души и в то, что "Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего — eikona tes idias aidiotetos epoiesen autou". Преп. Иустин (Попович). Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского

5 Все добродетели составляют один неделимый организм; каждая из них срослась с себе подобной до единосущия, и "они суть разные части между собой", но молитва — это "регент (ликоначальница) в хоре (лике) добродетелей. Чрез нее испрашиваем у Бога и прочие добродетели". "Плоды же искренней молитвы суть: простота, любовь, смиренномудрие, постоянство, незлобие" и прочие добродетели. Молитва с прочими добродетелями — это путь любомудрия (философии), путь праведности, приводящий к истинной цели. "Глава же всякой добродетели… есть постоянное пребывание в молитве". "Дело молитвы выше всех других". Молитва — эта та благая часть, которую избрала Мария и которая не отымется от нея.
"Все добродетели между собою связаны, как звенья в духовной цепи — pneumatiken alysin, одна от другой зависят: молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание от простоты". Добродетели возрастают одна через другую; если какая из них отторгнется от сущности прочих, то засыхает и увядает. Жизнь каждой добродетели всецело соборна и существенно зависит от единосущия с прочими добродетелями. Личное усвоение какой бы то ни было добродетели — это глубоко соборный подвиг, так как он включает в себя усвоение прочих добродетелей, их единосущной природы. Будучи единосущной с остальными добродетелями, молитва соборна; через нее и человек делает себя соборным, распространяется и возрастает в прочих добродетелях. Одновременное и единосущное упражнение в добродетелях собирает душу, совершает таинственное сращение раздробленной грехом личности, составляет и выстраивает человека и делает его церковью — "экклесия, ekklesia". Преп. Иустин (Попович). Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского

6 Мысль Преп. Макария Египетского – прим.изд. «Как сущность веры нищета духовная необходима в икономии спасения греховного человеческого естества, и преподобный Макарий Египетский особо это подчеркивает. "Необходимо понудить себя — biazesthai hre" — к нищете духом, к постоянному чувству своего падения. "Необходимо понудить себя, хотя бы сердце этого и не хотело — biazesthai hre me thelouses tes kardias", — это становится путем веры и всех прочих добродетелей. "Надобно всегда понуждать себя, даже против желания сердца". Человек должен принудить себя приступать ко Христу; но для того чтобы стать "обителью Христовой" и исполниться Духом Святым, "должно прежде всего крепко уверовать в Господа и всецело предать себя вещаниям заповедей Его и во всем отречься от мiра"….
7 …стяжание всех этих созидательных (= устроительных) добродетелей совершается в подвиге самопонуждения — to biazesthai heauton. "Ко всему этому (ко всем добродетелям) должно принуждать себя». Преп. Иустин (Попович). Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского

 

    

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник