НАШИ ДЕТИ | ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ | СТРАНИЦА 6 |
Впереди Крестопоклонная седмица Великого Поста, а значит – время вспомнить о том, что жизнь христианина – это путь Крестоношения. Однако Крест у каждого верующего человека свой, особенный, необходимый для спасения именно ему.
Конечно, тяжесть того или иного жизненного Креста ведома лишь Господу, ведь она, как пишут Святые Отцы, зависит не столько от сути и количества скорбей и испытаний, сколько от того, как человек их переносит. Но все же, глядя на все более удаляющийся от Бога мир, невольно вспоминаешь рассказ одной инокини, которая еще до принятия пострига получила от духовного отца такое благословение: «Замужество – это не твой путь, ты не понесешь столь тяжелого Креста, тебе нужно выбрать полегче – монашество».
Наверное, некоторые, услышав такой совет, весьма удивятся: «Как так? Монашество – это постоянные подвиги, строгие посты, бдения, поклоны, отвержение своего разума, воли, желаний, ограничение себя во всем… А замужество – обычный жизненный шаг. Создать семью, воспитывать детей – все как у всех… Что же тут особенно сложного?» Но в действительности, соприкасаясь с православными семьями, понимаешь, как непросто им нести выбранный Крест под натиском все умножающихся соблазнов, когда сбывается пророчество о том, что «в последние времена в монастыре будет как в миру, а в миру – как в аду». Без особой помощи Божией не устоять на этом пути, но, возможно, именно поэтому те, кто осознанно выбирает Крест семейной жизни и старается нести его со смирением, ни на йоту не уступая богопротивному духу мира сего, на Страшном Суде Господнем окажутся по своим добродетелям не ниже многих монашествующих.
– Татьяна, что, на Ваш взгляд, главное в выборе спутника или спутницы жизни? Какое значение имеет благословение духовного наставника на брак? Допустимо ли в каких-то случаях идти против его воли в этом вопросе?
– Поскольку мы говорим о православном браке, можно рассчитывать на честность будущих супругов и их мужество, обусловленные православным мировоззрением. Как известно, одной из основных добродетелей является послушание. А за своеволие приходится расплачиваться, подчас дорогой ценой. И потому самое главное – это благословение на создание семьи, т. е. воля Божия. Как ее узнать людям, желающим вступить в брак? Верный способ – спросить своего духовного отца. Если нет духовника, то, помолившись, в любом приходском храме волю Божию откроет Вам, по Вашей молитве и вере, любой священник. Но духовный отец все равно нужен семье, и очень важно его найти. Если благословения на создание семьи не будет, то молодым людям нужно расстаться. Это, конечно, тяжело. Но все мы знаем, что пути Господни неисповедимы, а значит, возможно, ходит где-то по земле человек, предуготованный Господом быть Вашим мужем или женой, или, может, Ваш путь – монашеский… Ведь сколько древних монастырей на Руси – раньше они были полны насельниками. Уйти в монастырь не считалось чем-то недостойным, позорным, как это порой выглядит сегодня в глазах многих невоцерковленных людей. Может, не было бы такого количества распавшихся браков, если бы люди, рожденные для монашества, оставляли мир и уходили в монастыри, не поддавшись соблазну построить жизнь по стандартной схеме: вырос – обязательно надо жениться.
Главное при выборе спутника жизни – его христианские добродетели. Очень важна и общность интересов будущих супругов. Ошибочно полагать, что человек, имея до брака вредные привычки, являющиеся смертными грехами, в браке исправится; но иногда, опять же по благословению, такие семьи создаются, и тогда супруг(а) призван(а) помогать своей второй половинке вести брань против этих грехов.
– К чему должны себя готовить молодые люди прежде вступления в брак? Нужно ли как-то проверять свои отношения?
– Если есть благословение на брак – что тут проверять? Это воля Божия. А если еще нет полной уверенности в том, что именно с этим человеком хочется прожить всю жизнь, то самое разумное – держаться на расстоянии, понаблюдать издалека, как проявится характер и душевные качества другого человека. В одной подростковой книге герой дает очень хороший совет своему племяннику относительно того, как выбрать спутницу жизни: нужно представить понравившуюся девушку в роли сестры, и если с ней ему будет по-прежнему интересно, значит, можно строить серьезные отношения с целью создания семьи.
При вступлении в брак, на мой взгляд, молодые должны приготовить себя прежде всего к труду. Научиться терпеть, уступать, помогать друг другу, заботиться, сопереживать, отказываться от чего-то друг ради друга – это все труд, особенно сегодня, когда каждого из нас навязчивая реклама призывает «взять от жизни все». Но это благодарный труд, плоды которого вы с избытком пожнете сразу же, т. к. нет ничего радостнее, чем утешить своего любимого человека. Ну и, конечно, очень хорошо обрести навыки практические, бытовые, которые пригодятся в семье: девушкам – закончить курсы медсестер (поверьте, умение правильно сделать укол, обработать и перевязать рану вам обязательно понадобится), научиться готовить постные и непостные блюда (очень много семейных торжеств приходится на посты), шить (одежда «горит» на детях, и сейчас достаточно сложно найти добротную, практичную и не вульгарную вещь), вязать (шерстяные носки, жилетки, варежки, которых в многодетной семье нужно немало, – это настоящее богатство). Юношам – понимать в бытовом строительстве, ремонте, быть физически сильными. В общем, для нашей молодежи есть очень много полезных и интересных дел, чтобы подготовить себя к браку. Вместо того чтобы ходить по дискотекам с малоизвестными молодыми людьми, девушкам лучше собираться вместе и что-нибудь вкусное готовить, печь, петь, заниматься рукоделием.
И главное – целомудрие молодых. Девственность – это самое ценное, что девушка и юноша должны сохранить друг для друга. Целостность ума, ясность мысли, последовательность мышления и действий, сила воли – все эти составляющие целомудрия необходимы в жизни, во всех сферах взаимоотношений между людьми.
– Почему сегодня разводы, распад семей стали обычным явлением? Почему часто расходятся молодые люди, пожив семейной жизнью всего лишь год-два, а то и меньше? В чем причина столь распространенной супружеской неверности?
– Враг рода человеческого делает все для того, чтобы совратить как можно больше людей с правого пути на путь беззакония, погибели. Падают в бездну греха многие. Но люди воцерковленные имеют оружие против врага – Крест, Причастие, Исповедь. А невоцерковленные больше подвержены его козням. Как объяснить современному «цивилизованному» человеку, что измена – это плохо? Наоборот, он приведет массу аргументов, что это очень даже нужно и полезно. Но заповедь Божия о целомудрии неизменна; в ней прописана мудрость, согласно которой жили наши, без сомнения, благочестивые предки; и жили дружно, честно; женились один раз и на всю жизнь, рожали здоровых духом и телом детей; из поколения в поколение. Сам быт русских людей был пронизан духом целомудрия, скромности, стыдливости. С уничтожением в России в 1917 году Самодержавия был разрушен и православный уклад семейной жизни. Веками накопленный, зарекомендовавший себя столетиями опыт оказался ненужным; русские люди приняли навязываемую им идеологию коммунизма, противную Православию, и стали жить согласно ее постулатам. Спустя время нам объявили о новых «ценностях» демократии. На западе свершилась «сексуальная революция»; она обошла бы нас стороной, будь Россия православной Державой. Но русские люди, не имея духовного стержня, забыв, что они русские, православные, отвергнув христианские добродетели, кинулись в омут т. н. «свободной любви». К каким последствиям это привело, все знают: миллионы абортов, разврат, особенно в молодежной среде, венерические заболевания, разбитые жизни, содомские грехи и т. д. И самое страшное заключается в том, что даже осознавая, что так жить нельзя, люди продолжают воспитывать своих детей в духе либерализма (мол, ребенок сам решит, как ему жить и поступать), одобрительно относятся к их гуляниям допоздна, вольному поведению с противоположным полом, развратной одежде. Какое поколение вырастет посредством такого воспитания – можно легко спрогнозировать. Наше общество сегодня утратило былую честь, достоинство; есть, конечно, люди, которые живут (стараются жить) по заповедям Божиим, но их небольшой процент. В процессе развращения русского народа основную роль – разрушительную – играет псевдокультура, возвышающая человеческие пороки и очерняющая истинные добродетели; на полную катушку раскручивается новый образ женщины: развратной, эгоистичной, эдакой независимой красавицы; новый образ мужчины: инфантильного, циничного и тоже эгоиста, не способного к настоящим поступкам, и, наконец, образец «достойной» жизни: безконечный шоппинг, развлечения. Такая жизнь по своей сути – праздность; а этот грех, как мы знаем, является основой всякого греха (недаром в молитве преп. Ефрема Сирина грех праздности стоит на первом месте: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми...»). Поэтому измены, разводы – следствие отступления от Православия, потери веры.
Окончание см. на стр. 7.