ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Христианское учение о Царской власти
и об обязанностях верноподданных

Мысли, извлеченные из проповедей свт. Филарета Московского*

 



Посредством публикации изданной до революции брошюры «Христианское учение о Царской власти и об обязанностях верноподданных. Мысли, вкратце извлеченные из проповедей Филарета, митрополита Московского» (Сост. Порфирий Кременецкий. М.: издание Афонского Русского Пантелеймонова монастыря, 1906) мы хотим еще раз обратиться к неоднократно затрагиваемой на страницах нашей газеты теме отношения Православной Церкви к монархической форме государственного правления. Надеемся, что труд святителя Филарета, в котором, кроме этой проблемы, рассматриваются и вопросы личного отношения христианина к Помазаннику Божию – православному Государю, послужит в назидание читателям: монархистов еще более укрепит в благоговейном почитании Царей и молитвенном чаянии восстановления монархии в России, а сомневающимся, неопределившимся и не вникавшим глубоко в данную тему откроет глаза на многие вещи, имеющие непосредственное отношение к душевному спасению.

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ:
О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВЛАСТИ

 

ПАРАГРАФ ВТОРОЙ:

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
И СВОЙСТВО НЕПОСРЕДСТВЕННОГО БОЖИЕГО
УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМНЫМИ ЦАРСТВАМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ

 

Царство Господа – царство всех веков и владычество Его во всяком роде и роде (Пс. 144, 13). Преходящие царства человеческие совокупно и повременно являются на позорище света для того, чтобы служить тому духовному царству, и сильные земли чредою изводятся стрещи стражбы его. Связав природу необходимостию и оставив человека в руце произволения его (Сир. 15, 14), великий Художник мира – Бог – простирает Свой перст в разнообразное сплетение событий естественных и свободных деяний и таинственным движением то неких сокровенных нитей, то видимых орудий образует и сопрягает все в единую многохудожную ткань всемирных происшествий, которую время развертывает к удивлению самой вечности. Различные состояния земных гражданств всесильною рукою Божиею непрестанно направляются к тому, чтоб они уготовляли в себе граждан небесам: для сего Всепромыслитель Бог действует и через общество на человека, и взаимно чрез человека на общество; для сего языки шатающиеся и восстающие на Господа пасутся жезлом железным и яко сосуды скудельничи сокрушаются (см.: Пс. 2, 1–2, 9), обращающиеся воссозидаются и насаждаются (см.: Иер. 18, 9), искушаемые проводятся сквозь огнь и воду, твердые в испытании вводятся в покой (см.: Пс. 65, 12); для сего возносятся избранные от людей Господних (см.: Там же. 88, 20), крепкие, предопределенные сотворить волю Промысла Божия, поддерживаются за десницу десницею Всесильного, которая уравнивает пред ними горы и врата медная сокрушает (см.: Ис. 45, 1–2); и между тем – да смирится высота человеча и вознесется Господь един (Там же. 2, 17), – жребий многочисленнейших народов иногда долго скрывается в неизвестной руке единого смертного, а судьба каждого сильного земли слагается из неисчислимых случайностей, которых никакая человеческая мудрость объять, никакая земная сила покорить себе не может.

Если это всеобъемлющее владычество Божие подвергает нас некоторой судьбе, то судьбе премудрой. Если оно, по-видимому, налагает узы, то разве на своеволие и буйство. Если уничижает, то единственно тех, которые думают быть сами творцами своего величия, мечтают взыти выше облак и быти подобны Вышнему (см.: Там же. 14, 14). Если же оно и возносит иногда жребий нечестивого, то не иначе, разве как возносится жезл, который вскоре поразит некоего виновного, сокрушится и отвержется. Напротив – те, которые сами ничего не ищут, кроме славы Божества и блага человечества, – обретают в покорении себя Божественному Промыслу свою надежду и безопасность, в Его власти – основание своего могущества, в Его славе – источник своего истинного величия.

В наши времена многие народы мало знают отношение царств человеческих к Царству Божию, и что особенно странно и достойно сожаления и ужаса – мало знают сие народы христианские. Мало знают не потому, чтоб не могли знать, но потому, что не хотят знать, и глаголющиеся быти мудри между ними с пренебрежением отвергают дознанное и признанное древнею мудростию, освященное и утвержденное Божественною властию; им не нравится старинное построение государства на основании благословения и Закона Божия; они думают сами гораздо лучше воздвигнуть здание человеческих обществ в новом вкусе, на песке народных мнений, и поддерживать оное бурями безконечных распрей.

В такие времена как особенно нужно, так и особенно отрадно должно быть нам, богобоязненные и благоверные россияне, часто напоминать себе и крепко содержать в памяти оправданное судьбою Отечества нашего, преданное нам от предков наших, или, лучше сказать, от пророков Божиих, то учение, что владеет Вышний царством человеческим (Дан. 4, 22), что Господне есть царствие и Той обладает языки (Пс. 21, 29).

Если бы этой истины и не открыло нам Слово Божие, мы могли бы найти ее в общем составе наших познаний о Боге Творце и Промыслителе.

Так как Бог есть Творец вещественного мира и мира духовного, то, без сомнения, Он и есть Промыслитель как того, так и другого мира. И если промышления Божия требует мир вещественный, движимый необходимостию законов, при сотворении в него впечатленных, то тем более требует оного мир духовный, которого существа, пользуясь преимуществом свободы, по этому уже самому могут уклоняться от творческого назначения и направления, и для таковых особенно случаев нуждаются призывать руку Промыслителя, охраняющую и возращающую. А как благоустроение и охранение общества человеческого преимущественно зависит от верховной над ним власти, то и оказывается необходимым, чтоб промышление Божие преимущественно сосредоточено было над верховною властию, чтоб владел Вышний царством человеческим.

Бывает, что царствование или непосредственное промышление Божие над царством человеческим не для всех и не всегда бывает явственно видимо. Это бывает, во-первых, потому, что Царь Небесный безмерно высок и непостижим и Его нисходящее действие нередко скрывается в цепи посредствующих естественных причин и действий. Во-вторых, это бывает потому, что, царствуя над существами, которым благоволил даровать свободу, Бог хранит неприкосновенным этот дар Свой, то есть оставляет довольно простора свободному действованию человеческому. От этого случается, что мы довольно долго слышим шум, видим движение дел человеческих, нередко смешанных и безпорядочных, и не примечаем, как за ними тихо шествуют Божий Промысл и суд, утверждающий, охраняющий и возвышающий то, что служит Царствию Божию, и ранее или позже низлагающий то, что ему противоборствует.

 

Ч. II. С. 259–607; Ч. III. С. 240.

.

 

   * «Слова и речи Филарета, митрополита Московского» (часть II изд. 1848 г. и часть III изд. 1861 г.), из которых заимствовано предлагаемое учение, цитируются следующим образом: Ч. II; Ч. III и затем обозначается страница книги.

 

Продолжение см. в след. номере.

 

 

Календарь монархиста

с 18 июня/1 июля по 1/14 июля

 

20 июня / 3 июля:
– в 1605 году самозванец Лжедмитрий торжественно въехал в Москву.

21 июня / 4 июля:
– в 1605 году самозванец Лжедмитрий «венчался на царство» в Успенском соборе Московского Кремля.

25 июня / 8 июля:
– в 1796 году в Царском Селе родился Государь Император Николай I Павлович.

28 июня / 11 июля:
– в 1762 году низложен Император Петр III.

29 июня / 12 июля:
– в 1174 году заговорщиками-боярами убит русский Великий Князь Андрей Боголюбский;
– день тезоименитства Его Высочества Императора Павла Петровича, Самодержца Всероссийского.

30 июня / 13 июля:
– в 1100 году русские князья Святополк Изяславич, Владимир Всеволодович Мономах, Олег и Давид Святославичи, Давид Игоревич заключили новый союз для предотвращения междоусобных войн и распрей (после нарушенного ранее по вине Давида Игоревича первого соглашения на собрании князей 1097 года близ Любеча. Киевскую землю и великое княжение тогда единодушно утвердили за Святополком; за Владимиром Мономахом укрепились уделы его отца – Переславль, Смоленск, Ростов, Суздаль и Белоозеро; Олегу, Давиду и Ярославу Святославичам достались Чернигов, Рязань и Муром; а Давиду Игоревичу – Владимир-Волынский; за Володарем, Рюриком и Василько Ростиславичами сохранились Перемышль и Теребовль. Каждый целовал святой крест, говоря: «Да будет земля Русская общим для нас Отечеством...»).

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник