ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПАЛОМНИЧЕСТВО РОДНАЯ СТОРОНУШКА СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ТИХИЙ СВЕТ «СЕВЕРНОЙ ФИВАИДЫ»

 

Начало на стр. 6

 

По смерти Господь прославил преподобного многими чудесами и исцелениями от его мощей. В настоящее время эта святыня почивает под спудом в нижнем приделе собора Всемилостивого Спаса Прилуцкого монастыря. Рядом, так же под спудом, – мощи преподобного Игнатия Прилуцкого († 1523 г.) и его родного брата Угличского князя Димитрия Андреевича († после 1540 г.).

Отец этих святых Угличский князь Андрей Васильевич попал в немилость к великому князю, и тот заключил его вместе с семьей в тюрьму. Там родители скончались, а братьев перевели в Прилуцкий монастырь. Князь Димитрий сильно унывал, но брат утешал его такими словами: «Брат, не скорби о том, что ты заключен в темницу и страдаешь от этих оков. Бог внушил великому князю так поступить с нами, чтобы доставить пользу душам нашим, ибо через это Он сделал для нас невозможным заботиться о суете мира сего. Будем молиться Господу Богу, чтобы Он послал нам милость Свою с радостью перенести во имя Его страдания и избавиться от вечных мучений».

Всего преподобный Игнатий провел в монастыре 32 года. Перед смертью он принял постриг в великую схиму. Брат его впоследствии получил свободу, но завещал похоронить себя в ногах святого сродника.

За соборным храмом стоит великолепная деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря. На монастырском погосте можно увидеть могилу поэта К. Н. Батюшкова. Памятник Батюшкову работы великого русского скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова, изображающий поэта рядом с конем, находится на Кремлевской площади.

К кремлю мы и проехали из Прилуцкого монастыря, предварительно отобедав в Прилуках. Вологодский кремль расположен на Соборной горке, на правом берегу реки Вологды. Среди его построек – огромный Софийский пятикупольный собор, возведенный в 1568–1570 годах, 73-метровая звонница, архиерейский двор – резиденция вологодских архиереев, а также храм святого благоверного великого князя Александра Невского. В настоящее время весь кремлевский комплекс занят под Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, в который входят краеведческий музей, картинная галерея, отдел древнерусского искусства и целый ряд других выставок. Мы посетили краеведческий музей, отдел древнерусского искусства, колокольню и храм святой Софии.

 


Вид с колокольни Вологодского кремля на Софийский собор

 

С колокольни, которая лишь на 8 метров ниже колокольни Ивана Великого в Московском кремле, открывается чудесный вид на город. Один путешественник, живший в XIX веке, говоря о впечатлении, которое произвела на него Вологда, сравнивал ее с огромным монастырем, утопающим в зелени, – так много здесь было храмов. Несмотря на годы гонений, в городе сохранилось немало церквей, которые в настоящее время нуждаются в реставрации.

В постройках архиерейского двора под отделом древнерусского искусства находится также выставочный зал, в котором проводилась выставка старинных фотографий моды и модниц XIX – начала XX веков. К сожалению, на некоторых фотографиях были запечатлены женщины в неприглядном виде. Проведение таких выставок оскорбляет святость этого места, смущая совесть православного посетителя. В церковных стенах подобное недопустимо!

От кремля мы прошли в храм святителя Николая во Владычней слободе, в котором почивают мощи святителя Антония Вологодского († 1588 г.). Начало своему монашескому подвигу этот святой полагал под руководством преподобного Герасима Болдинского († 1554 г.), после кончины которого стал настоятелем в Болдинском монастыре. Оттуда в 1586 году он был поставлен архиереем на Вологодскую и Великопермскую на кафедру, которая в те времена составляла одну епархию. Святитель Антоний был великим молитвенником, совершал Богослужения до последней возможности. В последний год жизни по его благословению на месте явления чудотворной Владимирской иконы Божией Матери близ Вологды был воздвигнут монастырь. Когда святой скончался, то более трех недель ждали архиепископа Варлаама Ростовского, который по благословению Патриарха должен был его погребать. Несмотря на столь долгий период ожидания, тело святителя не подверглось тлению. Впоследствии Господь прославил его исцелениями и чудесами.

Приложившись к мощам святителя Антония и к другим святыням храма, мы двинулись по берегу реки на Горбачевское кладбище. Автобусы туда ходят редко, потому пришлось добираться пешком. В советские годы Лазаревская кладбищенская церковь была одним из двух действующих в городе храмов. Здесь сосредоточилось множество святынь. Например, рядом с кладбищем находится предполагаемое место погребения преподобного Герасима Вологодского († 1178 г.).

Преподобный Герасим первоначально подвизался в одном из киевских монастырей. В 1147 году он отправился на реку Вологду, в Вологодские пределы, которые уже были просвещены светом христианства, но их население еще не утвердилось в истинной вере. Святой поселился близ городского посада, в лесу за Кайсаровым ручьем. Местные жители сначала отнеслись к нему враждебно, но он своим терпением, молитвой, лаской и добротой победил неприязнь, утвердив их в Православии. Затем на месте своих подвигов преподобный воздвиг храм и мужской монастырь во имя Святой Троицы, где и были положены его честные мощи. Польско-литовские захватчики разорили обитель, но преподобный явился одной слепой женщине и велел ей отыскать его могилу, сказав, что она находится на том месте, где та найдет свой платок, который он у нее тут же забрал. Женщина последовала словам святого и получила исцеление; немало чудес совершалось и потом. В советское время храм, при котором почивали мощи преподобного Герасима, был разрушен. Сейчас там воздвигается часовня.

В Лазаревском храме находится чудотворная икона Божией Матери «Семистрельная». Этот образ был принесен сюда из Дмитровской Широгорской церкви Вологодского района. Когда эта церковь была уже закрыта и полуразрушена, одна верующая женщина, войдя однажды внутрь храма, услышала голос: «Хватит вам топтать Мой образ!» Она подняла икону и принесла ее в Ларазевский храм, где от нее по сей день проистекают чудеса и исцеления. 18 мая 1991 года образ замироточил.

Рядом с «Семистрельной» иконой Божией Матери в небольшом ковчеге находится левая десница преподобного Феодосия Тотемского († 1568), мощи которого почивали здесь до возобновления в Тотьме его монастыря.

Преподобный Феодосий родился в Вологде и происходил из дворянского рода Сумориных. Начало своего монашеского жития святой полагал в Прилуцком монастыре. От монастыря он был направлен следить за солеварнями в Тотьме, где по разрешению и благословению Царя Иоанна Грозного и святителя Макария, митрополита Московского, основал монастырь. Обитель преподобного несла жителям окрестностей свет духовного просвещения. Смиренный настоятель сам трудился с братией, пребывая в непрестанной молитве и богоугодных подвигах благочестия. После смерти, последовавшей в 1658 году, на его теле нашли власяницу и врезавшиеся в плоть вериги.

На Горбачевском кладбище рядом с Лазаревским храмом в могиле под белым мраморным крестом почивают мощи местночтимого святого священника Александра (Баданина) Вологодского († 1913 г.). Святой праведный Александр родился в 1843 году в городе Никольске Вологодской губернии, в семье дьячка Сретенского собора. После окончания Вологодской духовной семинарии преподавал в Солигалическом, а также Вологодском и Тотемском духовных училищах. В 1889 году был рукоположен в сан священника и служил сначала в кафедральном соборе, но затем, за дерзновенное обращение к Обер-прокурору Святейшего Синода, посетившему Вологду, был переведен в Вознесенский храм. За кротость, терпение, самоотверженную любовь к ближним и глубокую молитвенность Господь даровал отцу Александру дар прозорливости и чудотворений. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, часто бывавший в Вологде проездом, по пути на родину, говорил вологжанам, просившим его молитв и советов: «У вас есть свой молитвенник, к нему обращайтесь», и называл имя отца Александра.

Известен случай, когда Великим Постом отец Александр пришел в дом городского головы, где в гостях был и местный архиерей. На столах наряду с постными кушаньями стояли и скоромные. Священник прошелся вдоль стола, собрал все скоромное и бросил под стол.

Отец Александр придавал огромное значение чтению житий святых на церковно-славянском языке, составленных святителем Димитрием Ростовским, это была его настольная книга. Ее он советовал приобретать и всем своим духовным чадам, а состоятельным из них благословлял покупать и жертвовать в Сибирь переселенцам, а также в учебные заведения. Священник обращался даже к Обер-прокурору, прося его издать указ, чтобы в каждой церковно-приходской школе было введено изучение житий святых, указывая на их огромную воспитательную силу. Последние восемь лет своей жизни отец Александр провел в квартире, принимая народ. По его молитвам к людям возвращалось зрение, они освобождались от страстей и отчаяния. Скончался угодник Божий в 1913 году, а в 2000-ом был прославлен в лике местночтимых святых Вологодской епархии.

Рядом с могилкой святого праведного Александра погребен другой добрый пастырь Христов, совершавший свое служение уже в наши дни – игумен Гурий (Чезлов) († 2001 г.). По свидетельствам людей, знавших батюшку, к прихожанам он был внимателен и ласков, в то время как к себе самому – очень взыскателен: строго постился, ночи проводил в молитвенных бдениях, вел жестокую брань с нечистой силой. Игумен Гурий был противником глобализации и внедрения новых средств идентификации личности. Скончался он 6 сентября 2001 года.

Завершая паломничество, мы вернулись к вокзалу, к храму святителя Николая в Глинках. В приходе этого храма родился известный подвижник благочестия XIX столетия затворник Георгий Задонский († 1836 г.), оставивший после себя многочисленные письма, изданные Оптиной Пустынью еще до революции и бывшие настольной книгой святителя Игнатия (Брянчанинова). В настоящее время Липецкая епархия собирает материалы, необходимые для общецерковного прославления подвижника.

В соборе Вологодских святых почитается около ста угодников Божиих, большинство из которых – пустынники, основатели монастырей. Поэтому по аналогии с Египетской Фиваидой, давшей миру множество преподобных отцов, в русской духовной литературе Вологодский край был назван «Северной Фиваидой».

Мы смогли посетить лишь малую часть вологодских святынь: многие монастыри до сих пор не восстановлены, а другие, такие как Белозерский монастырь, уже действуют, однако находятся в отдаленных местах. Но мы благодарим Бога, что сподобил нас прикоснуться хоть к некоторым сокровищам Северной Фиваиды, тихий свет которой незримо освещает нашу многострадальную Родину, утверждая в сердце надежду на ее возрождение.

 

Александр МАЛИНИН

 

 

    

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник