ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИЭКУМЕНИЗМ ЛЖЕУЧЕНИЯ НАШЕГО ВЕКА СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Почему православному христианину
нельзя быть экуменистом

 

 

 

Продолжение. Начало в № 14(38)

 

 

ОСНОВАНИЕ СЕДЬМОЕ:
ЭКУМЕНИЗМ ПОЛЬЗУЕТСЯ МЕТОДАМИ
ЕРЕТИКОВ И НЕ ИЩЕТ СОЗДАННОГО
ХРИСТОМ ЕДИНСТВА ИСТИННОЙ ВЕРЫ

 

А) ЭКУМЕНИЗМ ЕРЕТИЧЕСКИМ ОБРАЗОМ
ОТБИРАЕТ ТЕКСТЫ ИЗ СЛОВА БОЖИЯ

 

 

Как было подчеркнуто во втором основании, экуменизм – это ересь, искажающая Православное учение о Церкви. Примечательно, что ересь экуменизма проявляется и в методах.
Слово «ересь» происходит от греческого глагола «αιρεομαι», который означает «выбирать». Еретики всех времен создавали свои лжеучения, выбирая нужные им отрывки из Священного Писания и игнорируя другие, опровергающие их ересь, священные тексты. По мнению свт. Иоанна Златоуста, множество ересей и неправильных мнений возникло именно вследствие подобных злоупотреблений Словом Божиим. Вот что он говорит: «Не достаточно сказать о чем-нибудь, что оно написано в Писаниях, и не должно прямо, выхватывая слова и отрывая члены от тела богодухновенных Писаний, брать их отдельно и без взаимной их связи и произвольно и безотчетно искажать их. Таким образом вошли в нашу жизнь многие неправые мнения, по действию диавола, который научает людей безпечных превратно толковать заключающееся в Писаниях и, прибавляя или убавляя, помрачать Истину» (Свт. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1900. T. VI. Кн. I. С. 445). Издревле и до сего дня методы еретиков остаются неизменными: они отбирают лишь угодные им тексты, не принимая во внимание обличительные для них.

Так поступают и экуменисты. Они берут некоторые священные тексты (например, 21-й стих 17-ой главы Евангелия от Иоанна), но не ищут добросовестного толкования смысла слов о заповеданном Богом единстве верующих. Одновременно они намеренно замалчивают ряд других священных текстов (например, 51-й стих 12-ой главы Евангелия от Луки, 10-й стих 3-ей главы Послания св. ап. Павла к Титу, 10-й стих 1-ой главы Евангелия от Иоанна), где разделение прямо предпочитается небоугодному единству.

Да будут все едино (Ин. 17, 21), – лозунг экуменистов. Этими евангельскими словами они стараются придать авторитет и привлекательность своему «грандиозному» плану объединения разномыслящих, не требуя от них догматического единомыслия в истинной вере.

Но почему же они не ссылаются на 9-й стих из той же Первосвященнической молитвы Спасителя, откуда видно, что слова да будут все едино относится не ко всем людям вообще, а лишь ко всем истинно верующим в Него? О них именно молился Господь, чтобы они не отступили от Истины, но составляли бы одно нерушимое единство вместе со всеми верными Ему людьми всех времен, – следовательно, и со всеми будущими поколениями, которые будут исповедовать Истину. Вот собственные слова Христа: Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне. <...> Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы (Там же, 9, 11). Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино (Там же. 17, 20–21). Из этих слов Спасителя ясно, что лишь право верующие во Христа составляют истинное единство. Еретики же не могут входить в это созданное Христом единство.

Еще выразительнее объясняет Спаситель, какое единство имеет Он в виду, говоря: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Там же, 21). Для единства верующих во Христа образно указано то идеальное единство, которое существует между Сыном, воплощенной Истиной (см.: Там же. 14, 6), пришедшим свидетельствовать об Истине (см.: Там же. 18, 37), Отцом, Который есть Истина (см.: Иер. 10, 10), и Святым Духом – Духом Истины (см.: Ин. 15, 26). Все три Ипостаси Божественной Троицы суть едины, ибо все Они суть Истина. Отсюда следует, что и верующие могут быть едины только во исповедании Истины. Вне Истины не может существовать подлинного единства, но лишь фиктивное единение.

Как прекрасно говорит свт. Анастасий Синаит, Патриарх Антиохийский († 599 г.): «Начало Твоих словес, Христе, есть Истина, или, точнее, Сам Ты, Бог Слово, истинная Истина, действительно рожденный от Отечественной Истины, – Ты Сам еси Истина, и всем, возлюбившим Твою Истину, Ты обещаешь послать Духа Истины, говоря: „Когда же приидет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую Истину“ (Там же. 16, 13)» (Migne, PG. Т. 89. Col. 39).

Вот в какой Истине нам велено объединиться! А ВСЦ (экуменическая организация «Всемирный совет церквей». – Примеч. ред.) ищет объединения вне Истины, ведя тем самым своих сторонников не к спасительному единству во Христе, а к вечной погибели!

Экуменисты тщательно избегают цитировать слова Спасителя к Богу Отцу: Освяти их Истиною Твоею; слово Твое есть Истина (Ин. 17, 17), ибо в них подчеркнуто, что непременным условием единства является Истина. Блаж. Феофилакт так толкует эти слова: «Сохрани их в правоте слова и догматов. Наставь и научи их Истине. Ибо святость состоит в хранении правых догматов» (Блаж. Феофилакт. Благовестник. СПб., б. г. С. 721–722).

А вот как преп. Симеон Новый Богослов понимает единство верующих во Христа и единство Христовой Церкви, которая есть Его тело: «Все святые суть воистину члены Христа Бога <...> и соединены с телом Его, так что Христос есть Глава, а все, от начала до последнего дня, святые – члены Его, и все они в совокупности составляют единое тело и как бы одного человека». Приведя все упомянутые нами слова Христа из Его Первосвященнической молитвы (см.: Ин. 17), преп. Симеон заключает: «Господь дает нам обетование, что, если хотим, Он будет иметь с нами такое же единение по благодати, какое единение Сам Он имеет с Отцом по естеству, <...> ибо, единожды соделавшись сродным нам по плоти и нас сделав причастниками Божества Своего, Он тем самым соделал нас всех сродниками Своими» (Св. Симеон Новый Богослов. Слова. М., 1892. Вып. 1. С. 383–386).

Правда, в Церковь Христову входят и грешники, но они ее не оскверняют, а сами исцеляются в ней. Если они хотят исцелиться, то остаются в теле Церкви. Если же упорствуют и смерть застает их нераскаянными, они отпадают от тела Церкви. Поэтому прав преп. Симеон Новый Богослов, говоря, что святые (т. е. праведники и исцелившиеся грешники) составляют тело Христово. Одни только еретики отсекаются от него как не послушавшие Церкви (см.: Мф. 18, 17).

Это не значит, что еретики не могут вернуться в Церковь Христову. Отказавшись от ереси и покаявшись, они могут войти в нее как обновленные члены тела Христова. Но если будут упорствовать в своем заблуждении до конца, они останутся вне тела Церкви, ибо ереси подобны злокачественным опухолям, которые Святые Отцы силою Святаго Духа на Вселенских и Поместных Соборах отсекали от тела Христовой Церкви.

Все эти злокачественные опухоли в нашу эпоху экуменизм старается объединить с Православной Церковью в одно «экуменическое» (лжевселенское) тело, которое не есть Христово, но, очевидно, антихристово. Мало того – экуменизм пытается ввести интеркоммунион, т. е. причащение из одной чаши всех деноминаций ВСЦ без их предварительного очищения от ересей. Подобное «причащение» есть вопиющее кощунство над величайшим Таинством Святой Евхаристии, в котором совершается истинное соединение со Христом лишь правильно верующих в Него и живущих сообразно этой правой вере. Об этом преп. Симеон Новый Богослов пишет, что Христос, подавая нам Свою Плоть и Кровь в Пречистых Тайнах, «сим способом общения делает нас едино с Самим Собою».

Итак, из приведенных нами текстов явствует, что рассматриваемое единство относится не ко всем лицам, а лишь к истинно верующим во Христа. Несмотря на эту очевидность, ВСЦ силится навязать свое ошибочное понимание, будто все «христиане» т. н. «церквей» могут и должны объединиться в его всеобъемлющем лоне как «верующие во Христа».

В связи с этим закономерен вопрос: достаточно ли веровать во Христа, не уточняя, как веруешь в Него? Ведь книжники и фарисеи тоже веровали в то, что однажды на землю придет Мессия, и ожидали Его пришествия. Однако их вера была настолько искаженной – в сравнении с верою святых апостолов Христовых, – что во имя своего воображаемого «мессии» они отреклись от истинного Мессии и предали Его на распятие (см.: 1 Кор. 2, 8). Разве при такой неправильной вере в Мессию возможно было бы включить их в единство Христовой Церкви?! Но были и иные книжники и фарисеи: Никодим, Гамалиил, Савл и прочие, а также некоторые иудейские начальники (см.: Ин. 12, 42) и священники (см.: Деян. 6, 7), которые уверовали в Мессию так, как верили Христовы ученики. Все они были единодушны со святыми апостолами и вошли в Христову Церковь. Не имевшие же в сердцах своих объединяющей истинной веры во Христа остались за бортом этого спасительного корабля.

 

Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ),
архимандрит
Сергий (ЯЗАДЖИЕВ)

 

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник