ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СВЕТ МИРУ ПРОТИВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

НАШЕ ОРУЖИЕ – УПОВАНИЕ НА ГОСПОДА

 

Начало на стр. 4

 

– Да, старцы говорят, что нужно иметь какой-то дом в деревне, какой-то участок земли, колодец; это все пригодится. Но у некоторых не получается запастись «тылом», а есть и те, кто, напротив, очень успешно трудится в этом направлении. Вот, например, в Дивееве все дома раскуплены уже давно. Было пророчество, что антихрист не перейдет за канавку Божией Матери, и многие уехали в Дивеево, приобрели жилье. Но когда я была там, по-моему, в 1989 году, то попала на беседу к схимонахине Маргарите. Это последняя насельница еще прежнего Дивеевского монастыря, дореволюционного. Она была уже очень старенькая, и перед кончиной Господь сподобил ее прожить несколько лет во вновь открывшейся обители. И, удивительно, – она сказала мне то, что в тот момент переживала моя душа: «Деточка, тут все с ума посходили, дома попродавали, здесь все раскупили. Нет, – говорит, – это, конечно, неплохо, но они же почему? Они из-за страха, думают, убегут телом за канавку, и антихрист их не достанет. А ведь не это главное. Вот ты идешь по тропинке или где угодно, ты читай молитву Пресвятой Богородице: или „Богородице Дево, радуйся“, или „Пресвятая Богородице, спаси нас, грешных“, или Иисусову молитву. Ты так углубись в себя, и ты будешь рыть канавку вокруг своего сердца. Ты рой вот эту канавку! А придет антихрист – в любой точке земного шара ты укроешься за эту канавку. Вот что главное!»

Из этих слов я поняла, что когда придет година искушений, наряду со внешними бедствиями, войнами, катаклизмами, будут еще очень сильные духовные искушения, то есть будет меняться духовное состояние людей…

 

– А какие это могут быть искушения?

– Господь наш Иисус Христос в Гефсиманском саду претерпел все стрелы ада, на Него была направлена вся сатанинская злоба. Даже ангел явился и укреплял Его – настолько сильное было томление духа у Господа. Человеческое сознание не может вместить, что Спаситель наш пережил в те часы. Вот в такой момент, когда может прийти очень сильное искушение, подобное перенесенному Господом, его можно будет выдержать, только если человек пребудет в молитве и духовном бодрствовании. А можно от легкого и маленького искушения, если жить в безпечности и нерадении, быть побежденным. Надо усиливать молитву соразмерно искушению: сколько на нас наваливается – настолько мы должны это отражать.

Когда наступит такое состояние при приходе антихриста, то человек, испытывающий духовную брань, уйдет внутрь себя, углубится в сердце, начнет творить молитву. И это его спасет, он не станет паниковать, ужасаться.

 

– А чем еще, кроме молитвы, нужно вооружиться?

– Наше оружие – это Слово Божие. Мы знаем, что надо читать Евангелие, Псалтирь. Вроде бы, все привычно. Но дело в том, что каждый раз читаешь Слово Божие – и как будто впервые. День прошел, два, три – все словно в первый раз, и душа то так реагирует, то иначе что-то впитывает, то еще что-то познается. А бывает, что душа вообще закрыта, ничего не может в себя впитать. В Слове Божием надо поучаться день и ночь, как во Псалтири написано в 11-й кафизме: И настави я на упование, и не убояшася (Пс. 77, 53). Оружие наше – это упование на Господа: В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится (Там же. 111, 6–7). «Не убоится от слуха зла» – то есть если мы услышим про какие-то войны, катаклизмы, бедствия, мы не должны пугаться. От страха вражия изми душу мою (Там же. 63, 2) – это диавол нас старается напугать, но нам уж точно бояться нечего, только своих грехов, бояться надо только оскорбить Господа чем-нибудь. Сколько раз бывает, Господь пошлет какую-то трудность, какую-то скорбь, но и силы посылает перенести это, и даже не чувствуешь тяжести. А иногда что-то маленькое, какая-то неприятность – и она тебя бьет прямо наповал, потому что ты на себя надеялся и Господа даже не призвал.

Вот удивительный 22-й псалом, там написано: Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси (Там же. 22, 4). А 26-й псалом: Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? <…> Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое, аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю (Там же. 26, 1, 3). Еще в другом месте: Сии на колесницах, сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем. Тии спяти быша и падоша, мы же востахом и исправихомся (Там же. 19, 7–8).

Враг старается поколебать душу страхом у населения всего земного шара. Надо изучать Слово Божие, надо поучаться в законе Господнем день и ночь: взять какие-то изречения, на которые душа реагирует, которые успокаивают душу, и повторять, повторять их в уме и сердце своем. Это – меч, оружие обоюдоострое, которое посекает всю силу вражию.

Как-то писали письмо отцу Кириллу (Павлову): там какие-то сложнейшие ситуации, какие-то драматические события, трагедии, скорби, очень тягостные. И помню ответ батюшки: «Читайте Святое Евангелие и Псалтирь, Апостол». Я была поражена: ответ совершенно простой, как бы банальный. Но потом вникла и поняла: оказывается, если человек читает, поучается в Слове Божием, у него вокруг души как будто каменная крепость вырастает; и житейское море бушует, но эти волны уже не могут на человека повлиять. Это реальная пища для души. Так и в молитве «Отче наш» мы читаем: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», но это не только хлебушек, который мы едим. Самое главное – это хлеб насущный для души. Если душа слишком волнуется, переживает или страшится, значит, не хватает пищи, значит нужно удвоить, утроить поучение в Слове Божием, углубляться в смысл, а не так, по поверхности скользить. Хорошо укрепляться чтением житий святых угодников Божиих, такое ежедневное чтение очень питает душу. Как они шли на мучения, предстояли перед своими мучителями-тиранами! Постоянная должна быть подпитка: не то, чтобы ты прочитал и все, потом неделю, две, три не читаешь, а постоянно надо стараться читать, как мы постоянно хлебушек кушаем. Ведь мученики были готовы к кончине и потому, несмотря ни на что, выбирали Небесное.

 

– А как быть, чтобы не оказаться в состоянии духовного забвения, нечувствия? Мы очень часто во многом оправдываем себя, думаем, что мы «верные», что мы-то точно не отступим, не предадим Христа, и расслабляемся…

– Нужно просить у Господа помощи, чтобы устоять в годину искушений, потому что праведник едва спасается (см.: 1 Петр. 4, 18). Если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть (см.: Мф. 24, 22). Владыка Максим белорусский (архиеп. Максим (Кроха) († 2002); ревновал о чистоте Православия, был противником экуменизма и глобализации, особо почитал святых Царственных Мучеников. – Примеч. ред.) просил Господа в молитве: «Господи, открой мне, почему люди будут от Тебя отрекаться?» И его взгляд упал на раскрытое Евангелие, где как раз говорилось об отречении апостола Петра. И потом он как бы забылся, и в тонком сне ему было дано уразуметь, что если бы воины пришли в тот момент, когда апостол Петр говорил Господу: «Господи, я за тебя душу положу», то он бы не убоялся. А диавол выбрал такое время, когда он был не готов. И, действительно, апостолы пережили тогда сильнейшее искушение: все испугались, в панике, в ужасе разбежались, страха ради смертного. И нам, православным христианам, тоже если будут говорить: «Отрекись от Христа», – мы не отречемся. А тут отречение навязывается постепенно, хитро, незаметно: это прими, вот еще шажочек сделай, еще компромисс, еще… Этот пример одного из любимых учеников Спасителя ясно показывает, что мы – ничто, что мы настолько должны в себя не верить, чтобы это была наша добродетель – не надеяться на себя, понимать, что без Господа ничего не можем.

 

– Еще такой вопрос. Бывает, в душе начинаешь осуждать тех, кто поддерживает глобализацию, в частности, епископов, которые, вольно или невольно, потворствуют ей, а также принимают участие в экуменических встречах. Как научиться хранить себя от такого осуждения?

– Мы должны хранить свою совесть в отношении ближних, чтобы никого не осуждать и ни с кем не враждовать. А иначе, даже если мы будем очень преданы Господу, благодать отступит от нас, и мы не сможем сохранить Ему верность, как это произошло с Саприкием и мучеником Никифором. Первого уже мучили за Христа, но он не простил своего друга Никифора, и благодать Божия отступила. Он поклонился идолам, а его друг занял его место, исповедал Христа и пошел за Него на смерть.

В дневнике Императрицы Александры Феодоровны написано, что пока мы храним в своем сердце любовь, мы неуязвимы ни для врагов, ни для клеветы. То есть надо хранить в сердце любовь ко всем, также и к заблудшим людям, которые навязывают антихристову систему, хотя это и очень непросто. Но ведь если на руке болит какой-то палец, то он даже больше внимания требует, чем другие, здоровые.

Мы даже представить не можем, как тяжело на вершине власти, какими гирями обвешаны, какими путами обвязаны наши архиереи! Если мы слышим о каком-то негативном поступке иерарха, то нужно отступление, которое он сделал, в своем сердце осудить, но самого человека осуждать нельзя, надо жалеть, тем более у него, скорее всего, есть много добрых дел, которые знает лишь Господь. Плохо, когда появляется неприязнь к какому-то конкретному лицу. Нужно переживать за то, что дело Божие нарушается, что чистота веры не соблюдается тем или иным человеком, ставшим орудием в руках диавола, нужно жалеть и молиться о его вразумлении. Надо молиться о вразумлении наших иерархов.

 

– А бывает такое, что мы сами провоцируем негативную реакцию священноначалия, когда пытаемся сделать доброе дело, но действуем со страстью?

– Да, например, при личных встречах. Если Вы будете беседовать с кем-то, придете к начальству или к иерархам, чтобы выразить перед ними свою позицию – несогласие с антихристовой системой, то нужно быть в духе кротости, говорить со смирением. Если, конечно, будет хулиться Имя Господне, тогда «правило веры и образ кротости» святитель Николай показал, как поступать. Но надо бояться личных амбиций, чтобы нам косным языком, резким словом не нанести личную обиду человеку – доброе дело может сразу разрушиться, нас не услышат. Нужно в сердце хранить любовь. Душа человека, как правило, чувствует, когда говорят с возмущением или неприязнью. Бывает, нужно сказать очень твердо и резко, но все равно – с любовью. А если у нас будет раздражение, оно помешает нашей правде «влиться в уши» собеседника.

 

– Сегодня в среде противников глобализации появились разделения. Почему, на Ваш взгляд, они имеют место и как необходимо реагировать на них верующим?

– Бывают разделения по промыслу Божию, например, как у апостолов. Так, апостол Варнава пошел в одну сторону, а апостол Павел – в другую. Они разошлись, разделились, чтобы в разных местах проповедовать Слово Божие.

А так – враг сеет разделения; нам же, единодушным людям, надо стараться быть вместе, держаться друг за дружку. Враг рода человеческого хочет всех нас разделить, особенно тех, которые противятся глобализации. Появляется недопонимание, какие-то личные обиды... Если в движении против глобализации возникли нестроения и разногласия среди тех, кто «на передовой», за них, конечно, надо молиться, чтобы Господь отнял врага, чтобы мы пребывали в единодушии. Когда все вместе – это крепость. Бывают сильные искушения, но надо прощать и побеждать их молитвой и любовью.

 

Беседовал Василий РЯБИНИН

 

    

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник