ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПАЛОМНИЧЕСТВО РОДНАЯ СТОРОНУШКА СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ТИХИЙ СВЕТ «СЕВЕРНОЙ ФИВАИДЫ»

 

 


Храм свт. Николая в Глинках

 

Железнодорожная станция Вологда I расположена на 494-м километре от Ярославского вокзала Москвы и на 597-м километре от Ладожского вокзала Санкт-Петербурга. В Москве на Ярославском вокзале в дальнюю дорогу нас напутствовал святой великомученик Георгий Победоносец, поражающий дракона: его скульптура в композии с фонтаном установлена на привокзальной площади. На другой день утром мы прибыли в Вологду. Одноэтажное XIX-го столетия вокзальное здание, где в знак памяти и признательности его строителям сохраняется небольшой колокол, сразу же настроило на путешествие в русскую историю. Невдалеке, за железной дорогой, виднелся собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в 30-е годы XIX века. В время советской власти он не закрывался, а с 1940-х стал кафедральным собором Вологодской епархии. И хотя в нашем паломническом путешествии он был последним объектом, который мы посетили, однако начнем наш рассказ именно с него.

Главная святыня собора – мощи преподобного Иоасафа Спасо-Каменского († 1453 г.). Замечательна история как Спасо-Каменного монастыря, в котором подвизался этот святой угодник Божий, так и житие преподобного Иоасафа.

Однажды Белозерский князь Глеб Василькович, плавая по Кубенскому озеру, попал в бурю. Не чая остаться в живых, он дал обет построить обитель на том месте, куда причалит ладья, если Господу угодно будет сохранить его жизнь. И в день Преображения Господня в 1260 году судно причалило к Каменному острову. Здесь Глеб Василькович обрел двадцать три пустынника, которые уже подвизались на острове и просвещали местных язычников, живших по берегу. Князь повелел построить деревянную церковь в честь праздника, в день которого был спасен, и кельи для монахов, поручив настоятельство в обители старцу Феодору.

Позднее, в XV веке, в обители принял монашество один из Заозерских князей – двадцатилетний Андрей Димитриевич, нареченный в монашестве Иоасафом. Всего восемь лет прожил он в монастыре и богомыслием, внутренней борьбой с греховными помыслами, молитвой и нестяжательностью достиг христианского совершенства. Последнее время своей жизни преподобный подвизался в затворе, занимаясь умным деланием, причащаясь каждое воскресенье Святых Христовых Таин и лишь после этого вкушая пищу – один раз в неделю. Скончался святой двадцати восьми лет, приобщившись Тела и Крови Господних. После смерти его мощи прославились нетлением и чудесами, особенно много было случаев исцелений от лихорадки.

Кстати, Вологодский край – родина другого знаменитого русского исихаста, святителя Игнатия (Брянчанинова) (†1867). Здесь, в родовом имении, в селе Покровское, он появился на свет, здесь же полагал начало своему иноческому подвигу в Новоезерском монастыре у старца архимандрита Феофана (Соколова). Познакомившись затем со старцем Леонидом (Наголкиным) из Александро-Свирского монастыря Олонецкой губернии (ныне прославленным во святых преподобным Львом Оптинским), он последовал за ним в Оптину Пустынь. Оставив Оптинскую обитель по болезни, будущий святитель вернулся на малую родину, поселившись в Семигородной (Седмигорской) в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни Кадниковского уезда, где написал свое знаменитое творение «Плач инока». В феврале 1831 года он был переведен в Глушицкий Сосновецкий монастырь во имя святого Иоанна Предтечи, основанный в том же уезде при реке Глушиц, а в июне 1831 году епископом Вологодским Стефаном пострижен в монашество в Вологодском кафедральном соборе и оставлен служить при архиерейском доме. Затем святитель Игнатий был назначен строителем в Григориев Пельшемский Лопотов в честь Собора Пресвятой Богородицы монастырь, также находящийся на Вологодчине.

Следует сказать несколько слов о современном состоянии вышеназванных обителей. Спасо-Преображенский монастырь в настоящее время медленно восстанавливается из руин. Время от времени туда приезжают священнослужители и паломники, совершается Литургия. Прилуцкая обитель собирает средства на восстановление Спасо-Каменного монастыря. В обители преподобного Дионисия Глушицкого († 1437 г.), где под спудом почивают его святые мощи, а также мощи его ученика, преподобного Амфилохия (†1452 г.), тоже пока нет братии. Пельшемский и Корнилиев-Комельский монастыри разрушены. В обители преподобного Нила Сорского и еще в нескольких монастырях с советских времен и до сих пор, к сожалению, располагается психиатрическая больница, другие используются в качестве колоний и тюрем. Невольно вспоминается меткое наблюдение великого афонского старца схимонаха Паисия (Эзнепидиса) о том, что современные люди оставили храмы и потому наполнили психиатрические больницы. Думается, по этой же причине – из-за отступления от Бога – совершаются и многие преступления.

 


Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь

 

Но вернемся к святыням кафедрального собора. Через дорогу от него находится часовня, сохранившаяся после уничтожения в советские годы Богородского кладбища. Под спудом в ней почивают мощи святого блаженного Николая Вологодского († 1837 г.).

Блаженный Николай (Николай Матвеевич Рынин) родился в 1777 году в купеческой семье. Неизвестно, при каких обстоятельствах он решил взять на себя подвиг юродства, но еще в молодости, отвергнув все соблазны мира, Николай Матвеевич раздал свое имение нуждавшимся и сам как нищий стал скитаться по Вологде. Днем он посещал городские храмы, а ночи проводил в молитвенных бдениях. Зимой и летом в одной и той же одежде с посохом в руках он постоянно переходил с места на место, подолгу живя в Вологде, в Тотьме и Кадникове у своих знакомых и почитателей. Некоторое время блаженный провел в доме для умалишенных. За подвиги юродства ради Христа Господь сподобил его дара прозорливости и чудотворения.

Вот рассказ о блаженном Николае преподобного Пимена Угрешского († 1880 г.), уроженца Вологды, проведшего детство и юность при храме святителя Николая в Глинках, который находится на другой стороне железной дороги, неподалеку от кафедрального собора: «Рынин был из Вологодского купечества, лет с лишком сорока, высокий, с длинными растрепанными волосами и черной бородой. Говорил отрывисто, скороговоркой, густым, хриплым басом. Рынин ходил по комнате, был в веселом расположении духа, встретил вошедших с посохом в руке и, постукивая им по полу, повторял неоднократно: „Никола никуда не ходит, Никола никуда не ходит“». Впоследствии преподобный Пимен вспомнил пророчество блаженного и, сверив со своей жизнью, убедился в его правоте: действительно, вся жизнь его прошла под покровом святителя Николая Чудотворца.

Кстати, на том же приходе святителя Николая в Глинках какое-то время подвизался преподобномученик Галактион Вологодский († 1612 г.). Он был сыном боярина Бельского, казненного, когда будущему подвижнику было всего семь лет. Родственники спрятали мальчика в городе Старица, где он получил образование. По указанию Божию он ушел оттуда в Вологду, где выучился сапожному ремеслу, женился на бедной девушке, а после ее смерти взял на себя сугубые подвиги молитвы и воздержания. Он построил себе уединенную келью, выкопал рядом с ней пруд, обсадил его деревьями, обнес оградой. Вскоре преподобный принял постриг с именем Галактион. Приковав себя цепью к потолку, подвижник днем занимался своим ремеслом, а ночи проводил в молитвенном бдении. Он никогда не ложился спать, позволяя себе лишь немного вздремнуть, стоя на коленях; питался хлебом и водой. Из своего заработка святой треть жертвовал церквам, треть – нищим и только треть оставлял себе. За такую подвижническую жизнь Господь даровал святому Галактиону дар прозрения будущего: преподобный предсказал вологжанам нашествие поляков и, чтобы предотвратить разорение города, предложил им за день выстроить храм Божией Матери на месте его кельи. Но жители Вологды ему не поверили, и тогда вскоре действительно пришли поляки и литовцы, разорившие многие храмы и убившие множество монашествующих и мирян. Они ворвались в келью преподобного Галактиона и предали его мучительной смерти. После этого вологжане раскаялись и исполнили его повеление, воздвигнув Свято-Духов монастырь на месте подвигов святого. От мощей преподобномученика происходило множество исцелений. В советское время монастырь был разорен, и ныне точное место погребения святого Галактиона неизвестно.

Кстати, в том же 1612 году польско-литовские оккупанты убили двести монахов в Спасо-Прилуцком монастыре. Туда мы и направились, выйдя из храма святителя Николая в Глинках. Раньше монастырь находился в трех верстах от Вологды, а сейчас практически уже вошел в городскую черту: его отделяет железнодорожный переезд. Под стенами обители образовался поселок Прилуки.

Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь был основан на левом берегу реки Вологды во второй половине XIV века преподобным Димитрием († 1392 г.). Он родился в купеческой семье и в юности принял постриг в Нагорном Борисоглебском монастыре неподалеку от Переславля-Залесского. Святой Димитрий был другом и собеседником преподобного Сергия Радонежского, которого часто посещал в его пустыни. По образцу Троице-Сергиева монастыря он основал в Переславле-Залесском Никольский общежительный монастырь. Отличаясь незаурядной красотой, святой всегда закрывал свое лицо куколем и никогда не разговаривал с женщинами, был крайне нищелюбив и страннолюбив, строго постился. Избегая людской славы, он удалился на север и основал в том месте, где река Вологда образует луку, иноческую обитель, куда собралось множество ревнителей монашеских подвигов. Преподобный подавал им пример подвижнической жизни, участвуя во всех монастырских трудах и общих молитвах. Перед смертью он затворился в келье, и о его кончине, последовавшей 11-го февраля 1392 года, братия была извещена дивным благоуханием.

 

 

Окончание см. на стр. 7.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник