ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Друже Христов

 

Святой апостол Иоанн Богослов был любимым учеником Христовым. Когда Господь призвал его на служение, он сразу оставил все и пошел за Ним, и был верен Ему до смерти. Иоанн восходил со Спасителем на гору Фавор, где Иисус преобразился и принял от Бога Отца честь и славу. Он же стоял с Пресвятой Богородицей у креста во время страданий и смерти Спасителя.

Ему Христос поручил заботиться о Своей Пречистой Матери. Святой Апостол взял Ее к себе в дом и с почтением служил Ей до самого Ее славного успения. И когда святые апостолы несли Ее тело ко гробу, Иоанн шел впереди с райской ветвью в руке. Эту ветвь принес Богоматери архангел Гавриил, возвещая Ее скорое преставление от земли на небо.

После успения Пресвятой Девы Иоанн Богослов стал проповедовать слово Божие. Он исцелял больных и воскрешал мертвых, изгонял бесов и разрушал бесовские храмы, и все это – ради обращения людей ко Христу. Многие, видя, какие знамения и чудеса совершает апостол, и слыша его благодатную проповедь, уверовали в Господа Иисуса Христа и крестились. Такое великое дерзновение имел Иоанн к Богу, что ему повиновались море и суша, а бесы боялись даже приблизиться к нему.

Святой апостол Иоанн Богослов написал «Евангелие от Иоанна», три послания и «Апокалипсис». Эти книги и ныне благоговейно читают все православные христиане во спасение своих душ и во славу Божию. Аминь.

 

Православное семейное
чтение. М., 1999.

 

 

Владычица исполнила его премудрости

 


 

Святой Роман с юных лет угождал Богу, проводя жизнь девственную и целомудренную. Сначала он был пономарем в одной из церквей, а потом удалился в Константинополь и служил при храме в честь Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Здесь он также жил богоугодно, в посте и молитвах, утруждая тело свое многочисленными подвигами и всенощным бодрствованием. Он был поставлен пономарем к храму святой Софии. Роман не знал грамоты, но был благоискусен в добрых делах, коими превосходил премудрых книжников; разумом своим он стремился к Богу гораздо больше тех, кто ищет премудрости века сего. Ибо он был одним из тех, о коих сказал апостол: «Буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит» (см.: 1 Кор. 1, 27). За добродетельную жизнь полюбил его Патриарх Евфимий и, видя его труды в храме и усердие, давал ему равную часть с клириками. Те же роптали на Патриарха, говоря: «Невежду ты поставил наравне с нами!»

Они возненавидели Романа и стали строить ему козни. Однажды, в навечерие праздника Рождества Христова, когда в церковь пришел Царь, а Роман в это время ставил светильники, клирики, схватив его, вытолкнули на амвон, говоря: «Ты получаешь равную с нами часть – пой же, как и мы, на амвоне хвалебную песнь Богу!»

Так поступили они по зависти, желая посрамить его, ибо знали, что он не разумеет Писания и не может сего исполнить. Претерпев такое унижение от клириков при Царе и при всем народе, бывшем в церкви, Роман, почувствовав стыд, заплакал. По окончании службы, когда все вышли из церкви, он с молитвой и горькими слезами пал ниц пред иконою Пресвятой Богородицы. Проведши так долгое время, святой Роман встал и пошел в дом свой и, не вкусив от печали пищи, забылся сном.

И вот во сне явилась ему Пресвятая Владычица наша Богородица, Утешение всех скорбящих, держа в руке небольшой книжный свиток, и сказала Роману тихим голосом: «Открой уста!» Он открыл уста, и Владычица вложила в них свиток и повелела съесть его. Роман проглотил хартию и тотчас проснулся, но никого не увидел пред собою, ибо Явившаяся стала невидимой. Сердце его исполнилось неизреченной сладости и радости духовной, и стал он размышлять о том, что увидел. В уме же своем вдруг ощутил разумение книжное, ибо Дева Богородица, как некогда Сын Ее – Своим апостолам, отверзла ему ум к разумению Писаний. Он исполнился великой премудрости и стал со слезами благодарить Наставницу свою за то, что в одно мгновение Она даровала ему такие познания, каких он не мог бы достигнуть и в течение многих лет.

Наступил час всенощного бдения, и святой Роман, радуясь благодати, дарованной ему Пречистой Девой, пошел в церковь.

Когда нужно было воспеть песнопение в честь праздника, святой Роман взошел на амвон и воспел сладким гласом кондак, который сложил он в уме своем: «Дева днесь Пресущественнаго рождает, и земля вертеп Неприступному приносит. Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо превечный Бог».

Все, видевшие и слышавшие сие, удивлялись и услаждались пением Романа, вникая в смысл слов. Когда же он окончил свою песнь, Патриарх спросил: «Откуда у него такая премудрость?» Роман не скрыл чуда Богородицы. Клирики, оскорбившие его, устыдились и, покаявшись, пали к ногам Романа, прося у него прощения. Патриарх же тотчас поставил святого Романа диаконом, и из уст его премудрость потекла рекой, а тем, кто сначала упрекал его за простоту и невежество, пришлось потом самим же у него учиться. Он составил множество кондаков на праздники Господские и Богородичные и на память многих Святых. И у всех пребывал в любви и почтении. Прожив на земле богоугодно и праведно, он переселился в вечные обители и ныне с ангельскими ликами вечно воспевает Богу трисвятую песнь.

 

Православное семейное
чтение. М., 1999.

 

 

 

18 сентября / 1 октября. Понедельник. Седмица 18-я по Пятидесятнице.

Преп. Евмения, еп. Гортинского (VII). Преп. Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (прославление в 1698 г.). Преп. Илариона Оптинского (1873). Сщмчч. Алексия и Петра пресвитеров (1918). Сщмч. Амфилохия, еп. Красноярского, Иоанна, Бориса, Михаила, Владимира, Вениамина, Константина пресвитеров и мч. Сергия (1937). Мц. Ариадны (II). Мцц. Софии и Ирины (III). Мчч. Бидзина, Шалвы и Элизбара, князей Ксанских (1660) (Груз.). Мч. Кастора. Молченской (1405), именуемой «Целительница» (XVIII), и Старорусской (возвращение ее в Старую Руссу в 1888 г.) икон Божией Матери.

 

19 сентября / 2 октября. Вторник.

Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта (276). Блгвв. князей Феодора Смоленского (1299) и чад его Давида (1321) и Константина, Ярославских чудотворцев. Преп. Алексия Зосимовского (1928). Сщмч. Константина и с ним двух мучеников (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1919). Сщмч. Нила пресвитера, прмц. Марии (1938). Мч. Зосимы пустынника (IV). Блгв. вел. кн. Игоря Черниговского и Киевского (1147).

 

20 сентября / 3 октября. Среда.

Вмч. Евстафия Плакиды, жены его Феопистии и чад его Агапия и Феописта (ок. 118). Мчч. и испп. Михаила, кн. Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев (1245). Сщмчч. Феоктиста и Александра пресвитеров (1937). Преп. и блгв. кн. Олега Брянского (ок. 1285). Собор Брянских святых.

 

21 сентября / 4 октября. Четверг.

Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня. Ап. от 70-ти Кодрата (ок. 130). Обретение мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского (1752). Сщмчч. Александра, Алексия, Константина, Иоанна пресвитеров (1918). Прмч. Маврикия и с ним мчч. Василия и Владимира (1937). Сщмчч. Валентина, Александра, Иоанна, Андрея, Петра, Иоанна пресвитеров (1937). Сщмч. Иоанна пресвитера (1938). Сщмч. Василия пресвитера (1942). Сщмчч. Ипатия епископа и Андрея пресвитера (ок. 730–735). Преп. Даниила Шужгорского (XVI). Преп. Иосифа Заоникиевского (1612). Свтт. Исаакия и Мелетия, епископов Кипрских. Мчч. Евсевия и Приска.

 

22 сентября / 5 октября. Пятница.

Прор. Ионы (VIII в. до Р.Х.). Сщмч. Фоки, еп. Синопийского (117). Преп. Ионы пресвитера (IX), отца свв. Феофана, творца канонов, и Феодора Начертанных. Блж. Параскевы Дивеевской (1915). Сщмч. Вениамина, еп. Романовского (1930). Мч. Фоки вертоградаря (ок. 320). Прав. Петра, бывшего мытаря (VI). Сщмч. Феодосия Бразского (1694) (Рум.). Преп. Ионы Яшезерского (1589–1592). Преп. Макария Жабынского, Белевского чудотв. (1623). Собор Тульских святых.

 

23 сентября / 6 октября. Суббота.

Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Сщмч. Иоанна пресвитера (1937). Прославление свт. Иннокентия, митр. Московского (1977). Препп. жен Ксанфиппы и Поликсении (109). Мц. Ираиды девы (ок. 308). Мчч. Андрея, Иоанна и чад Иоанновых Петра и Антонина (IX). Словенской иконы Божией Матери (1635).

 

24 сентября / 7 октября. Неделя 18-я по Пятидесятнице.

Первомц. равноап. Феклы (I). Сщмч. Василия диакона (1918). Сщмчч. Андрея и Павла пресвитеров, прмч. Виталия и мчч. Василия, Сергия и Спиридона (1937). Сщмч. Никандра пресвитера (1939). Преп. Коприя (530). Св. Владислава Сербского (1239). Преп. Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца (1581). Прмч. Галактиона Вологодского (1612). Мирожской иконы Божией Матери (1198).

 

25 сентября / 8 октября. Понедельник. Седмица 19-я по Пятидесятнице.

Преп. Евфросинии Александрийской (V). Преставление преп. Сергия, игумена Радонежского, всея Руси чудотворца (1392). Св. Николая исп., пресвитера (1941). Преп. Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (1250). Перенесение мощей свт. Германа, архиеп. Казанского (1595). Преп. Досифеи, затворницы Киевской (1776). Прмч. Пафнутия египтянина и с ним 546-ти мучеников (III).

 

26 сентября / 9 октября. Вторник.

Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (начало II в.). Свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси (прославление в 1989 г.). Сщмч. Афанасия, Александра и Димитрия пресвитеров, мчч. Иоанна и Николая (1937). Сщмч. Владимира пресвитера (1939). Преп. Ефрема Перекомского, Новгородского (1492).

 

27 сентября / 10 октября. Среда.

Мч. Каллистрата и дружины его: Гимнасия и иных (304). Преп. Савватия Соловецкого (1435). Сщмч. Петра, митрополита Крутицкого (1937). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918); сщмчч. Германа, еп. Вольского, и Михаила пресвитера (1919); сщмч. Феодора пресвитера (1937). Aпп. от 70-ти Марка, Аристарха и Зины (I). Мц. Епихарии (284–305). Преп. Игнатия (963–975).

 

28 сентября / 11 октября. Четверг.

Преп. Харитона Исповедника (ок. 350). Препп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преп. Сергия Радонежского (ок. 1337). Мц. Анны (1925). Прмч. Илариона, прмц. Михаилы (1937); прмц. Татианы (1942). Прор. Варуха (VI в. до Р.Х.). Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах (преп. Антония) почивающих. Мчч. Александра, Алфея, Зосимы, Марка пастыря, Никона, Неона, Илиодора и прочих (IV). Блгв. кн. Вячеслава Чешского (935). Преп. Харитона Сянжемского (1509). Преп. Иродиона Илоезерского (1541).

 

29 сентября / 12 октября. Пятница.

Преп. Кириака отшельника (556). Сщмч. Иоанна, архиеп. Рижского (1934). Мчч. Дады, Гаведдая и Каздои (IV). Преп. Феофана Милостивого.

 

30 сентября / 13 октября. Суббота.

Сщмч. Григория еп., просветителя Великой Армении (ок. 335). Преп. Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца (1442). Свт. Михаила, первого митр. Киевского (992). Сщмч. Прокопия, пресв. (1918). Сщмчч. Петра, Вячеслава, Петра, Симеона, Василия, Александра пресвитеров, Серафима диакона, прмц. Александры, мчч. Алексия и Матфея, мц. Аполлинарии (1937). Сщмч. Леонида пресв. (1938). Мцц. Рипсимии, Гаиании и с ними 35-ти св. дев (начало IV в.).

 

1 / 14 октября. Неделя 19-я по Пятидесятнице.

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ. Ап. от 70-ти Анании (I). Преп. Романа Сладкопевца (VI). Преп. Саввы Вишерского, Новгородского (1461). Сщмч. Алексия пресв. (1918); сщмч. Михаила пресв. (1920). Сщмчч. Александра, Георгия, Николая пресвитеров, мч. Иоанна (1937); прмч. Феодора (1940). Мч. Домнина Солунского (IV). Прмч. Михаила, иг. Зовийского, и с ним 36-ти прмчч. (780–790). Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего (Груз.). Люблинской, Псково-Покровской, Касперовской, Браиловской, Гербовецкой, Барской икон Божией Матери.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник