ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ОБЛИЧЕНИЕ ЛЖИ «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Существует ли реинкарнация?

     

 


 

 

Продолжение. Начало см. в № 18 (66)

 

Существуют еще следующие различия между учением о реинкарнации и христианством. Лжеучение о перевоплощениях игнорирует Божию милость, при этом, однако, якобы выступая в ее защиту; практически же оно объявляет Божию любовь ненужной, потому что, согласно ему, и без нее, путем перевоплощений, человек может самоусовершенствоваться и спастись.

В слове Божием читаем, что Всевышний хочет, чтобы все люди спаслись (1 Тим. 2, 4), и что Он благодатно помогает им в этом важном деле, особенно через Боговоплощение и Искупление. Благодаря искупительной крестной смерти Господа Иисуса Христа право верующие в Него получают Благодать Святаго Духа, с помощью возрождающей и укрепляющей силы которой они возрастают на пути духовного совершенствования. Думать, что это совершенствование возможно без Божией благодати, только благодаря некой цепи множества перевоплощений, абсурдно. Если ряд перевоплощений мог бы действительно привести к усовершенствованию, то это могло бы быть только усовершенствование во зле. Христос искупил нас и спас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости (Тит. 3, 5). Благодатью вы спасены через веру (Еф. 2, 8), – говорит апостол. Господь Бог благ и милосерд и не отвратит лица от нас, если мы обратимся к Нему (см.: 2 Пар. 30, 9). Он всегда готов нас простить, нам нужно только в глубоком покаянии взыскать Его любовь и принести Ему в жертву наши смиренные и сокрушенные сердца (см: Пс. 50, 19).

В учении о реинкарнации нет и следа всех этих основополагающих истин христианства. Приверженцы этого пагубного лжеучения обещают легкое «спасение», достигаемое якобы путем перевоплощений. Но этот вымышленный способ спасения – механический. Он не может переродить человека, изменить его душу, сделать сокрушенным его сердце, облагородить мысли… Если падший человек не покается и через Таинства Святой Православной Церкви не примет и не возгреет в себе Божественную благодать Святаго Духа, он никогда не сможет из плохого стать хорошим. Если же он покается, то уже не имеет нужды в реинкарнациях, поскольку праведники и покаявшиеся грешники сразу после смерти могут наследовать жизнь вечную у Бога.

Против бездушного, фаталистичного и слепого «закона» о некоей карме слово Божие воздвигает истину о Божией живой милости и ободряет грешника, в покаянии стремящегося ко спасению, открывая перед ним Божию любовь и Божию справедливость.

Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был, – говорит любвеобильный Господь и продолжает, подчеркивая Свою справедливость: праведность праведника не спасет в день преступления его, и беззаконник за беззаконие свое не падет в день обращения от беззакония своего (Иез. 33, 11–12).

Этими словами Бог открыл нам три предмета: 1) Свое любвеобильное попечение о грешном человеке; 2) Свою неподкупную справедливость и 3) свободу человеческого самоопределения. Эти три фактора участвуют в деле спасения. Вседержитель всячески помогает нам в духовном восхождении, подавая Свою благодатную помощь во всех областях жизни. Но и человек должен прилагать усилия, чтобы эту помощь принять. Если он хочет – может спастись, потому что Господь всегда готов явить нам Свою помощь, но, если он не пожелает этого, – никогда не достигнет спасения, сколько бы, если бы это было возможно, не перевоплощался.

С точки зрения свободы человеческой воли очевидна вся несостоятельность лжеучения о реинкарнации. Бог не насилует человека в деле спасения, но хочет, чтобы он сам понуждал себя к добру (см.: Мф. 11, 12). Если бы человек перевоплотился и миллион раз, не желая исправиться, какая слепая карма сможет помочь ему усовершенствоваться? И, наоборот, без всяких перевоплощений, но лишь силой Божией любви и справедливости, обратившись к Богу, беззаконник может спастись и действительно спасается – достаточно от всего сердца, в глубоком покаянии исповедать перед духовником свои грехи и решительно порвать с ними. Силой свободной воли ни грешник не может быть спасен, если не желает, ни праведник не может ожидать спасения, рассчитывая на былую праведность, если он уклонился от нее в беззакония. Это Божии пути – пути любвеобильного попечения и неподкупной правды. А лжеучителя-теософы говорят: «Неправ путь Господа» и позволяют себе изменять его своими баснями о неких перевоплощениях, тогда как их путь неправ (Иез. 33, 17).

Здесь очень уместно задаться вопросом: для чего необходимы многие перевоплощения? Возможны два варианта ответа: или поскольку Бог перестал интересоваться человеком и предоставил его слепому «закону» кармы, чтобы тот постепенно усовершенствовался через постоянные перевоплощения, или же потому, что Бог безсилен очищать грехи, прощать беззакония и спасать. Оба эти ответа кощунственны и совершенно несостоятельны. Бог не перестал интересоваться человеком. Напротив, Он непрестанно печется о нем, промышляет и о временной, и о вечной его жизни и Сам говорит Своим людям: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис. 49, 15). Как может перестать интересоваться нами Тот, Кто так возлюбил <…> мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16)?! Не бойся, – говорит Господь, – ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою <…>; пойдешь ли через огонь, не обожжешься <…>. Ибо Я Господь, Бог твой (Ис. 43, 1–3).

Также несостоятельно и предположение, что Бог якобы безсилен прощать грехи и потому оставил людей самих спасаться через многократные перевоплощения. Тысячи раз Бог доказывал Свою власть очищать грехи и спасать грешников. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня (Там же, 11), – говорит Он о Себе Самом. Я Сам изглаживаю преступления твои (Там же, 25; 44, 22). А псалмопевец подтверждает: От Господа спасение (Пс. 3, 9), у Тебя прощение (Там же. 129, 4), спасшего нас <…> по Своему изволению (2 Тим. 1, 9).

Бог прощает в один миг все грехи кающегося человека, но после этого Он часто оставляет людей еще страдать, чтобы предохранить их от новых падений и закалить в добродетели.

О силе Христа спасать величайших грешников за несколько мгновений искреннего их покаяния убедительно говорит случай с благоразумным разбойником. Он был преступником и имел ужасные грехи, приведшие его к смертной казни, как сам признавался, говоря своему собрату, распятому по левую сторону от Иисуса: Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли (Лк. 23, 41). И вот, этот злодей, после того, как покаялся и уверовал во Христа, услышал от Спасителя дивные слова: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Там же, 43). Что помогло ему войти в Царство спасенных? Разве многочисленные перевоплощения? Нет! Ему помогли: 1) его вера во Христа и глубокое сокрушение, которое охватило его в последние минуты жизни, и 2) Божия непостижимая милость и Божия всеочищающая благодать, которой он приобщился через свое смирение и покаяние.

Есть ли среди христиан кто-то совершеннее святого апостола Павла, еще при жизни удостоенного вознесения до третьего неба (см.: 2 Кор. 12, 2)? С помощью скольких перевоплощений он из грешника стал исключительным праведником? Он не только не перевоплощался, но был решительным противником подобных суеверий. Именно в его писаниях встречается уже приводимая нами мысль, убедительно доказывающая ложность учения о реинкарнациях: Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9, 27). Павел некогда был гонителем Христа. Он преследовал Его последователей, проявляя жестокость по причине великой неразумной ревности (см.: Рим. 10, 2). Но Бог помог ему и в один миг соделал из лютого гонителя ревностнейшим апостолом веры Христовой. Если бы учение о реинкарнации было истинным, Павлу бы не хватило и тысяч перевоплощений, чтобы очиститься от своего греха против Христа. Но у Бога – а не в перевоплощениях – прощение: У Господа Бога нашего милосердие и прощение (Дан. 9, 9).

Примеры с раскаявшимся разбойником и помилованным Павлом – не единственные, их нельзя считать исключениями. В прошлом, да и сегодня есть множество случаев помилования закоренелых грешников, какими были разбойник Моисей Мурин (память 28 августа по церковному стилю), убийца Варвар (6 мая), блудницы Мария Египетская (1 апреля) и Евдокия (1 марта), колдун Киприан (2 октября) и многие другие. Все они искренне обратились ко Христу и стали святыми, не имея нужды в каких-либо перевоплощениях для искупления своих безчисленных грехов. После того как они нашли путь благодати, для них было достаточно одной краткой человеческой жизни и единой безкрайней Божией милости, чтобы достигнуть в короткое время благословенной цели нашей веры – спасения души (см.: 1 Петр. 1, 9).

 

Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ)

 

Источник: Беседы о жизни после жизни.
Т. I. Ч. 2. София, 1994.

 

Перевод с болгарского
Анны САМСОНОВОЙ

 

Продолжение см. в след. номере

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник