НЕВИДИМАЯ БРАНЬ | СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ | СТРАНИЦА 8 |
Архиепископ
Серафим (СОБОЛЕВ)
Архиепископ Серафим (Соболев) – один из выдающихся архиереев и богословов Русской Православной Церкви XX века, последовательно выступавший против модернизма в Православии, католического и протестантского влияния, вскрывавший опасность экуменического движения, разоблачая его зависимость от масонства и других враждебных Церкви Христовой организаций, монархист. Вместе с тем он был строгим аскетом и молитвенником, подвижником высокой духовной жизни. Промыслом Божиим после революции владыка Серафим оказался в Болгарии, где продолжал нести свое служение, окормляя множество духовных чад – как русских эмигрантов, так и болгар, еще при жизни снискав глубокое почитание среди православных.
Ниже представлен перевод поучений архиепископа Серафима, записанных его духовным чадом болгарином Николаем Мутафчиевым и изданных в книге «Софийский чудотворец Серафим о тайнах победы» (София, 2003). Николай Мутафчиев был известным спортсменом, однако рано и внезапно оставил спортивную карьеру, как предполагают, не без влияния владыки Серафима (это было при его жизни), почил в 1963 году (до возникновения раскола в Болгарской Церкви).
Публикуемые поучения, относившиеся к конкретным случаям, связанным с духовной бранью и обстоятельствами жизни того, кому они были адресованы, отличаются актуальностью, простотой и святоотеческой мудростью.
+ + +
Чтобы успешно бороться со злом, необходимо иметь порядок в мыслях. Это достигается большим молчанием, уединением и молитвой.
+ + +
Всегда имей в уме и помни, что каждое слово в твоих устах значимо, и потому не распыляйся, чтобы не стать предателем самого себя. Затворяй уста и язык свой, чтобы не навлечь страданий на своих ближних и на себя самого. Будь благ и кроток со всеми, и тогда каждую твою ошибку тебе покроют со словами: «Он же добрый».
+ + +
Помни, что когда позволяешь себе держаться слишком близко с начальствующими над тобой, от которых ты зависишь, они неизбежно тебя возненавидят. Твои отношения с ними должны быть деловыми, учтивыми, любезными и деликатными.
+ + +
Против врагов своих вооружайся добром. Ни в коем случае не позволяй себе осуждать их.
+ + +
Радость не есть вольное чувство. Она соразмерна твоему стремлению контактировать с Богом и воспринимать Его блага. Радость – это дар Божий.
+ + +
Врагов своих побеждай молитвой о них. Через врагов диавол побуждает нас ко гневу и творению зла, но когда ты творишь противное его желанию, он восстает против них и препятствует им.
+ + +
Чтобы положить доброе начало, начни отгонять плохие мысли, которые побуждают тебя к творению всякого зла.
+ + +
Когда у тебя что-то будут выпытывать или резко и нескромно зададут вопрос, чтобы тебя спровоцировать, всегда парируй: «Зачем спрашиваете?»
+ + +
Когда тебя настраивают против кого-то, говоря: он сделал то-то или сказал о тебе то-то, или когда кто-то начинает тебя раздражать и провоцировать, не спеши, как глупый петух, драться, потому что можешь выйти из боя с окровавленным гребнем, из которого будет течь твоя кровь, и погибнешь.
+ + +
Начни со смирения и молчания. Обо всем, что у тебя спрашивают, отвечай: «Не знаю». Так познаешь нищету духовную. Принимай все проще. Что бы тебе ни сказали, отвечай: «Хорошо!» Тому, что особенно сильно тебя раздражает, противопоставь простое и всепобеждающее молчание.
+ + +
Когда получишь радость, смиряйся и знай, что за ней последуют скорби, с которыми нужно будет бороться, а не унывать.
+ + +
Запечатлей в уме своем, что даже одной неуместной фразой ты можешь отогнать благодать, а после этого со многими молитвами нужно будет добывать ее снова. Если заметишь, что начал говорить что-то неподобающее, скажи, что сбился с мысли, и остановись.
+ + +
Сам по себе твой выход из дома уже связывает тебя со многими бесами, и потому будь внимателен, не шатайся много туда-сюда, выходи только по крайне важным нуждам и с большим самообладанием и молитвой.
+ + +
Когда тебе очень хочется что-то сказать или когда тебя провоцируют и ты чувствуешь, что начинаешь раздражаться или волноваться, тогда особенно вооружайся терпеливым молчанием или, если встречаешь распаляющий тебя милый образ, – незамедлительным бегством. Молчание и бегство даны нам именно для этих случаев. Каждый может молчать, когда он спокоен и не стеснен. Победоносное молчание – то, которое проявляется тогда, когда тебе предоставляется случай говорить.
+ + +
К молитве относись серьезно. Все успехи от нее!
+ + +
Смирение состоит в самоукорении, но в себе самом, а не перед людьми, которые могут принять тебя за овцедушного (смиренный – человек, активно и с любовью соединяющий свою волю с Божественной, овцедушный же, скорее, пассивный, безразличный к тому, кто и как покоряет его волю. – Примеч. перев.) и погубить. Молчи и никого ни за что не осуждай.
+ + +
Если окажешься наедине с женщиной и начнешь соблазняться, замолчи и повторяй самую действенную молитву: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя».
+ + +
Заучи не много правил, но пусть они всегда будут у тебя перед глазами.
+ + +
Искушение дается для того, чтобы его преодолеть, а не чтобы пасть. Но для этой цели нужно всегда, когда появляется искушение, особенно если оно связано с гневом или с блудом, осознать свою немощь и усердно попросить помощи у Бога: «Господи, я немощен, поэтому прояви на мне Свою силу, потому что без Твоей помощи не могу устоять».
+ + +
Молчание просто, и потому в нем сила и победа. Сила связана с ответственностью. Пусть чаще раздражаются от твоего молчания, чем от твоих слов. И постоянно повторяй: «Пожалуйста!», «Простите!»
+ + +
Всегда побуждай волю на борьбу с грехом и превозносись над грехом, а не над людьми. Как сказал Пушкин: «Хвалу и клевету приемли равнодушно, и не оспоривай глупца». Хвалят ли тебя или укоряют, продолжай спокойно молчать. Никогда не говори по своей инициативе.
+ + +
В погоне за совершенством будь как гончая, которая, вопреки препятствиям и ранам, гонит зайца до норы.
+ + +
Обиды, которые отправляешь к другим и которые в действительности обидами не были, вернутся, вернутся и падут на твою голову. Ответь, если тебя заденут, но кротко, учтиво и с достоинством, без непристойных оскорблений и криков, которые только выдают твою слабость. Если хочешь быть подобным Рожденному в яслях, должен спокойно претерпевать уничижения.
+ + +
День зависит от вечера, т.е. от предварительно совершенной о следующем дне молитве, чему последует ранний отход ко сну, спокойный сон и своевременный ранний подъем на следующий день.
+ + +
Блудный бес обуздывается, когда избегаются поводы к нему, т.е. когда воздерживаешься от пресыщения, многословия и, особенно, от осуждения (зломыслия).
+ + +
Будь осторожен с крещеными, не лукавь, потому что их Ангел-Хранитель, которого они получили при Крещении, узнает от твоего Ангела-Хранителя о твоих недобрых расположениях к ним и их предупреждает.
+ + +
Если ты ведешь духовную брань на многих фронтах, возьми сначала один и увидишь, как справиться с остальными.
+ + +
Как бы ни были любезны твои коллеги и те, с кем работаешь, не поддавайся и не оставляй позицию серьезности и почтительного прохладного обхождения. Помни, что малейшее твое раскрытие, интимничание, фамильярничание и свободное держание приведут к тому, что ты станешь посмешищем, лишишься всякого авторитета, достоинства и веса.
+ + +
Если вечером тебе тяжело, молчи и терпи, зная, что вечером Христа распинали, а утром Он воскрес.
+ + +
Не проклинай, не осуждай даже диавола, потому что попадешь под удары своих собственных проклятий и осуждений, ведь и в тебе самом есть много диавольских черт.
+ + +
Когда предстоит защищаться, не пиши целые доклады. Защищайся только по конкретному случаю и не затрагивай другие вопросы. Держись по-человечески со всеми. Не обращай внимания на людскую болтовню и сплетни. Не оставляй свое место или работу и пытайся там проложить себе путь.
+ + +
Бог и ты – больше никого. На что ты сам себя настроишь, то и будет. Если что-то случится, не обвиняй других и не осуждай, но лишь себя самого считай виноватым, и будешь спокоен и на земле, и на небе.
+ + +
Если вышестоящие откажут тебе в благоволении по тому, о чем просишь, не надо никаких прений и выяснений, замолчи, как будто это тебя не касается, и почтительно отступи. Иначе проиграешь сражение.
+ + +
Будь аккуратным, честным, вежливым, но не слащавым. Будь улыбчивым, но в меру. Будь умеренно любезным, но с холодным взглядом. Можешь посчитать до 10-ти, остановись на 3-х. Не будь как дети, которые ошпариваются, а потом кричат: «Ой-ой-ой!» Трезвись и помни о расплате за грех, который есть смерть.
+ + +
Первое условие всякого движения вперед есть смирение, т.е. почувствовать свое безсилие и все свое упование возложить на Бога.
+ + +
Когда собираешься попросить кого-то о чем-то, не раболепствуй, но держись достойно. Изложи свою просьбу кратко, по существу, без второстепенных усложнений и расплывчатых речей, объяснений и подобного, но всегда по цели. Представь, что от человека, к которому обращаешься, зависит твое будущее. Будь подтянут, как струна. Никакого расслабления и сгибания, чтобы сохранить постоянное внимание. На заданные тебе вопросы отвечай всегда после сосредоточенного обдумывания и, главное, не забывай попросить Бога, чтобы Он внушил тебе правильный ответ. Излучай уважение и серьезность. Без фамильярности. Без повелений, но всегда по сто раз говори слова: «Пожалуйста», «Благодарю». Любезно и учтиво говори и с подчиненными. Кратко, чтобы не тратить чужое время. Когда с кем-то разговариваешь, никогда не держи руки в карманах. Не огрызайся, не спорь, даже в шутку не противоречь. На сложные вопросы отвечай, что дашь ответ в другой раз, когда подготовишься. Ко всем всегда обращайся в вежливой форме – на «Вы». Во всякое время стой с благоговейным страхом и сердечным вниманием, помня, что Бог всегда рядом с тобой. Каждое лишнее слово может отправить тебя в ад. Они (лишние слова) провоцируют и предрасполагают к тому, чтобы держаться неподобающе. Но ты говори тихонько и до конца сохраняй твердость и благоговение.
+ + +
Бог любит смелых и смиренных.
+ + +
Видится тебе что-то тягостным и безысходным? Унываешь? Отчаиваешься? Или обстоятельства кажутся тебе непреодолимыми? Знай, что во всех этих случаях твой противник – диавол, и потому всегда начинай многократно повторять молитву: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя».
Перевод с болгарского
Анны САМСОНОВОЙ
Продолжение см. в след. номере
Источник:
http://budiveren.com