ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Беседа на книгу святого пророка Божия Даниила

 


 

 

Продолжение. Начало см. в № 3 (75)

 

Предлагаем вниманию читателей публикацию беседы известного священника-миссионера протоиерея Олега Стеняева на книгу святого пророка Божия Даниила. Рассматриваемые в беседе ветхозаветные события автор сопоставляет с проблемами и искушениями современной жизни. Особое внимание уделяется воспитанию детей на примере трех святых отроков Анании, Азарии и Мисаила, а также необходимости твердого стояния в истинной вере, вопреки всем окружающим нас соблазнам и притеснениям со стороны апостасийного мира.

 

Читаем дальше Книгу пророка Даниила: И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости (Дан. 1, 17).

Может быть, потому наши дети так плохо учатся, потому так малоспособны к овладению «книжной премудростью», что не соблюдают постов вместе с нами? Причем для сыновей и дочерей наших постом должно быть не только воздержание от скоромной пищи, но и воздержание от зрелищ, танцев, дикой музыки и пустого общения с неверующими сверстниками. Может быть, мы сами обрекли наших детей на такое ужасное прозябание, когда они, постоянно нарушая святые посты или неправильно их соблюдая, мало молятся, отчего и не дается им ни то знание, ни то разумение всякой книги и мудрости, какие были дарованы Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии.

О Данииле сказано особо, что ему Господь Бог даровал еще разуметь всякие видения и сны. Даниил получил от Господа дар разгадывать сны и толковать разные видения, которые могут случаться в жизни того или иного человека.

По окончании тех дней, – читаем далее, – когда царь приказал представить их, начальник евнухов представил их Навуходоносору. И царь говорил с ними, и из всех отроков не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред царем. И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его. И был там Даниил до первого года царя Кира (Там же, 18–21). Видите, как Господь благословляет отроков, которые твердо держатся истинной веры?

Надо приучать детей с малых лет посещать храм и выстаивать богослужение; они должны молиться дома вместе с вами и самостоятельно. Единственное послабление допускается больным детям, но и в этом случае всегда надо брать благословение у священника. Нормальное состояние для ребенка – когда нарушение поста и сокращение молитвенного правила он воспринимает как грех и исповедуется в нем. Однако при этом надо всегда помнить, что нельзя заставлять ребенка поститься и молиться. Вдохновлять его к духовному деланию должен ваш собственный добрый пример. И совершенно непозволительно «наказывать» дитя молитвами или чтением святых книг. Если ваш ребенок будет отождествлять наказание с религиозной жизнью, то рано или поздно он станет испытывать отвращение и к духовному чтению, и к самой молитве. Напротив, наказанием должен оказаться запрет для ребенка читать Священное Писание в том взбалмошном состоянии, в котором он находится. Не пустить его в храм, пока он не примирится с младшими и не попросит прощения у старших, – вот самое страшное наказание, вот где он должен испытать страх. И допускать его к чтению молитв можно только тогда, когда, как сказано в начале правила, «утишатся вся чувствия». Вы должны помнить о том, что не всегда будете находиться с вашими детьми, стоять над ними и учить их, рано или поздно произойдет расставание. Ваша главная задача заключается в том, чтобы научить ребенка самостоятельности в религиозной жизни; религия должна действительно стать для него той связью с Богом, без которой он не смог бы и мыслить свою жизнь.

И вот сии отроки приближены к царю Навуходоносору. Но как опасно быть приближенным к сильным мира сего! Дети оказались в зоне внимания царя, его слуг и сотрапезников. Мы более всего должны переживать за тех, кто оказался объектом внимания со стороны язычников, еретиков и грешников. Мир греха особенно пристально наблюдает за молодыми, за самыми юными, он хочет именно их сделать своей жертвой. И в этом возвышении Даниила, Анании, Мисаила и Азарии им уже готовилась западня, хитро замаскированная ловушка.

Итак, мы должны раз и навсегда уяснить для себя, что диавол всегда ищет для нас погибели, он ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотит (1 Петр. 5, 8). Двадцать четыре часа в сутки лукавый подкарауливает нас: он имеет колоссальный опыт совращения, и в этом мире существует огромный арсенал соблазнов, готовых в любой момент обрушиться на нас. А ведь многие, особенно молодые, совсем не готовы к этой схватке. Как им выстоять в подобной борьбе? Но Слово Божие может подсказать юному христианину, где опасность греха и где его, юноши, слабое место. Апостол Павел наставлял молодого служителя Церкви Тимофея словами: Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца (2 Тим. 2, 22). Юношеские же похоти есть всякие похоти безрассудные и вредные (1 Тим. 6, 9). В молодости человек еще не распознал пагубность греха и творит его играючи, и только с годами, как следствие постоянства в исповеди, приходит глубокое понимание содеянного, истинное сокрушение о падениях. Юношеских похотей убегать – означает со всей серьезностью относиться к проблеме греха. Не бывает «больших» и «малых» грехов. Сказано в Писании: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона (Иак. 2, 10–11). То есть в духовной жизни нет «мелочей». <…>

Но, несмотря на самые великие соблазны и грехи всемирного «Вавилона», надежда на спасение не должна покидать сердце даже самого отпетого грешника. Бог может произвести чудесные изменения в жизни каждого из нас. В Книге пророка Исайи мы читаем: Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю (Ис. 1, 18).

То изменение, которое производит в душе человека Бог, может быть сравнимо только с рождением. И к этому рождению свыше Господь призывает каждого из нас словами: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28). Он говорит «все», призывая каждого (а значит, именно тебя), ибо в Нем Одном надежда на спасение для всего творения.

Итак, диавол действительно все двадцать четыре часа в сутки ищет, как нас погубить. Но Бог наш не дремлет, оберегая и охраняя нас. Он Единый Спас наш, извлекающий человеческие души из темных глубин всемирного «Вавилона», из бездн его мути и мерзости. В Псалтири святого царя и пророка Давида мы находим псалом, могущий утешать нас во все не только дни, но и часы жизни нашей:

Песнь восхождения

Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю. Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя, се не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля. Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою. Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию. Господь сохранит тя от всякаго зла, сохранит душу твою Господь. Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до века (Пс. 120, 1–8).

 

Протоиерей Олег СТЕНЯЕВ

 

Школа выживания: человек
в мире соблазнов. Беседы
на Священное Писание. М., 2012.

 

Продолжение см. в след. номере

 

 

СТАТИСТИКА ||
Какие проблемы тревожат россиян?

    

    В январе с.г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос на тему, какие проблемы больше всего тревожат россиян в масштабах страны. Согласно его результатам, больше всего респондентов волнует тема ЖКХ (55%). На втором месте – инфляция, низкий уровень жизни и коррупция (по 51%). Тема алкоголизма и наркомании в масштабах страны безпокоит 46%, ситуация в сфере здравоохранения – 40%. По 36% считают важными для страны темы пенсионного обезпечения и безработицу. И лишь 26% россиян выразили обезпокоенность состоянием общественной нравственности.
    Между тем Святые Отцы Православной Церкви учат, что благоденствие государств напрямую зависит от веры и благочестия народов. Святитель Феофан Затворник писал: «Вера и благочестие суть основание благоденствия народного – самое прочное и непоколебимое. Почему так? Потому что они привлекают благословение Божие. А где благословение Божие, там всякое благо и изобилие. Когда благословит Бог, откуда что берется! А когда нет благословения Божия, – трудится-трудится человек и все не впрок. <…> Нам кажется, что невер и нечестивец себя только губит, а на деле выходит более: он вредит и всему телу народа. Распространитель неверия и нечестия не себе только враг, но враг и Отечеству. Вот почему на всех нас лежит долг быть верующими и благочестивыми, не себя только ради, но и ради целости и твердости всего государства нашего».


Людмила ГОЛОВИНА

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник