ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ДОКУМЕНТЫ ПОЗИЦИЯ ЦЕРКВИ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Юридический анализ основных положений
документа «Позиция Церкви в связи с развитием
технологий учета и обработки персональных данных»

 

Принятие на Освященном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2–5 февраля 2013 года) документа «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных» позволило в значительной мере прояснить отношение Церкви в лице Собора ее первоиерархов к этой стороне вызовов современного глобального мира.

Вместе с тем, как показало изучение отзывов мирян и отдельных представителей клира, имеют место противоречивые толкования основных положений данного документа. Люди, изучая документ, нередко приходят к выводам, прямо противоположным выводам Освященного Архиерейского Собора.

Следует отметить, что церковный документ служит цели выработки правильного отношения к проблеме развития технологий учета и обработки персональных данных, возникающей в отношениях между православными христианами и государством. При этом указанные отношения регламентируются со стороны государства установлением обязательных правовых норм посредством издания законов, нормативно-правовых актов, формирования соответствующей правоприменительной судебной практики.

Следовательно, решения Освященного Архиерейского Собора будут фактически воплощаться в жизнь через призму действующего законодательства государств, входящих в зону канонической ответственности Московского Патриархата. Соответственно и мирянам, и представителям клира необходимо четкое понимание юридического значения выработанных Собором постулатов.

Учитывая эти обстоятельства, считаем необходимым предложить Вашему вниманию краткий юридический анализ основных положений документа «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных» относительно его применения в правовой системе России.

Анализ подготовлен православными юристами и выполнен в форме ответов на наиболее часто задаваемые вопросы.

 

– Несколько раз прочла документ «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», но никак не могу в нем до конца разобраться. Считает ли Архиерейский Собор опасным присвоение человеку идентификационных номеров и электронных карт или их можно брать?

– При ответе на Ваш вопрос следует иметь ввиду, что наряду с положениями, прямо содержащимися в документе «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных» (далее – «Позиция...»), нам необходимо руководствоваться целым рядом иных документов, также упомянутых в нем. Это Послания Архиерейского Собора 2004 года к Президентам России и Украины, Заявление Священного Синода от 6 октября 2005 года, Определение Архиерейского Собора 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации от 28 июля 2009 года, Определение Архиерейского Собора 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви».

В одном из этих документов, а именно в Заявлении Священного Синода от 6 октября 2005 года к органам власти стран Содружества Независимых Государств и Балтии, прямо указано: «Нельзя в системах учета присваивать людям некий номер, который будет использоваться вместо имени». Как известно, такие номера как ИНН, номер системы персонифицированного пенсионного учета и др. являются уникальными пожизненными (и даже посмертными) номерами человека и используются в системе вместо имени человека или юридического лица.

Таким образом, в силу прямого указания Священного Синода от 6 октября 2005 года и отсылочной нормы постановления Архиерейского Собора 2013 года присвоение человеку номера, используемого вместо имени, признано не только опасным, но и недопустимым.

Что касается электронной карты, то она относится к типу устройств, в основе принципа действия которых лежит цифровой идентификатор, т.е. тот самый номер, о недопустимости присвоения человеку которого уже высказывался Священный Синод. Следует обратить внимание, что Освященный Архиерейский Собор 2013 года ставит цифровые идентификаторы и электронные карты в один ряд, признавая их одинаково опасными. С учетом системного толкования этих двух документов нетрудно придти к заключению об опасности принятия для христианина как цифровых идентификаторов, так и электронных карт.

Необходимо напомнить, что, согласно третьему абзацу п. 1 документа Архиерейского Собора 2013 года об идентификации, каждый священнослужитель и мирянин в своей деятельности должен учитывать высказанную выше позицию.

 

– На какие правовые акты необходимо ссылаться при выражении отказов от принятия средств электронной идентификации?

– Основным нормативно-правовым актом, прямо защищающим наши права, является Конституция Российской Федерации, а именно ее ст. 28. Звучит она следующим образом: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Обратите внимание на последнюю фразу – гарантируется не только право иметь убеждения, но и действовать в соответствии с ними. Иными словами – жить в соответствии со своими убеждениями.

Следует знать, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и является актом прямого действия, т.е. ее нормы действуют прямо и непосредственно, не нуждаясь в подтверждении своей юридической состоятельности путем принятия каких-либо законов или подзаконных актов. Принимаемые государством законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.

Однако здесь актуальным становится вопрос о том, относится ли отказ от ИНН, принятия карты или т.п. к исповеданию лицом своих религиозных убеждений? И тут нам на помощь приходит документ «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», а также иные документы, упомянутые в нем, в т.ч. Заявление Священного Синода от 6 октября 2005 года.

Так, в п. 4 «Позиции...» сказано: «Основываясь на своих конституционных правах, тысячи людей, включая православных верующих, не желают по тем или иным причинам, в том числе религиозно мотивированным, принимать новую идентификационную систему, использовать документы с электронными идентификаторами личности (личным кодом, штриховым кодированием, идентификационными номерами)».

В п. 5 документа Архиерейский Собор заявляет: «В связи с тем, что обладание персональной информацией создает возможность контроля и управления человеком через различные сферы жизни (финансы, медицинская помощь, семья, социальное обезпечение, собственность и другое), возникает реальная опасность не только вмешательства в повседневную жизнь человека, но и внесения соблазна в его душу» (выделено нами – авт.).

Таким образом, согласно мнению Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2013 года, принятие новой идентификационной системы, в т.ч. использование документов с электронными идентификаторами личности, создает реальную угрозу нарушения прав граждан, в т.ч. их прав, касающихся свободного исповедания религиозных убеждений, гарантированных ст. 28 Конституции Российской Федерации.

 

Группа православных юристов,
г. Смоленск

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник