ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
БЛАГОЧЕСТИЕ
НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
СТРАНИЦА 15
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

 

Недремлющее Божие Око

   Много есть в жизни непостижимого и таинственного, если только кто, имея желание, внимательно будет следить без предубеждения за тем, что случается особенного и непонятного в наш маловерный XX век.
   Описывал нам один из наших старцев следующее событие, бывшее с ним еще в юности. «Однажды в праздник Рождества Христова покойные мои родители взяли меня с собой в гости к моему дедушке. Жили мы тогда в северной столице. Надо было идти к Николаевскому дворцу. Вот идем мы втроем: родители впереди, а я сзади, за ними. Вижу я: на мосту стоить убогий старичок-нищий. Обеих ног у него нет почти до колен. И стоит он на своих как бы обрубленных ногах, а перед ним на земле лежит его шапка, куда, очевидно, проходящие кладут свою доброхотную милостыню. Жаль мне стало бедного старичка-страдальца. Быстро достав из кармана пятачок, я положил его в шапку бедняка. Затем также быстро догнав своих родителей, я хотел показать им этого бедного калеку с целью и их расположить к подаче милостыни. Но когда я сказал им это и мы обернулись и хотели посмотреть на убогого старичка, то уже на мосту никого не было. Он мгновенно исчез из наших глаз».
   «Второй подобный первому случай, – говорил старец, – был со мною, когда я уже был взрослым. Шли мы с покойным моим отцом и со старшею сестрою. Перед нами расстилалось широкое и чистое поле, и вдруг мы увидели не так далеко от нас впереди какого-то человека, одиноко стоящего на нашем пути. Когда мы с ним поравнялись, то увидели, что это был убогий старец, который смиренно попросил у нас милостыню. Доставь кошелек, я, не помню хорошо, сколько-то денег дал бедняку и пройдя несколько шагов, сказал своему отцу: „Странное дело! Откуда это он так неожиданно появился?“ И вот мы все трое обернулись для того, чтобы взглянуть на старичка-нищего. Но каково же было наше крайнее удивление: мы старичка уже нигде не видели. Хотя поле было и большое, и широкое, но убогий старец исчез, словно испарился в воздухе. Это нас всех тогда страшно удивило».

Нищие. Подаяние
Фрагмент фотографии конца XIX в.

   Бог наш на Небеси и на земли, и Промысл Его простирается не только над человеками, по образу Его созданными, но и над всякою тварью. Даяй, – по словам Псалмопевца, – пищу всякой плоти (Пс. 135, 25) и птенцем врановым призывающим Его (Там же. 146, 9). Он же дает питание и скимнам рыкающим восхитити и взыскати от Бога пищу себе (Там же. 103, 21). Храняще избранных Своих, яко зеницу ока, и Ангелом Своим заповедает сохранити тя на всех путех твоих (Там же. 90, 18). Смиримся посему и возблагоговеем пред дивным Его Промыслом. Будем всегда помнить, что за нами всегда наблюдает Его Недремлющее Око, а посему убоимся творить грехи и беззакония, но лучше устремимся к творению добрых дел, угодных Ему и указанных в Его законе, так как еще в здешней жизни Он воздает каждому по делам его, а взыскающие же Господа не лишатся всякаго блага (Там же. 33, 11).

Рукописный Валаамский Патерик


     
   Антониево-Сийский монастырь был основан около 1520 года преп. Антонием близ реки Сия, притока Северной Двины. Миниатюра иллюстрирует текст «Жития Антония Сийского», рассказывающего, что «Преподобный имяше обычай в больницу ходити, больных посещати и своима руками воду согреваше, и теплою водою телеса немощных омываше, и тако теплые молитвы от них принимают».
Монастырская больница
Миниатюра из рукописи «Житие Антония Сийского». 1648 г.
   

 

   
   
   

Игумен Киево-Печерского монастыря преп. Феодосий (1036–1074) – создатель первой больницы на Руси. Святой устроил при своей обители особый двор с храмом св. Стефана и принимал туда для жительства и лечения нищих, слепых, хромых и прокаженных, выделяя для их содержания десятую часть от всего монастырского имения. Больница преп. Феодосия располагала штатом служителей и оказывала медицинскую помощь всему окрестному населению. Помимо этого, Святой раз в неделю отсылал воз хлеба тюремным узникам.

 

Милосердие преп. Феодосия Печерского к страждущему. Гравюра XIX в.
 

Каждый из нас обязан работать для создания Царствия Божия на том месте и в том положении, где он поставлен Богом. Участие в этой общей работе обязательно для каждого, но не обязательно в форме апостольского служения. Делай, что можешь и как можешь. Лишь бы это было с любовью.

Свт. Василий Кинешемский

 

   До середины XVI века не существовало законов, регулировавших дело призрения. В царствование Иоанна Грозного церковно-земский Стоглавый собор (1551 г.) впервые в российском законодательстве постановил разделить нищих по разрядам, переписать их по всем городам и устроить для них богадельни, содержащиеся за счет доброхотных пожертвований под ведением священников и целовальников (выборных лиц). Стоглавый собор признал попечение о бедных делом не только церковным, но и общественным.
 
 
Царь Иоанн IV Грозный. Гравюра из книги С. Герберштейна «Описания Москвы и Московии». XVI в.

 

 
   ОПРОС                      ||          Блаженны милостивые
 
     

   1. Знакомы ли Вам Евангельские слова: всякому, просящему у тебя, дай (Лк. 6, 30); блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7) и суд без милости не сотворившему милости (Иак. 2, 13)?
      Да – 71%,    Нет – 29%

   2. Приходилось ли Вам убеждаться в истинности того, что «рука дающего не оскудеет»?
      Да – 82%,    Нет – 18%

   3. Подаете ли Вы милостыню?
      Да – 76%,    Нет – 24%

   4. Боитесь ли Вы быть обманутыми, подав не тому, кто действительно нуждается?
      Да – 18%,    Нет – 82%

   

   

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник