ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИЭКУМЕНИЗМ ЛЖЕУЧЕНИЯ НАШЕГО ВЕКА СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Почему православному христианину
нельзя быть экуменистом

 

Продолжение. Начало в № 14(38)

 


Митрополит Никодим (Ротов)
на IV Ассамблее ВСЦ в Уппсале,
1968 год

 

ОСНОВАНИЕ ДЕСЯТОЕ:
ЭКУМЕНИЗМ НЕ ДОПУСКАЕТ ПРАВОСЛАВНОГО
МИССИОНЕРСТВА СРЕДИ ИНОСЛАВНЫХ; ОН УТВЕРЖДАЕТ
ПРОТЕСТАНТСКИЕ ОБЩНОСТИ В КАЧЕСТВЕ «ЦЕРКВЕЙ»;
НАЧИНАЕТ ПРИТЯЗАТЬ И НА ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ И
ЗАРАЖАЕТ ЕЕ ПРИНЦИПИАЛЬНО ЧУЖДЫМ ДУХОМ ОБМИРЩЕНИЯ

 

А) УЧАСТИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
В ВСЦ НИКАК НЕ ОПРАВДАНО

 

Западные инославные наблюдатели находят весьма нелогичным участие в ВСЦ (экуменической организации «Всемирный совет церквей», – примеч. ред.) Православной Церкви, претендующей быть единственной истинной Христовой Церковью, каковой она и является (Vers Babylone A. G. Vevey, 1964. Р. 15. Not. 2 // Roth H. Oecumenisme ou christianisme? Geneve. P. 17).

Чего же ищут православные христиане в экуменическом совете, идеология которого абсолютно не совпадает с идеологией Православия? Какая польза может быть для Православия от участия в экуменическом движении, цель которого – не объединить все вероисповедания на началах Богооткровенной истины, хранимой Православием, а создать надцерковное, или, точнее, антицерковное объединение, где никто не будет располагать «отдельной вершиной для своего вероисповедания» (по выражению Виссерт-Хуфта) (ЖМП. 1967. № 10. С. 67) и где не будет уже «Православной Церкви в этом сепаратном смысле слова» (по словам Хауса).

На эти вопросы «православные» экуменисты обычно отвечают, что на экуменические собрания они идут с целью свидетельствовать об истине и привлекать к ней внимание инославных. Так, представители православной молодежи на экуменическом съезде в Боссе (близ Женевы) в январе 1949 года заявили: «Православные участвуют в экуменическом движении с полным сознанием своей христианской ответственности быть живыми и деятельными свидетелями Православия, готовыми объяснять свои догматы, с которыми другие христиане мало знакомы, и, в частности, место Пресвятой Девы, Божией Матери, в жизни Церкви» (Ecumenical Review. 1949. Vol. 1. N. 3. P. 321).

Но осуществились ли эти благие чаяния? Отнюдь! Экуменизм лишь создает видимость того, что ищет истину, в действительности абсолютно не стремясь ее постичь. Он ищет соединения всех «церквей» не на основе Православной истины, а на принципах новой идеологии, ради которой и от Православия требуются догматические уступки, так как, согласно преобладающему в экуменической среде убеждению, ни одна из «церквей» не обладает полнотой истины. Отсюда и призыв ко всем «церквам», включая Православную, каяться в утраченном единстве и большем или меньшем отступлении от истины.

Еще в первой половине XIX столетия у экуменистов наметилась тенденция требовать и от Православной Церкви покаяния в каких-то грехах (неужто догматических?), откуда следует, что они не считают ее «столпом и утверждением истины». Протестант-экуменист Фр. Либ писал в 1929 году: «Истинная, продиктованная волей к единству во Христе встреча Реформатского протестантства и Восточного Православия заставляет их обоих одуматься, покаяться пред лицом Божиим и помочь умолкнуть всем агрессивным помыслам, т. е. желанию через пропаганду или другими способами притеснять и разрушать друг друга» (Путь. 1929. № 16. С. 80).

Комментарии здесь излишни. То, что никто из экуменических деятелей в ВСЦ и не думает принимать Православие, лучше всего могли бы засвидетельствовать сами «православные» представители этой организации, если бы они имели добрую и свободную совесть.

Единственное, чего «православные» экуменисты достигли среди инославных лидеров экуменизма – это обогащение их своей православной терминологией, чтобы ныне протестантские руководители ВСЦ могли успешнее разрушать Святое Православие, ловко прикрывая православными богословскими понятиями свои неправославные мысли и намерения.

Как Православная Церковь говорит с верой и уважением о своем Священном Предании, так и протестанты проповедуют о своих «преданиях», «преданиях» различных деноминаций, навязывая идею, что «церкви» должны взаимно обогащать друг друга своими «преданиями». Как Православная Церковь имеет своих Святых Отцов и с любовью ссылается на их писания, так и экуменические деятели говорят об «отцах» экуменического движения, о «своих отцах», «новых отцах» (ЖМП. 1972. № 11. С. 54), которые не имеют ничего общего с древними правомыслящими Святыми Отцами: те спасали Православную веру, а эти ее подрывают.

Как Православная Церковь использует термин «кафоличность» (=соборность) для выражения своей верности Христу и своего предназначения распространять по всему миру спасительную Богооткровенную единственную, а не плюралистическую истину, – так и экуменические деятели употребляют термин «кафоличность» («catholicism»), но не в православном, а в искаженном смысле. Под «кафоличностью» они понимают планируемое экуменическое единство в плюралистическом виде. «Кафоличность – согласно IV ассамблее ВСЦ в Уппсале (1968 г.) – была противоположностью всех видов самовлюбленности и партикуляризма (обособленности)». Конференция в Саламанке уточнила, а V ассамблея ВСЦ в Найроби (1975 г.) приняла следующее толкование понятия «кафоличность»: «Единая церковь должна представлять собой соборное братство (общность) местных церквей <...>. В этом соборном братстве каждая местная церковь обладает, в общении с прочими, полнотой кафоличности, свидетельствует об одной и той же апостольской вере, чем признает принадлежность и прочих к одной и той же Христовой Церкви <...>. Они взаимосвязаны, потому что получили одно и то же крещение и разделяют одну и ту же евхаристию. Они признают членство и иерархию других» (Цит. по отпечатанным на ротаторе материалам V Генеральной ассамблеи ВСЦ «От Уппсалы до Найроби». С. 79).

Таким образом, «кафоличность» (соборность) в экуменическом словаре означает не верность единой истине, а признание всех заблуждений; не единство, а плюрализм, т. е. многоверие, при взаимном признании «евхаристии» и «иерархии» других «церквей».

Похваляясь такой «кафоличностью», экуменическая «церковь» «смело заявляет о себе как о знамени будущего единства человечества» («Уппсала-68 говорит». С. 13. § 7, 9, 20). Но что получается в результате? Экуменизм, отвергая подлинную кафоличность под предлогом якобы «самолюбования», создает новое понимание этого термина, полное фарисейства и ужасающей горделивой самовлюбленности!

 

Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ),
архимандрит
Сергий (ЯЗАДЖИЕВ)

 

Перевод с болгарского языка

Печатается с сокращениями

Публикуется по изданию:
СПб., 1992. Текст сверен
с изданием: София, 1998;
исправлен и дополнен редакцией
«Православного Креста»

 

Продолжение следует

 

    

  

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник