ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СЛАВЯНСКОЕ БРАТСТВО ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«СУДЬБА ХРИСТИАНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
РЕШАЕТСЯ В БИТВЕ ЗА РОССИЮ»

 

Окончание. Начало на стр. 4

 

 

– Один из главных вопросов христианства сегодня – вопрос экуменизма как религиозного глобализма. Как считаете Вы: экуменизм – это искреннее стремление к единству отдельных христиан или же своеобразная глобалистская политика?

– Как я уже сказал, большинство «христианских» организаций на Западе практически мертвы. Их «церкви» – лишь гигантские бетонные гробницы и ничего более. Это «церкви» с гей-«епископами», женщинами-«священницами» и библиями, переведенными в соответствии с «нормами политкорректности», где говорится о «Богине-Матери» и «Исе Христе». Многие из этих «церковных» зданий продаются по причине отсутствия прихожан. Такие религиозные организации сами стали постхристианскими. Разве мы можем позволить «обвенчать» эту западную гробницу с живым Христом Восточной Церкви?! Убежден, что это будет большой ошибкой!

 

– В своих работах, таких как «Рождество и рождение европравославия», Вы освещали проблемы практического экуменизма, т. е. насаждения новых форм религиозного и обычайного поведения православных сербов, в частности, следование григорианскому календарю. Ежегодно СМИ Евросоюза пытаются внушить нам, что праздновать Рождество по старому стилю (т. е. 7 января по гражданскому календарю) – это стыд и срам. Рассматривая этот вопрос, Вы писали, что некоторые народы может быть и могут перейти на новый календарь, но только не сербы, предки которых страдали в НДХ2 из-за празднования Рождества 7 января. На Ваш взгляд, вопрос богослужебного календаря заключается лишь в проблеме взаимоотношения с Евросоюзом или речь идет о чем-то еще?

– Я не специалист в богословских вопросах, поэтому не дерзну рассуждать на эту тему. Давлению, которое оказывается на Сербскую Православную Церковь с целью провести календарную реформу, я противостою в первую очередь потому, что сторонники этой реформы относятся к лагерю радикальных либерал-демократов. Кроме того, я убежден, что вопрос нашего церковного календаря – не только литургический, он напрямую связан с национальной идентичностью. А в этом случае каждый может и должен высказывать свою позицию.

Догматические и литургические вопросы – нечто другое, хотя это настоящее чудо, что они не оставляют наш православный народ равнодушным. Причина в том, что реформа, которая, как я вижу, уже проводится в некоторых епархиях СПЦ, мягко говоря, не вполне оправдана. Простому мирянину, к числу коих принадлежу и я, сложно все это понять. Православные храмы без иконостасов, исключение из всех чинопоследований упоминаний о душе, изучение в школах «Закона Божиего» по большей части методом раскрашивания изображений епископов, а не посредством изучения Священного Писания, – все это вызывает недоумение.

Но, повторюсь, эти проблемы – богословские, они не в моей компетенции. Однако как социолог я не могу не заметить духовного оживления, возникающего при их обсуждении среди наших верующих. В этом смысле мы, сербы, чем-то походим на ромеев3, впечатлявших западных гостей осведомленностью, с которой они рассуждали на богословские темы. Гегель в «Философии истории», говоря о Византии, обращал внимание на то, что в Константинополе обыкновенные ремесленники и рабочие на улицах, в пекарнях и в мастерских живо обсуждали тончайшие теологические вопросы, и что основные гражданские безпорядки происходили именно из-за этого. «В споре о том, является ли Христос „ομοιουσιος“ или „ομοουσιος“, то есть „подобосущным“ или „единосущным“ Богу Отцу, эта единая „йота“4 стоила жизни многим тысячам людей», – с удивлением отмечает он. Между тем, Гегель не понимал, что ромеи, особенно жители Константинополя, воспринимали себя как «новый Израиль». Они верили, что их всемирно-историческая миссия заключается в хранении чистоты Православия, и что их личная и коллективная судьба непосредственно зависит от того, насколько успешно они выполняют эту миссию.

Думается, многие истинно верующие сербы унаследовали этот дух. И именно его присутствие служит одним из показателей того, что Восточная Церковь по-прежнему жива.

 

– В своем очерке «Зачем разрушают Церковь?» Вы писали (в связи со случаем владыки Артемия) о дезинтеграционных процессах в нашей церковной жизни. Церковь, эта последняя объединяющая сила для нашего народа, подвергается атаке со стороны мамонитской империи. Однако и в ней самой есть люди, сотрудничающие с этим источником зла, тем самым изнутри разоряя церковное здание, фундамент которого заложил святой Савва. В каком направлении, по Вашему мнению, будут развиваться события в этом отношении в дальнейшем?

– Я уже высказал свое мнение неспециалиста о том, что превращение епископов в «маленьких пап» может серьезно ослабить Поместные Православные Церкви и таким образом облегчить задачу мамонитской империи на Востоке. К этому могу добавить только то, что статусно-репрезентативные элементы такого «микропапизма» – от дорогой обуви высшего клира до их шикарных лимузинов – также оставляют впечатление об успешности «Drang nach Osten»5 мамонизма.

Но давайте посмотрим на происходящее с точки зрения всемирно-исторической перспективы. Церковь зачастую находилась под давлением, и, как правило, это давление было разносторонним – внешним и внутренним – с целью реформировать ее, заставить якобы «возвратиться к своим корням». И чем более радикальными были эти реформы, тем больший вред они причиняли Церкви. Возьмите, например, иконоборчество в VIII–IX веках, нанесшее огромный урон Православию. Тогда не только пострадали тысячи верующих, но были уничтожены и плоды многовекового творческого и духовного труда сотен монахов, иконописцев и живописцев. А проникло иконоборчество в Церковь, как и в Восточный Рим, извне, хотя развивалось и изнутри. Также и протестантизм нанес неизмеримый ущерб христианству – не только из-за своего столь же радикального иконоборчества. Кальвинизм был одним из важнейших исторических «промоутеров» мамонизма. А концепция «Sola scriptura»6 сначала до абсурда раздробила «христианство» на Западе, а затем привела к тому, что сегодня протестантские конфессии – с «епископинями»-лесбиянками, которые служат мессы в пустых помещениях, – стали главными постхристианскими организациями в атлантическом мире.
Обо всем этом нужно помнить, чтобы и нас не охватило желание реформировать Церковь. Римо-католическую «церковь» литургические и другие реформы, утвержденные на Втором ватиканском соборе, отнюдь не усовершенствовали. Поэтому не понятно, чего ради христиане на Востоке спешат с аналогичным «исправлением» своего духовного наследия и своей литургической жизни. Тем более совершенно очевидно, что идеи этих «поправок» исходят от неправославных, нехристианских умов.
Но, опять же, я не богослов, и только как социолог вглядываюсь в происходящее в мировом историческом пространстве и пытаюсь, насколько могу, постичь логику событий, чтобы помочь нашему христианскому народу не погибнуть и не погубить свои души.

 

Беседовал
Владимир ДИМИТРИЕВИЧ

Перевод с сербского
Серболюба ЮГОВИЧА

 

Источник: http://borbazaveru.info/
content/view/5481/101/

Печатается с сокращениями
и литературной правкой

 

Примечания редакции «ПК»:


1 Коммодификация (от англ. «commodity» – «товар») – процесс, в ходе которого все большее число различных видов человеческой деятельности обретает денежную стоимость и фактически становится товаром.
2 НДХ, так называемая «независимая держава хорватская» – марионеточное государство с коллаборационистским правительством, созданное нацистами на значительной части территории Югославии и просуществовавшее с мая 1941-го по май 1945 г.
3 Ромеи – самоназвание жителей Византийской Империи.
4 Греческие слова «подобосущный» и «единосущный» отличаются только одной буквой – «йотой».
5 «Drang nach Osten» – нем. «Натиск на Восток».
6 «Sola scriptura» (лат. «только Писание») – один из важнейших тезисов Реформации XVI века. Тезис характеризует отношение протестантов к Библии как единственному источнику вероучения.

 

 

ОПРОС ||
Мировая культурная война

    


       1. Согласны ли Вы, что сегодня идет культурная война между всемирной капиталистической империей, в основе которой лежит культ мамоны, и всеми традиционными обществами планеты?
      да – 92 %; нет – 8 %

 

      2. Разделяете ли Вы мнение, что экуменизм (стремление к объединению всех церквей и вер) – это религиозное проявление глобализма?
      да – 93 %; нет – 7 %

 

      3. Согласны ли Вы, что объединение Православной Церкви с римо-католической и протестантскими «церквами» недопустимо?
      да – 100 %

 

      4. Согласны ли Вы, что судьба христианской цивилизации во многом зависит от того, останется ли Россия православной страной?
      да – 99 %; нет – 1 %


 

 

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник