ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

 

Продолжение. Начало см. на стр. 7

 

§3. ЦЕРКОВНЫЕ ВЕЩИ СВЯТЫ

 

О вещах, при молитвах, в церкви употребляемых, и вообще о всех утварях церковных, тот же Симеон Солунский так рассуждает: «В вещах сея церкви благодать Божия приходит и, пришедши, пребывает: когда мы молимся, она действует по благоволению Отца и милости Сына, Который воплотился нас ради и возродил нас сошествием и щедротами нераздельного с Ним Святаго Духа. И это мы видим ясно, потому что в храмах совершаются Божественные силы и чудеса, бывают явления Ангелов и знамения Святых, исполняются прошения и даруются исцеления. Потому-то в храме, где призывается имя истинного Бога, все свято, и Он своею Божественною благодатью действует, врачует и спасает всех».

 

§4. ПРООБРАЗОВАНИЕ НОВОЗАВЕТНЫХ ЦЕРКВЕЙ
В ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЖЕРТВЕННИКАХ

 

Человек, прежде нежели чрез Моисея получил от Бога Закон, воздвигал храмы или жертвенники и на них приносил жертву Богу; и все таковые жертвенники были святы. При Адаме Авель создал жертвенник; и хотя этот жертвенник был устроен из вещества, но был свят; и принесенные на нем в жертву Богу дары, хотя и состояли из закалаемых животных, также были святы, потому что посвящены были Богу; Бог явился вверху их или, как пишется, призре Бог на Авеля и на дары его (Быт. 4, 4). Ной, вышедши из Ковчега, создал Богу жертвенник. Авраам, намереваясь принести в жертву сына своего Исаака, созда жертвенник и рече ему Бог, глаголя: Аврааме, Аврааме! да не возложиши руки твоея на отрочища <…>: ныне бо познах, яко боишися ты Бога (Там же. 22, 12). И Иаков также из камня устроил жертвенник, освятил его во имя Божие и видел при нем Бога. Но самый высокий и многознаменательный жертвенник устроил Моисей: это Скиния, которая была образом храма и которая лучше, нежели прежние жертвенники, прообразовала все вещи и Таинства новой благодати. Симеон Солунский (гл. 125) говорит: «Все, что устроил Моисей внутри Скинии, а особенно Ковчег и трапеза, прообразовавшие Богородицу, называлось „Святая Святых“. Посему, если кто-либо, кроме посвященных, дерзал прикоснуться к этим вещам, погибал и умирал: так Оза, иже „простре руку свою, [и прикоснуся] кивоту, и умре ту пред Богом“ (1 Парал. 13, 10). Были в Скинии и хлебы предложения, двумя своими составами означающие Хлеб живой и небесный, т. е. два естества – Божеское и человеческое».

 


ПРОСФОРА ДВУСОСТАВНАЯ

 

В подражание сему и в христианских храмах хлебы или просфоры делаются двучастными; и двумя своими частями ясно означают Божество и человечество Иисуса Христа.

«Была в Скинии, – продолжает тот же Симеон Солунский, – и вода очищения, означающая Святое Крещение, елей святой, прообразовавший Миропомазание, светильник, огонь священный, и кадильницы, – и все это было свято. Потому-то на чело Озии, имевшего в руке кадильницу, „проказа взыде <…> пред священники в дому Господни“ (2 Парал. 26, 19): не его была обязанность кадить фимиамом Господеви, но обязанность священников из племени Ааронова». В том же духе святитель Герман пишет о новоблагодатной церкви: «Церковь есть храм Божий, т. е. отдельное место Божие, Святилище Святое и Дом молитвы, где воспоминаются Распятие, Погребение и Воскресение Христово; Дом – прославленный паче Скинии свидения и призывающий людей к покаянию и молитвам».


§5. ЦЕРКОВНЫЕ ВЕЩИ ДОЛЖНО ПОЧИТАТЬ

 

Если уже ветхозаветные жертвенники и все вещи, бывшие прообразованием настоящих, были столь святы, то тем более мы должны благоговейно чтить новоблагодатные храмы и все принадлежащие к ним вещи и утвари. Симеон Солунский в той же главе рассуждает: «Всякую вещь, посвященную имени Божию, должно почитать, какая бы она ни была – глиняная, каменная, деревянная или другая какая-нибудь. Все это освящено именем Божиим. И так как эти вещи носят на себе имя Божие, то им никто не может дать другого назначения. Мы во многих местах и не раз видали, что презирающие святых и храмы Божии и похищающие священные вещи погибали; домы, в которые положены были камни и дерева, церкви принадлежащие, совершенно разрушались, и никто в них не мог жить».

Итак, блажен человек, который щедротами своими созидает храм, попечениями и трудами приносит прибыль и пользу, украшает их или, предупреждая разрушение, возобновляет старые. Всякий из нас сам знает, что этот человек своими пожертвованиями чтит и славословит Бога; и многие чрез его дела спасаются. Такой благотворитель душ привлекает себе любовь Божию, и воздаяние ему будет благое. И сама Церковь об этих усердствующих, под именем создателей, плодоносящих, добродеющих и благотворящих Божиим церквам, во многих местах всенародно приносит Богу молитвы.

 

Издание семнадцатое.
СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник