ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ
БЛАГОСЛОВЕННО ВОИНСТВО
СТРАНИЦА 10
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

 

Смиряясь перед ближним, делайте его большим себя

Рассказ Йована Николича о святителе Николае Сербском (память 20 апреля / 3 мая)

   Иован Николич, еще будучи студентом, переписывался с владыкой Николаем, а затем в 1944–45 годах он служил секретарем Святителя в Вене. Это было время больших скорбей и страданий, когда безчисленные сыновья Матери Сербии, раздетые и босые, оставляли свою порабощенную, рыдающую и окровавленную Родину, покидая родные могилы, любимых безпомощных матерей, и отправлялись на холодную чужбину, в неизвестность, без средств к существованию.

   В венском гостиничном номере каждый день к Владыке приходили посетители. Отец Николай был измучен и выглядел уставшим, но при этом всегда проявлял радушие к своим гостям. Он постоянно находил в себе силы благословлять, ободрять и утешать добрым словом, вселять надежду на лучшее будущее.
   Сильно огорчала владыку Николая лишь недоброжелательность людей к друг другу.
   Владыка имел обыкновение уважительно относиться ко всем приходящим, он благословлял, спрашивал о здоровье, а потом, например, говорил так:
   – Господин Марко, знакомы ли Вы с Вашим земляком Янко?
   – Ой, знаком, Ваше Преосвященство! Этот Янко – никуда не годный человек, совсем испортился!
   – Как так испортился? Он был вчера у меня и хорошо отзывался о Вас…
   И так далее, одни за другими гости говорили плохо о своих знакомых. Вот приходит наш гость Петр. Владыка его благословляет, справляется о здоровье, беседа протекает мирно, затем звучит все тот же вопрос:
   – Господин Петр, знаете ли Вы господина Павла?
   – Ух! Павел очень опасный человек, просто гадкий!
   – Удивительно! Он был у меня вчера, я спросил у него о Вашем здоровье, он отзывался очень хорошо о Вас.
   – Ну, конечно, Ваше Преосвященство, я-то хороший человек, что он обо мне плохого мог сказать? А вот он – негодяй!
   Разговор продолжается, Владыка любезно провожая гостя, произносит:
   – Не забудьте зайти на день святого Саввы в церковь.
   Опять стук в дверь, Владыка, улыбаясь, говорит:
   – Вот новый гость. Неужели и он будет оговаривать своего брата и ближнего? Будет ли снова клеветать на сына исстрадавшейся Матери, изнемогающей, порабощенной, скорбящей нашей Матери – земли Сербской!
   Пришел Никола:
   – Добрый день, целую руки!
   Владыка благословляет нашего дорогого гостя и потом, между делом, задает вопрос:
   – Господин Ниджо, знакомы ли Вы с Джурой из Ваших мест?
   – Ох! Хи-хи!.. Ваше Преосвященство! Этот Джура умен и образован, интеллигентный человек. Но – не хотел бы этого говорить – проходимец он, однако, великий!
   – Как такое могло прийти Вам в голову, Ниджо? Недавно Джура заходил ко мне и поминал Вас добрым словом... Но не забудьте сходить в церковь на праздник святого Саввы.
   И вот, на святого Савву 1945 года идет Богослужение в Сербской Православной церкви в Вене. И во время молитвы Владыка обращается к народу:
   – Кто может, встаньте на колени, а кто не может, преклоните головы!
   Сам Святитель, опустившись на колени, с воздетыми руками восклицает:
   – О, святой Савва, славный предок сербского рода и ангел Христов! Ты ближе всех нас ко Господу. Умоли Его о милости к нам, грешным. Донеси до Бога все наши страдания и несчастья. Преклони пред Господом колени, пролей горькие слезы о нашей нелюбви друг ко другу. Умоли Всевышнего Бога, чтобы Он нас, сербов, примирил, привел к согласию, обожил и умножил!
   А после службы Божией владыка Николай произнес проповедь:
   – Говорят мне, что сербский народ испортился. Говорят, опустился и совсем пропал наш народ. Говорят, что сербы проходимцы и негодяи, и много злых слов произносят о них. Утверждают, что нет уже дружелюбия и согласия в народе сербском. А я говорю, что это далеко от истины. Неправда, что сербский народ испортился и пал. Сербский народ не проходимец и не какой-то негодяй, не пал наш народ. Сербский народ добр. Нет причин у нашего народа, чтобы стать испорченным. Не может быть наш народ таким, как о том говорят со злорадством и злонамеренностью невоздержанные, лживые языки. У сербского народа нет такой школы, какая помогла бы ему стать испорченным. Сербский народ – цветок Божий в саду Царя Небесного. Добр сербский народ, и не говорите между собой плохо друг о друге, не оговаривайте друг друга и не клевещите друг на друга. Некрасиво это. Исполните мою радость и будьте единомышленны, имейте одну любовь, будьте единодушны; не делайте ничего напрасно или из тщеславия; но, смиряясь перед ближним, делайте его большим себя.
   Слава святителю Николаю Велимировичу!

Перевод с сербского
Анатолия КАЗАНЦЕВА


Крестный путь священномученика Павла

Память 27 апреля / 10 мая

Сщмч. Павел Светозаров

 

   В монастырях так же, как и раньше, молились, в храмах – служили, и внешне ничто не предвещало перемен. А в это время в сердцах безбожных властителей вынашивался коварный план уничтожения Церкви. Но дела у безбожников шли нелегко, и надо было много стараться, чтобы непрестанно толкать людей к разрушению, к ограблению храмов и монастырей.
   Второго января 1922 года советская власть издала декрет об изъятии музейного имущества – разграблении культурного наследия, собранного народами России за тысячу лет. Но и этого было большевикам недостаточно. Наступивший голод позволил им восстановить порядки гражданской войны с ограблением храмов и убийствами священнослужителей.
   Ленин, давая наставления по проведению этого мероприятия, писал: «Мы должны дать самое решительное и безпощадное сражение духовенству с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение десятилетий. Чем больше духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».
   Одной из первых жертв этой кампании стал священник города Шуи Владимирской губернии протоиерей Павел Светозаров.
   Павел Михайлович Светозаров родился в 1866 году в семье диакона, служившего в сельском храме Владимирской губернии. Он с детства хотел стать священником и по окончании Киевской Духовной академии имел намерение принять монашество. Однако настоятель шуйского собора уговорил его жениться на своей дочери и принять настоятельство. Но через некоторое время жена отца Павла умерла, оставив на его попечении восьмерых малолетних детей. До переворота 1917 года священник преподавал Закон Божий в шуйской гимназии, когда же преподавание было запрещено, перенес уроки в собор.
   Протоиерей Павел Светозаров был одним из самых известных священников в городе. Он написал книгу «Описание города Шуи и шуйских церквей» и, будучи автором многих публикаций во «Владимирских губернских ведомостях», считался родоначальником церковного краеведения. Новая власть видела авторитет и влияние священника и искала повод для его ареста. Протоиерея Павла Светозарова арестовывали четыре раза: в 1918 году – за уроки Закона Божия, в 1921 году дважды – «для профилактики», затем – за проповедь. Четвертый арест оказался последним…
   Когда 11 марта 1922 года в собор явилась грабительская комиссия с пьяным председателем во главе, отец Павел отказался сам отдать имеющие богослужебное значение церковные предметы, так как считал это святотатством и нарушением церковных канонов. Но силового сопротивления правительственной комиссии священник не оказывал. Верующим объявил, что после ухода комиссии храм будет заново освящен и в нем возобновится служение.
   Вооруженная комиссия нагло прошла в алтарь, не обращая внимания на возмущение прихожан, настроенных отстаивать церковное имущество. Для разгона собравшихся у храма верующих была вызвана милиция и красноармейцы. Они стали избивать нагайками женщин и детей. Кто-то плакал, иные усердно молились, некоторые говорили: «Все равно умирать – так умрем за Божию Матерь!»
   Потом подъехали автомобили с пулеметами, и началась стрельба. Стреляли сначала поверх голов, а потом и по толпе. Стрельбой, нагайками, лошадьми толпу перед храмом разогнали. Трупы убитых верующих положили на паперть, к ним никого не допускали.
   Отца Павла арестовали. Изъятие ценностей из собора происходило уже после, без него. Священнику было предъявлено обвинение в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Его приговорили к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 10 мая 1922 года в 2 часа ночи.
Рассказывают, что последняя молитва отца Павла была об остающихся сиротах. И Бог услышал молитву священника: всю жизнь дети его прожили под благодатным Божиим покровом. Младшая дочь скончалась в преклонном возрасте в конце 1980-х годов в родительском доме, из окна которого открывался вид на величественный собор, где отец всю жизнь прослужил священником и откуда в Великий Пост 1922 года начался его крестный путь на Голгофу.

По материалам «Житий новомучеников и исповедников
Российских XX века»
иг. Дамаскина (ОРЛОВСКОГО)

Дом рядом с Воскресенским собором в г. Шуя,
где жил сщмч. Павел

 

 
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник