ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

 

«Все я обязан принести великому Богу»

 

 

Святой равноапостольный Константин был Царем Галлии и Британии (IV в.). Мать его обратилась ко Христу, и сам Константин был благорасположен к христианству, в душе почитая истинного Бога и Его законы. В то время в Риме царствовал злочестивый Император Максенций, от беззаконий которого страдали все честные жители, и они попросили Константина помочь им. Святой, тогда еще не утвержденный в христианстве, начал войну против Максенция, имевшего преимущество в военной силе. Но победу дает не сила, а Бог.

Константин стал молиться Богу, чтобы Он вразумил его, подал мужество и помог в предстоящем деле. И молитва была услышана. Позже он вспоминал: «Однажды после полудня я собственными глазами увидел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение Креста с надписью: „Сим побеждай“». Константин пришел в недоумение и говорил сам себе: «Что значит такое явление?» Но пока он так размышлял, наступила ночь. Тогда во сне ему явился Христос и повелел сделать знамя, подобное увиденному на небе, для защиты при нападении врагов.

Пораженный дивным видением, Константин решился не чтить никакого другого бога, кроме явившегося ему Христа. Расспросив о Нем христианских священников и услышав их ответ о Едином Боге, о тайне воплощения Сына Божия для спасения людей, о крестной смерти Господа Иисуса, победившего смерть, и о крестном знамении, что оно есть знак победный, Константин вполне сознательно в душе своей стал христианином. С того времени он начал усердно заниматься чтением Священного Писания и постоянно имел при себе священников, хотя и не принимал еще святого Крещения.

С Божией помощью одолев злочестивого Максенция, Константин торжественно вступил в Рим и стал повелителем западной половины Римской Империи. Он сразу же прекратил гонения на христиан и начал им покровительствовать. А через несколько лет, одержав победу над неверным Царем Ликинием, Константин сделался безраздельным государем Римской Империи. Тогда он стал всячески распространять и поддерживать христианство во всем подвластном ему мире. «Я твердо веровал, – говорил Константин, – что всю душу свою, все, чем дышу, все, что только существует в глубине моего ума, – все я обязан принести великому Богу».

По желанию святого Царя его мать, святая Елена, отправилась в Палестину, чтобы почтить великие христианские святыни и найти Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. По ее указанию были построены прекрасные церкви: в Вифлееме над пещерой Рождества Христова, на горе Елеонской – месте Вознесения Господня, в Гефсимании на месте Успения Божией Матери, у дуба Мамврийского, где Бог Троица явился Аврааму. После долгих и трудных поисков святая Елена обрела Животворящий Крест Господень. Чтобы узнать, точно ли это он, Крест положили на мертвого человека – и тот воскрес. Прожив затем недолгое время, Царица Елена преставилась ко Господу.

Святой равноапостольный Константин много заботился и о внутреннем мире Церкви. По его указанию состоялся Первый Вселенский Собор, утвердивший Символ веры, на котором он лично присутствовал, поддерживая православных и противостоя еретикам.

После Собора Царь прожил еще более десяти лет, продолжая ревностно утверждать дух христианского благочестия и стараясь во всем подавать своим подданным добрый пример. Но до последних дней жизни святой не принимал Крещения. С юных лет носивший в сердце своем Христа и издавна соделавшийся в душе христианином, Константин отлагал великое Таинство по смиренному сознанию своей греховности, желая приготовить себя к нему подвигом всей жизни. Почувствовав приближение кончины, он призвал епископов и просил их удостоить его святого Крещения. Умирающий Царь сказал: «Пришло желанное время, которого я давно жажду и о котором молюсь как о времени спасения. Пора и нам принять печать безсмертия, приобщиться к спасительной благодати».

Крестившись, Константин ликовал духом, сердце его исполнилось неизреченной радости. Свою последнюю благодарственную молитву Царь завершил такими словами: «Теперь я сознаю себя истинно блаженным, ибо имею несомненную веру, что приобщился Божественного света и удостоился жизни безсмертной».

 

Православное семейное
чтение. М., 1999.

 

 

 

 

19 мая / 1 июня. Неделя 7-я по Пасхе,

Святых Отцов I Вселенского Собора.

Сщмчч. Патрикия, еп. Прусского, и с ним трех пресвитеров: Акакия, Менандра и Полиена (ок. 100). Преп. Корнилия, чудотворца Комельского (1537). Блгв. вел. кн. Димитрия Донского (1389). Сщмч. Виктора (1937); сщмчч. Антония, еп. Белгородского, и с ним Митрофана, Александра, Михаила, Матфея, Ипполита, Николая, Василия, Николая, Максима, Александра, Павла, Павла пресвитеров и мчч. Михаила и Георгия (1938); сщмч. Онуфрия, архиеп. Курского (1938); прмч. Валентина (1940). Преп. Корнилия, иг. Палеостровского, Олонецкого (ок. 1420). Блгв. кн. Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия, Вологодского (1523). Преп. Сергия Шухтомского (1609). Мч. Калуфа Египтянина (284–303). Преп. Иоанна, еп. Готфского (790). Собор мучеников Холмских и Подляшских (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 19 мая). Челнской и Псково-Печерской, именуемой «Умиление», икон Божией Матери (переходящие празднования в Неделю 7-ю по Пасхе).

 

20 мая / 2 июня. Понедельник. Седмица 7-я по Пасхе.

Мчч. Фалалея, Александра и Астерия (ок. 284). Обретение мощей свт. Московского Алексия, всея Руси чудотворца (1431). Блгв. кн. Довмонта, во святом Крещении Тимофея, Псковского (1299). Мч. Аскалона (ок. 287). Препп. Завулона и Сосанны, родителей равноап. Нины.

 

21 мая / 3 июня. Вторник.

Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.). Равноапп. Царя Константина (337) и матери его Царицы Елены (327). Блгв. кн. Константина (Ярослава) (1129) и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев. Обретение мощей блж. Андрея Симбирского (1998). Преп. Кассиана грека, Угличского чудотворца (1504). Собор Карельских святых. Собор Симбирских святых. Собор Уфимских святых. Чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери: Псково-Печерская «Умиление» (1524), Заоникиевская (1588), Красногорская, или Черногорская (1603), Оранская (1634).

 

22 мая / 4 июня. Среда.

Мч. Василиска (ок. 308). Мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского (1015). Прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (ок. 1540). Сщмч. Михаила пресвитера (1942). Память Второго Вселенского Собора (381). Преп. Додо Давидо-Гареджийского (596) (Груз.) (переходящее празднование в среду по Вознесении).

 

23 мая / 5 июня. Четверг.

Преп. Михаила исп., еп. Синадского (821). Обретение мощей свт. Леонтия, еп. Ростовского (1164). Собор Ростово-Ярославских святых. Преп. Евфросинии, игумении Полоцкой (1173). Преп. Паисия Галичского (1460). Прмч. Михаила черноризца (IX). Преп. Давида Гареджийского (VI–VII) (Груз.) (переходящее празднование в четверг по Вознесении). Обретение мощей мцц. Евдокии, Дарии, Дарии и Марии.

 

24 мая / 6 июня. Пятница.

Отдание праздника Вознесения Господня. Преп. Симеона, столпника на Дивной горе (596). Преп. Никиты, столпника Переславльского (1186). Блж. Ксении Петербургской (прославление 1988). Мчч. Мелетия Стратилата, Стефана, Иоанна, Серапиона египтянина, Каллиника волхва, Феодора и Фавста и с ними 1218-ти воинов с женами и детьми (ок. 218).

 

25 мая / 7 июня. Суббота.

Троицкая родительская суббота. Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших. Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ок. 850). Прмц. Елены (1938), прмч. Тавриона (1939). Свт. Иннокентия, архиеп. Херсонского (1857). Сщмч. Ферапонта, еп. Кипрского (IV).

 

26 мая / 8 июня. Неделя 8-я по Пасхе.

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. Пятидесятница.

Aпп. от 70-ти Карпа и Алфея (I). Мч. Георгия Нового (1515). Обретение мощей преп. Макария Калязинского (1521). Мчч. Аверкия и Елены (I). Преп. Иоанна Психаита, исп. (IX).

 

27 мая / 9 июня. Понедельник. Седмица 1-я по Пятидесятнице (сплошная).

ДЕНЬ СВЯТАГО ДУХА.

Сщмч. Ферапонта, еп. Сардийского (III). Обретение мощей преп. Нила Столобенского (1667). Преп. Ферапонта Белоезерского, Можайского (1426). Перенесение мощей свтт. Московских Киприана, Фотия и Ионы (1472). Преп. Ферапонта Монзенского. Прав. Иоанна Русского, исп. (1730). Мчч. Феодоры девы и Дидима воина (304). Тупичевской и Кипрской икон Божией Матери (переходящее празднование в День Святаго Духа).

 

28 мая / 10 июня. Вторник.

Преп. Никиты исп., еп. Халкидонского (IX). Свт. Игнатия, еп. Ростовского (1288). Преп. Елены Дивеевской (1832). Свт. Геронтия, митр. Московского и всея России (1489). Прмчч. Макария, Дионисия, сщмч. Николая диакона, мчч. Игнатия и Петра (1931); преп. Ираклия исп. (1936); прмц. Гермогены (1942). Сщмч. Евтихия, еп. Мелитинского (I). Мц. Еликониды (244). Сщмч. Елладия еп. (VI–VII). Икон Божией Матери Никейской (304) и Чухломской (Галичской) (1350).

 

29 мая / 11 июня. Среда.

Прмц. Феодосии девы (730). Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского (1494). Обретение мощей преп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского (2000). Сщмч. Иоанна диакона и мч. Андрея (1938); свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского (1961). Мц. Феодосии, девы Тирской (307–308). Память Первого Вселенского Собора (325). Иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных».

 

30 мая / 12 июня. Четверг.

Преп. Исаакия исп., игумена обители Далматской (383). Сщмч. Василия пресвитера (1942). Иконы Божией Матери, именуемой «Споручица грешных», Корецкой (1622) (переходящее празднование в четверг 1-ой седмицы по Пятидесятнице).

 

31 мая / 13 июня. Пятница.

Ап. от 70-ти Ерма (I). Мч. Ермия (II). Сщмч. Философа Орнатского пресвитера и сыновей его мчч. Бориса и Николая (1918). Мч. Философа (III).

 

1 / 14 июня. Суббота.

Отдание праздника Пятидесятницы. Мчч. Иустина Философа и другого Иустина, и с ними Харитона, Хариты, Евелписта, Иеракса, Пеона и Валериана (166). Преп. Дионисия, игумена Глушицкого (1437). Сщмч. Василия пресвитера, мц. Веры (1940). Прав. Иоанна Кронштадтского (прославление 1990). Преп. Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах (XI). Преп. Иустина Поповича, Челийского (1978) (Серб.).

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник