ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА I:
ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЧЕРНИ

 

§ 20

ВХОД НА ВЕЧЕРНЕ

 

Здесь под словом «вход» разумеется не всякий вход, но тот торжественный вход, который совершается из северных дверей предложения, близ солеи к амвону, и от него царскими вратами к престолу, на который переносится или кадило, или книга Евангелия, или самые Святые Дары с приличным такой святыне торжеством.

Прежде мы в лице священника очами своими видели Ходатая нашего, Христа Иисуса, и познали Его пришествие и жизнь, имевшую быть на земле; потом и сами от себя, во имя того же Ходатая, в псалмах «Господи, воззвах» и проч. взывали к Богу Отцу; теперь же, то есть в настоящем вечернем входе, представляется то же самое пришествие на землю Спасителя, вся Его земная жизнь и, наконец, Его отшествие от нас, не в словах, но в видимых и приличных образах.

Святитель Симеон Солунский (в гл. 333) говорит: «Здесь (т. е. на вечерне) иерей творит вход, вышедши от алтаря непокровенный, имея в руках кадильницу и производя каждение, наклоняется среди храма и, востав, молится, потом, сделав знамение креста рукою и кадильницею, опять входит в алтарь. И этим он знаменует, что Единородный Сын Божий, нисшедший от небесных кругов до нас, опять восшел на небо и возвел нас. Этим же выходом [из алтаря], наклонением главы, потом прямым своим положением, восклицанием: „Премудрость, прости“, знаменованием [креста] и кадильницею, или возвышением Евангелия [если вход с Евангелием], и вхождением в алтарь иерей изображает все, что относится до Домостроительства. Ибо тем, что он выходит из алтаря и нисходит на средину храма, означает снисхождение Христово и смирение; тем, что одеян священническими одеждами, – воплощение; тем, что, став среди храма, преклоняет главу, – распятие Спасителя за нас посреде земли, умерщвление и снисшествие во ад. Посему-то иерей, наклонившись, в молчании молится, как носящий образ Христа, Который, предав Себя Отцу и нисшед во ад, избавил нас оттуда».

 

 

ЦАРСКИЕ ДВЕРИ ОТВЕРЗАЮТСЯ
НА ВЕЧЕРНЕМ ВХОДЕ

 

Для сего отверзаются в начале вечернего входа царские двери, и этим показывается, что рай преступлением Адамовым долго был затворен и ныне через пришествие Христово не только рай отверзся, но и небо. Предносимые при сем входе кадильница или Евангелие имеют также значение, приличное воплощению Христову.

Святитель Симеон Солунский (там же) пишет: «А потому иерей несет или благовоннейшее кадило, которое означает святую душу Христа и жизнь Его, или держит Евангелие, как бы Самого Господа, и с ним наклоняется – в знак того, что Христос снисшел к нам. Потом он выпрямляется, показывая, что Христос и Сам восстал, и нас воздвиг с Собою. Это выражает он также или творя крест кадильницею и словами: „Премудрость, прости“, или возвышением Евангелия».

Когда иерей во время входа возвращается в лтарь, этим он означает преимущественно Вознесение Иисуса Христа по Воскресении от земли на небо. Святитель Симеон Солунский в той же главе говорит: «Когда иерей выходит и опять идет в алтарь, этим он означает, что Христос вознесся от земли и возвратился с воспринятою плотию туда, где и был, и, принесши за нас жертву через Себя Самого, возвысил и освятил нас. И всякий вход знаменует это; а посему при подобном случае необходимо больше всего постоянно иметь в уме и памятовать это, потому что мы через нисшествие к нам Бога и спаслись».

 

ВХОД ВЕЧЕРНИЙ БЫВАЕТ НА ВЕЧЕРНЕ
И ПРИТОМ ПЕРЕД ПРАЗДНИКАМИ

 

Вход сей бывает не на утренях, а на вечернях, и притом не во всякий день седмицы, но в субботу, в праздники Господские и Богородичные и во дни памяти святых. Причину сему объясняет святитель Симеон Солунский (в гл. 334): «Вечерний вход означает Божие к нам нисшествие, бывшее в последние дни. Посему сей вход мы творим в особенности по субботам – в ознаменование схождения Христа во ад и Воскресения; в праздники – в знак того, что Он, нисшед [на землю], совершил празднуемое таинство; и в дни памяти святых – поелику Он, восшед на небеса, возвел с Собою и души святых и имеет их с Собою, а впоследствии воccтавит и телеса их, дабы иметь их с Собою всецело».


НА ВХОДЕ СВЯЩЕННИК ИДЕТ
В ПРЯМОМ ПОЛОЖЕНИИ ТЕЛА

 

На вечернем входе священник идет «прост», т. е. с опущенными вниз руками, – чтобы этим показать на себе некое величие, а через него – Божество Христово, когда, т. е. ничего не имея в руках, идет в прямом положении. Притом он идет «имущь фелонь опущену» – дабы показать этим, что Христос, будучи по естеству Бог, ради нас принял человеческую плоть и явился в этом смиренном образе. То же самое, т. е. величие и Божество Христово, знаменует священник, когда при пении прокимна до самого конца стоит с согбенными руками и с опущенною фелонью, также когда и во время чтения Евангелия на Литургии стоит в том же положении. О чем доказательства см. ниже (в § 23). Но совсем другое имеет значение, когда на отпусте священник имеет опущенные руки и фелонь. Этим он означает, что служба приходит к концу и народу позволяется выходить из церкви.

 

ПРИ ВХОДЕ ДИАКОН
ОРАРЕМ УКАЗУЕТ К ВОСТОКУ

 

На вечернем входе и то, что диакон держит по направлению к востоку тремя перстами правой руки орарь, также имеет таинственное значение. Этим знаком он напоминает священнику, что приобретенный Христом для всех святых вход на небеса, от мрачного вечера сей жизни к незаходимому свету, открыт. В сем смысле и священник говорит: «Благословен вход святых Твоих». Сверх того диакон при этом действии орарем показывает на восток, т. е. к восточной стороне, откуда восходит солнце, указывает на него как на знаменатейшую часть мира сего, как на страну, где насажден был рай, из которого мы изгнаны, или лучше, как на Самого Христа, Которого ноги стояли на востоке и Который, умирая, лицом был обращен к западу.


ПРИ МОЛИТВЕ ХРИСТИАНЕ
ОБРАЩАЮТСЯ К ВОСТОКУ

Вот почему христиане, не подражая распявшим Христа иудеям, которые, молясь, обращались к западу, при своих молитвах всегда обращаются к востоку, или лучше, к Богу, от Которого исходит изобилие всех небесных даров.

Святитель Герман Константинопольский говорит: «Молиться на восток, подобно и всему прочему, предано от святых апостолов; установлено же это потому, что мысленное Солнце правды, Христос Бог наш, явился на земле в тех странах, где восходит солнце чувственное, как пророк сказал: „Восток имя Ему“ (Зах. 6, 12). И опять: „Воспойте Господеви, возшедшему на небо небесе на востоки“ (Пс. 67, 33–34) и „поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его“ (Там же. 131, 7). И еще: „Станут нозе Его <…> на горе Елеонстей <...>, на востоке“ (Зах. 14, 4). Так говорят пророки и потому, что на востоке чаем мы снова получить едемский рай и надеемся сретить второе светлое явление Господне и пакибытие».

Еще подробнее объясняет это преподобный Иоанн Дамаскин (в кн. 4, гл. 12). «Поелику Бог есть мысленный Свет и Солнце правды, и Христос в Писании называется Восток, то нам следует поклонением Ему святить восток. Всякое добро посвящается Богу, Который одобряет все, что называется добром. И божественный Давид говорит: „Царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви, возшедшему на небо небесе на востоки“ (Пс. 67, 33–34); и еще Писание говорит: „насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егоже созда“ (Быт. 2, 8) и преступившаго заповедь „изгна его <…>, и всели его прямо рая сладости“ (Там же. 3, 23–24), – ясно, что на западе. По сей-то причине, взыскуя древнего отечества и взирая на него, мы и покланяемся Богу на восток. И скиния Моисеева имела завесу и очистилище на восток; и колено иудино, как славнейшее, ополчалось от востока. В преславном храме Соломоновом врата Господни были устроены на восток же. Притом во время распятия Господь обращен был на запад: посему мы, молясь, и смотрим на Него, т. е. к востоку; и при Вознесении Он возносился с востока, и на восток апостолы поклонились Ему. И еще: „такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо“ (Деян. 1, 11); по словам Самого Господа: „якоже бо молния исходит от восток и является до запад, тако будет и пришествие Сына Человеческаго“ (Мф. 24, 27). Посему, ожидая своего Спасителя, мы покланяемся на восток. Это есть предание апостольское не писанное; ибо много предано нам без писания».

Что это есть предание апостольское и древнее, то доказывает и святитель Василий Великий (в гл. 27, «О Святом Духе к Амфилохию»): «Из соблюденных в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от апостольского предания, по преемству, в тайне. И те, и другие имеют одну и ту же силу для благочестия. <...> К востоку обращаться в молитве какое писание нас научило? <...> Не по умолчанному ли и тайному преданию? Того ради все смотрим к востоку, когда молимся. Не многие же знаем, что, делая сие, древнего взыскуем отечества (рая), которое насадил Бог в Едеме на востоце».

 

Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.

Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник