ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Об истинном монархическом миросозерцании

 

 


Продолжение. Начало см. в № 2 (98)

 

Предлагаемое ниже вниманию благочестивого читателя сочинение приснопамятного подвижника благочестия архиепископа Серафима (Соболева) «Об истинном монархическом миросозерцании» стало откликом Владыки-монархиста на критику другой его книги – «Русской идеологии». Архиепископ Серафим опровергает неосновательные возражения против богоустановленности царской власти и другие неправые мнения, которые нередко можно встретить и сегодня в книгах и статьях современных авторов.

 

3. ВОЗРАЖЕНИЕ ПРОТИВ ОСНОВАННОСТИ
ЦАРСКОЙ САМОДЕРЖАВНОЙ ВЛАСТИ НА
СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ И ЕЕ ДОГМАТИЗАЦИИ

 

Точно так же не мы видим в словах Господа: Воздадите убо кесарева кесареви, и Божия Богови (Мф. 22, 21) заповедь Божию, а самый текст свидетельствует об этом. Ведь здесь нам дается от Господа повеление, как нужно относиться к Богу и Царю. Чем же иным надо назвать это Божественное повеление, а также и повеление Господа, данное нам через апостола Петра: Бога бойтеся, царя чтите (1 Петр. 2, 17), как не заповедями Божиими?

Вот почему митрополит Филарет в своей проповеди о благоговейном почитании Царя, исходя из слов Христа: Воздадите убо кесарева кесареви, и Божия Богови, говорит: «Обе эти заповеди Господу угодно было соединить, сопоставить одну с другою, без сомнения, для того, чтобы обе они были неразлучны в мыслях наших и в сердце нашем, и чтобы мыслию о Боге мы возбуждались и укреплялись в исполнении обязанностей наших к Царю»; «И апостол Христов Петр заповедует нам: „Бога бойтеся, царя чтите“ (Там же). Опять обе заповеди – об обязанностях наших к Богу небесному и Царю земному – поставлены рядом, в непосредственном одна с другой сближении, как бы мысль о них нераздельна». (Филарет, митрополит Московский. Слова и речи. М.. 1848. Ч. II. С. 193–196; Ч. III. С. 224, 252).

В своей проповеди о неприкосновенности царской власти митрополит Филарет слова Господа: Не прикасайтеся помазанным Моим (Пс. 104, 15) также называет заповедью Божиею.

«Бог чрез пророков Своих заповедует, – говорит святитель Филарет: „Не прикасайтеся помазанным Моим“ и: касаяйся их, яко касаяйся в зеницу ока Господня (см.: Зах. 2, 8). В этой заповеди выражается как требование повиновения предержащим властям, так и глубокое изъяснение причин сего требования и убеждение к послушанию» (Там же. Ч. II. С. 133–137).

Точно так же рассуждают и Святые Отцы Церкви, имея в виду изречение апостола Павла: Несть власть, аще не от Бога. Блаженный Феодорит учит, что в этих своих словах апостол поставил закон для всех верующих без исключения. А святитель Иоанн Златоуст называет настоящие богооткровенные слова заповедью, которую дал апостол с обязательством повиноваться ей для всех верующих, не исключая из их среды даже самих апостолов и евангелистов (см.: Епископ Феофан Затворник. Толкование послания апостола Павла к Римлянам. М., 1890. С. 267–268).

Итак, если царская самодержавная власть основана на Священном Писании и если слова Божии, определяющие наше отношение к ней, являются Божественными заповедями (см.: Мф. 22, 21; 1 Петр. 2, 17; Пс. 104, 15), то ясно, что мы нисколько не погрешаем, когда ее догматизируем.

Конечно, богооткровенное учение о царской власти отлично от догматического учения о Боге и Его воплощенном домостроительстве. Оно отлично от этого учения не только по своему предмету, но и тем, что не имеет за собою всецерковного догматического постановления. Тем не менее, православное учение о царской власти, как и догматы Вселенских Соборов, основано на Священном Писании. Поэтому основные истины о Царе и его власти можно назвать догматами царского и государственного права, как об этом свидетельствует митрополит Филарет.

В своей проповеди о наследственности царской власти митрополит Филарет исходит из слов псалмопевца: Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем (Пс. 131, 11). «Бог, – говорит святитель, – Которого слово и без клятвы самодостоверно, если достоверность его подтверждает еще клятвою, то, конечно, этим указывает как на особенную важность предмета клятвы, так и на преимущественную потребность и благотворность несомненного удостоверения о том <...>. Какой же это предмет? – Наследственность царской власти: „от плода чрева твоего посажду на престоле твоем“. Из такого представления дела, очевидно, вытекают следующие истины или догматы:

1) что Бог посаждает Царя на престоле, или иначе сказать: царская власть есть Божественное учреждение;

2) что Бог посаждает на престоле царевом от плода чрева Царя, то есть: наследственность царской власти;

3) что царская наследственная власть есть высокий дар Божий избранному Богом лицу, как об этом свидетельствует обещание сего дара с клятвою, а также и другое Божественное изречение: „Вознесох избраннаго от людей Моих“ (Там же. 88, 20);

4) что царская наследственная власть есть и для народа важный и благотворный дар Божий <...>.

Вот коренные положения или догматы царского и государственного права, основанные на слове Божием, утвержденные властью Царя царствующих и Господа господствующих, запечатленные печатаю клятвы Его» (Филарет, митрополит Московский. Указ. соч. Ч. III. С. 225–227).

Так просто и ясно показывает митрополит Филарет, что коренные положения или догматы учения о царской власти основаны на богооткровении и прежде всего – на истине о богоустановленности царской власти. Если бы учение великого московского святителя о царской власти было предметом глубокого внимания автора статьи «К учению о Святой Руси», то он не пришел бы к своему ошибочному толкованию библейского текста об установлении в израильском народе царской власти. В этом толковании нужно искать источник и для дальнейших ошибок данной статьи.

 

Архиепископ
Серафим (СОБОЛЕВ)

Об истинном монархическом
миросозерцании. СПб., 2002.

 

Продолжение см. в след. номере

 

 

 

«Каждое сердце может быть
маленьким садом»

 

 

Потерпи, родная страна,
и получишь венец славы...
Из письма Царицы
Александры Феодоровны

 

«Каждое сердце может быть маленьким садом», –
Так начинает дневник свой Царица в плену.
В год свой последний стояла она перед адом,
Но перед Богом молилась она за страну.

 

В доме не гасла лампада, служились молебны,
К детям приходит Господь через добрую мать.
Как материнская грудь Божье слово целебно,
Дети учились молиться, начав лепетать.

 

Дочкам дарила она не наряды – иконы
И милосердный совет находила для всех.
Ночи она не спала возле сына больного
И не искала на царских приемах утех.

 

Видела сердцем: Россия стоит перед бездной...
И, словно мать, от беды заслонила собой.
Сколько одежды сама она сшила для бедных,
К раненым шла в лазарет медицинской сестрой.

 

Счастлив тот дом, где семья доверяется Богу,
Солнечным садом любовь в этом доме цветет.
Душу хранила Царица молитвою строгой,
Чтобы цветы ее сада давали свой плод.

 

Эти плоды для России венцами одеты!
Жертвенной, щедрой любовью нас любит Семья –
Та, что явила в себе все Христовы заветы,
Та, что страданья других приняла на себя.

 

Лилия КУЛЕШОВА

 

Из поэмы «Венец небесный».
Челябинск, 2002.


 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник