ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

 

Мать народа

 

Праведная Милица происходила из древнего рода Неманичей. Она вышла замуж за благоверного князя Лазаря, который в 1379 году стал сербским правителем. После мученической кончины мужа, последовавшей спустя 10 лет, до совершеннолетия своего сына Стефана святая возглавляла государство.

Милица была мудрой и деятельной правительницей, отличалась благочестием и поистине материнским попечением о родном народе, который в то время терпел притеснения от турков-магометан. Она заботилась о вдовах и сиротах, восстанавливала разрушенные храмы, строила монастыри. святой удалось получить от султана Баязета обещание не преследовать христиан в ее государстве. В 1393 году она приняла монашеский постриг с именем Евгении и чрез 12 лет мирно почила. От мироточивых мощей праведной Милицы совершилось и по сей день совершается множество чудесных исцелений.

 

Жития святых. СПб.,
2003.

 

 

Отблеск Святой Руси

 


Русский православный храм
в пос. Нинильчик на юге Аляски

 

Преподобный Герман родился около 1758 года в Серпухове, в купеческой семье. Сначала он поступил в Троице-Сергиеву пустынь Санкт-Петербургской епархии. Будущий великий проповедник с первых своих шагов на монашеской стезе отличался глубокой верой и горячей любовью ко Христу.

В Сергиевой пустыни подвижник заболел: на горле у него образовался нарыв. Опухоль быстро увеличивалась и обезобразила все лицо, глотать стало практически невозможно. Кроме того от нее исходил нестерпимый зловонный запах. В таком опасном положении, в самый критический момент, уже ожидая смерти, преподобный не утратил веры: всю ночь он со слезами молился перед образом Царицы Небесной. После святой отер лик Пречистой мокрым полотенцем и обвязал им шею. Задремав от изнеможения на полу, он увидел во сне, что Пресвятая Дева его исцелила, а наутро действительно пробудился совершенно здоровым. К удивлению медиков, опухоль рассосалась, остался лишь малый след, напоминавший о чудесном случае.

Затем святой Герман подвизался на Валааме, откуда его отправили на далекую Аляску – для миссионерской проповеди. В 1794 году после трудного десятимесячного путешествия вместе другими монахами он прибыл на остров Кадьяк, где вскоре их трудами образовался миссионерский центр. Уже в первые два месяца его работы около 6000 местных жителей – алеутов, эскимосов, индейцев – приняли Святое Крещение.

По прошествии некоторого времени преподобный перебрался на остров Еловый, где поселился в уединении и вел отшельническую жизнь. На вопрос: «Как Вы живете один в лесу, как не соскучитесь?», святой отвечал: «Нет, я там не один. Там есть Бог, как и везде есть Бог. Там есть Ангелы, святые. И можно ли с ними скучать? С кем же лучше и приятнее беседа, с людьми или с Ангелами? Конечно, с Ангелами!»

За свою равноангельную жизнь преподобный Герман был удостоен Господом даров прозорливости и чудотворения: однажды по его молитве остановился лесной пожар, а в другой раз прекратилось наводнение. Скончался святой 13 декабря 1837 года. Православные верующие в Америке по сей день благоговейно чтут его память.

Но наибольшей активности миссионерская деятельность на Аляске достигла с прибытием туда святителя Иннокентия, епископа Камчатской, Курильской и Алеутской епархии, впоследствии митрополита Московского.

Однако со временем православное благочестие там стало вытесняться и оскудевать, и местные туземные народности получили трагическую для них возможность сравнить духовную суть русского присутствия и западной колонизации. Первое, основываясь на евангельском учении, несло им свет Божией истины, вторая – хищнически эксплуатировала и уничтожала. После продажи Аляски в 1867 году и оттока русских американская пропаганда стала искоренять и память о них. В годы Второй мировой войны тысячи православных алеутов были насильно интернированы оккупировавшими острова японцами в концлагеря, их церкви разрушили...

Тем не менее Православие на Аляске сохранилось по сей день. Часть туземного населения носит русские фамилии, полученные предками при Крещении. На острове Кадьяк есть духовная семинария имени преподобного Германа, десятки священников окормляют 80 приходов (более десяти тысяч верующих), центр епархии находится в городе Ситка (бывший русский Новоархангельск). Но все это, конечно, лишь малый отблеск Святой Руси на сей северной земле, некогда имевшей счастье хоть на короткое время приобщиться к духу православного жития.

 

Исторический календарь-альманах
«Россия день за днем». М., 2005.

 

 

 

 

 

19 июля / 1 августа. Суббота.

Преп. Макрины, сестры свт. Василия Великого (380). Преп. Дия (ок. 430). Обретение мощей преп. Серафима, Саровского чудотворца (1903). Собор Курских святых. Блгв. кн. Романа (Олеговича) Рязанского (1270). Преп. Паисия Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Блж. Стефана Высокого, Короля Сербского (1427), и матери его Милицы (1405).

 

20 июля / 2 августа. Неделя 9-я по Пятидесятнице.

Пророка Илии (IX в. до Р. Х.). Сщмчч. Константина (1918); сщмчч. Александра, Георгия, Иоанна, Сергия и Феодора пресвитеров, прмчч. Тихона, Георгия, Космы и мчч. Евфимия и Петра (1930); сщмч. Алексия пресвитера (1938); прмч. Феодора (1941). Преп. Аврамия Галичского, Чухломского (1375). Обретение мощей прмч. Афанасия Брестского (1649). Чухломской, или Галичской (1350), и Абалацкой («Знамение») (1637) икон Божией Матери.

 

21 июля / 3 августа. Понедельник. Седмица 10-я по Пятидесятнице.

Пророка Иезекииля (VI в. до Р.Х.). Препп. Симеона, Христа ради юродивого, и Иоанна, спостника его (ок. 590). Сщмч. Петра пресвитера (1938). Обретение мощей св. Романа исп., пресвитера (1999). Препп. Онуфрия молчаливого и Онисима затворника, Печерских, в Ближних пещерах (XII–XIII).

 

22 июля / 4 августа. Вторник.

Мироносицы равноап. Марии Магдалины (I). Перенесение мощей сщмч. Фоки (403–404). Сщмч. Михаила пресвитера (1918); сщмч. Алексия пресвитера (1931). Преп. Корнилия Переяславского (1693).

 

23 июля / 5 августа. Среда.

Почаевской иконы Божией Матери (1675). Мчч. Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников (284–305). Сщмч. Михаила пресвитера и мч. Андрея (1938). Прав. воина Феодора Ушакова (прославление в 2001). Мч. Андрея (1938). Сщмч. Аполлинария, еп. Равеннийского (ок. 75). Иконы Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) (1888).

 

24 июля / 6 августа. Четверг.

Мц. Христины (ок. 300). Мчч. блгвв. кнн. Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида (1015). Сщмч. Алфея диакона (1937); свв. Николая (1942) и Иоанна (1951) испп., пресвитеров. Преп. Поликарпа, архим. Печерского (1182). Обретение мощей преп. Далмата Исетского (1994).

 

25 июля / 7 августа. Пятница.

Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Свв. жен Олимпиады диаконисы (409) и Евпраксии, девы Тавеннской (413). Преп. Макария Желтоводского, Унженского (1444). Сщмч. Николая пресвитера (1918). Сщмч. Александра пресвитера (1927); св. Ираиды исп. (1967). Память V Вселенского Собора (553).

 

26 июля / 8 августа. Суббота.

Сщмчч. Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских (ок. 305). Сщмч. Сергия пресвитера (1937). Преп. Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1043). Прмц. Параскевы (138–161).

 

27 июля / 9 августа. Неделя 10-я по Пятидесятнице.

Вмч. и целителя Пантелеимона (305). Преп. Германа Аляскинского (1837). Сщмчч. Амвросия, еп. Сарапульского, Платона и Пантелеимона пресвитеров (1918); сщмч. Иоанна пресвитера (1941). Блж. Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского (1392). Свт. Иоасафа, митр. Московского и всея Руси (1555). Преп. Анфисы исп., игумении, и 90 сестер ее (VIII). Равноапп. Климента Охридского, еп. Великой Македонии (916), Наума, Саввы, Горазда и Ангеляра (Болг.), учеников свв. Кирилла и Мефодия (X в.). Собор Смоленских святых (переходящее празднованиев воскресенье перед 28 июля).

 

28 июля / 10 августа. Понедельник. Седмица 11-я по Пятидесятнице.

Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница) (принесена из Царьграда в 1046 г.). Aпп. от 70-ти Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов (I). Свт. Питирима, еп. Тамбовского (1698). Собор Тамбовских святых. Сщмч. Николая диакона (1918); прмч. Василия, прмцц. Анастасии и Елены, мчч. Арефы, Иоанна, Иоанна, Иоанна и мц. Мавры (1937). Преп. Моисея, чудотворца Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мчч. Иулиана (II), Евстафия (ок. 316) и Акакия (ок. 321). Преп. Павла Ксиропотамского (820). Гребневской (1380), Костромской (1672) и «Умиление» Серафимо-Дивеевской (1885) икон Божией Матери. Чтимые списки со Смоленской иконы Божией Матери: Устюженская (1290), Выдропусская (XV), Воронинская (1524), Христофоровская (XVI), Супрасльская (XVI), Югская (1615), Игрицкая (1624), Шуйская (1654–1655), Седмиезерная (XVII), Сергиевская (в Троице-Сергиевой лавре) (1730).

 

29 июля / 11 августа. Вторник.

Мч. Каллиника (III–IV). Прмчч. Серафима и Феогноста (1921); прмч. Анатолия (1930–1935); сщмч. Алексия пресвитера, прмч. Пахомия (1938). Препп. Константина и Космы Косинских, Старорусских (XIII). Мц. Серафимы девы (117–138). Мц. Феодотии и трех чад ее (304). Прмч. Михаила (IX). Мч. Евстафия Мцхетского (589) (Груз.).

 

30 июля / 12 августа. Среда.

Aпп. от 70-ти Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника (I). Мч. Иоанна Воина (IV). Преп. Анатолия II, старца Оптинского, Младшего (1922). Сщмч. Иоанна диакона (1918). Обретение мощей преп. Германа Соловецкого (1484). Мчч. Полихрония, еп. Вавилонского, Пармения, Елимы и Хрисотеля пресвитеров, Луки и Муко диаконов, Авдона и Сенниса, князей Персидских, и мчч. Олимпия и Максима (ок. 251). Сщмч. Валентина (Уалентина) епископа, трех учеников его мчч. Прокула, Ефива и Аполлония и прав. Авундия (ок. 273). Собор Самарских святых.

 

31 июля / 13 августа. Четверг.

Предпразднство Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Прав. Евдокима Каппадокиянина (IX). Сщмчч. Вениамина, митр. Петроградского, и с ним архим. Сергия и мчч. Юрия и Иоанна (1922). Мч. Максима (1928); сщмч. Владимира пресвитера, (1937); сщмч. Иоанна пресвитера, св. Константина исп., пресвитера, мц. Анны и св. Елисаветы исп. (после 1937); сщмч. Николая пресвитера (1941); свт. Василия исп., еп. Кинешемского (1945). Мц. Иулитты (304–305). Прмч. Дионисия Ватопедского (1822).

Заговенье на Успенский пост.

 

1 / 14 августа. Пятница.

Происхождение (Изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164). Семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 г. до Р.Х.). Сщмч. Димитрия пресвитера (1937). Обретение мощей преп. Софии Суздальской (1995). Мчч. в Пергии Памфилийской: Леонтия, Аттия, Александра, Киндея, Минсифея, Кириака, Минеона, Катуна и Евклея (III).

Начало Успенского поста.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник