ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА VII:
БОЖЕСТВЕННАЯ СЛУЖБА,

ИЛИ ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО

ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО

 

 

§ 7

ДИАКОНЫ ПРИ
ОБЛАЧЕНИИ АРХИЕРЕЯ

 

Диаконы, ведущие архиерея на запад, символизируют ангелов и апостолов.

Святитель Симеон Солунский (в той же гл. 82) говорит: «Сии диаконы образуют ангелов, послуживших воплощению; являя на земле благочиние небесное, они идут перед ним к западу в молчании. Сам же архиерей, идя позади них, образует этим, что Спаситель смиренно и скудно жил во время первого Своего пришествия и что Он послал перед лицом Своим на проповедь по два апостола, которым содействовали и ангелы. С этих пор архиерей стоит с диаконами у западных дверей, означая этим спасительное снисшествие Христа на землю и даже во ад, через которое Он избавил живых и умерших».

 

СВЯЩЕННИКИ,
ПРИХОДЯЩИЕ К АРХИЕРЕЮ

 

Перед началом Литургии служащие священники выходят из алтаря и становятся около архиерея по чину, как ангелы, которые служили Христу на горе после Крещения и после победы Его над диаволом, как говорит Писание: И се, ангели приступиша и служаху Ему (Мф. 4, 11).

Святитель Симеон (в гл. 98) пишет: «Иереи, вышед с благочинием из алтаря и идя к архиерею, образуют первые божественные чины ангелов и радость о победе, дарованной нам через Крест, Воскресение и Вознесение Христово». И (в главе 54, о храме) он же поясняет: «Когда иереи, совершив внутри алтаря свои молитвы, выходят к архиерею, то означают сим явление божественных ангелов при Воскресении и Вознесении Христове».

Находясь у западных врат, архиерей до входа пребывает в молчании и не начинает Литургии, но благословляет начать сие Божественное священнодействие священнику.

Святой Герман пишет: «Архиерей дает некоторое время иерею, имеющему начать Божественное тайноводство; иерей представляет образ Предтечи и Крестителя Иоанна и начальную жизнь на земле Христа до Крещения. Ибо, начиная Божественную Литургию, иерей представляет Предтечу и Крестителя Иоанна, проповедавшего: „Покайтеся, приближибося Царствие Небесное“ и крестившего всех приходивших к нему».

 

ЦАРСКИЕ ДВЕРИ ПРИ СЛУЖЕНИИ
АРХИЕРЕЯ БЫВАЮТ ОТВЕРСТЫ

 

Когда архиерей стоит вне святого алтаря, Царские двери с начала Литургии стоят отверстыми – в ознаменование того, что с самого пришествия Христова в мир Небесные врата отверзлись. Потому и Сам Христос сказал: Отселе узрите Небо отверсто и ангелы Божии восходящия и нисходящия над Сына Человеческаго (Ин. 1, 51). Господь, исполнив проповедь Евангелия, вознесся к Отцу Своему, по сказанному от Него: Дело соверших, еже дал еси Мне, да сотворю <…>. Аз к Тебе гряду (Там же. 17, 4, 11).

 

ОСЕНЕНИЕ ПЕРЕД
МАЛЫМ ВХОДОМ

 

Потому и архиерей после слов: «Премудрость, прости» – входит во святая святых, дав прежде благословение людям, подобно Христу, Который при Вознесении на Небо воздвиг руки Свои и благословил учеников Своих. И так архиерей входит, подражая словам апостола Павла о Христе, что Он не в рукотворенная бо святая вниде <…>, противообразная истинных, но в самое Небо, ныне да явится лицу Божию о нас (Евр. 9, 24).

Этот же вход святитель Симеон Солунский (в гл. 54, о храме) так описывает: «Когда архиерей приклоняет главу и восстает, тогда всем показывает Воскресение Господне. То же возвещает и диакон, когда, подняв Евангелие, громогласно восклицает: „Премудрость, прости“, словом и делом свидетельствуя о Воскресении Иисуса Христа. Потом, когда предходят лампады, предшествуют диаконы по два, предносится священное Евангелие, сам архиерей идет, поддерживаемый отовсюду диаконами, а прочие иереи идут сзади, – торжественно поется песнь Христу: „Приидите, поклонимся“, и восхваляется архиерей, – тогда знаменуется Воскресение и Вознесение на Небо Спасителя. Диакон, возглашающий слова, проповедует Христово Воскресение; лик иереев и диаконов образует апостолов, находившихся при Господе и зревших на Него, и священнейших ангелов; архиерей же изображает Самого Господа, восставшего, явившегося ученикам и возносящегося от земли на Небо».

 

ПРИ ВХОДЕ АРХИЕРЕЙ ИЛИ ИЕРЕЙ
ЦЕЛУЕТ ИКОНЫ НА ЦАРСКИХ ДВЕРЯХ

 

При входе в алтарь архиерей или иерей целует на Царских дверях святые иконы, дабы показать, что мы через Христа примирились с Богом и Отцем.

Святитель Симеон (в гл. 98) объясняет: «Когда архиерей целует врата, этим означается, что Христос открыл нам вход во святая через завесу плоти Своей».

 

«ИСПОЛЛА ЭТИ, ДЕСПОТА»

 

В честь Христа, возносящегося на Небо, славится архиерей от певчих, которые поют: «Исполла эти, Деспота», т. е. «На многая лета, Владыко».

Святитель Симеон (в гл. 31) говорит: «Как ангелы восклицали вслед возносившемуся Христу: „Кто есть Царь славы“, так славится при входе в алтарь и архиерей, изображающий Иисуса, восходящего на Небо. Служители поют: „На многая лета, Владыко“, свидетельствуя, что они славят не человека, но Иисуса Христа, Великого Царя и Архиерея. Посему архиерей, как носящий благодать Христа, и славится, как Христос, или лучше – через него славится Христос, и перед ним идут и поддерживают его диаконы – ангелы, и таким же образом певцы его с пением встречают».

 

КАЖДЕНИЕ ПО МАЛОМ ВХОДЕ

 

При входе, когда певчие в алтаре поют «Исполла эти, Деспота», архиерей кадит сначала кругом святого престола.

Симеон Солунский (в гл. 98) пишет: «И кадит тотчас жертвенник, т. к. он есть престол Божий и место упокоения [Христа] и образует Самого Христа – закланного, безсмертного, мысленно приносимого в жертву, лежащего на престоле и непрестанно священнодействуемого».

После престола архиерей кадит и народ, показывая ниспослание Святаго Духа на землю, которое случилось после Вознесения Христова.

Святитель (в гл. 58, о храме) поясняет: «Когда, вшед в алтарь, кадит кругом священную трапезу, то этим означается пришествие Святаго Духа, Который сошел к нам с Небес после Вознесения Христа на Небо».


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.

Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

СТАТИСТИКА ||
«Мы движемся в противотоке»

    

      Сегодня наши соотечественники относятся к т. н. «однополым бракам» более категорично, чем 10 лет назад, – показал опрос «Всероссийского центра изучения общественного мнения» («ВЦИОМ»). Так, если в 2004 году в праве на официальную регистрацию отношений лицам одного пола полностью отказывали 59% жителей России, то сейчас – уже 80% (чаще мужчины – 86%, чем женщины – 75%). Одновременно сократилась доля респондентов, убежденных, что содомиты могут заключать брачный союз (с 14% до 8%).
     В вопросе о том, какую позицию должно занять государство по отношению к таким людям, мнения разошлись, однако наделить их правами нормальных супругов в целом согласны немногие. В частности, только 3% участников опроса не возражают против предоставления извращенцам возможности регистрировать свои отношения и брать на воспитание приемных детей. Еще 3% предлагают разрешить им вступать в брак, но без права усыновления.
     Непримиримой позиции в отношении содомитов придерживается большинство опрошенных – 41% убеждены, что лиц, сознательно допускающих такую половую распущенность, необходимо подвергать преследованиям. Чуть меньше – 32% – предлагает не обращать на них особого внимания, но лишь в том случае, если представители «нетрадиционной ориентации» не будут проявлять своих пристрастий прилюдно.
     Комментируя полученные сведения, директор по коммуникациям компании «ВЦИОМ» Алексей Фирсов отметил: «Результаты проведенного исследования еще раз демонстрируют ценностную границу между населением России и западными странами. Так, по данным агентства „Ipsos“, однополые браки одобряют 91% шведов, 89% испанцев, 82% англичан, 65% американцев. Показатель существенно снижается при движении на восток, к странам с более традиционным укладом: в Китае, по данным социологических служб, мы видим примерно 40% одобряющих однополые союзы, в Японии – чуть более 50%. Но Россия оказывается здесь гораздо (примерно в два раза) консервативнее даже Китая. При этом интересно, что мы движемся в противотоке, усиливая, вопреки мировой тенденции, неприятие гомосексуальных связей. Поэтому данный показатель может служить одним из параметров нашей национальной идентификации».


По материалам сайта http://wciom.ru


     

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник