ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ! ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 2
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«НАМ НЕ ХВАТАЕТ ИМПЕРСКОГО ДУХА»

 

 

 

Пролетел целый год с того момента, когда от нас ушел человек необыкновенного таланта, русский художник Павел Рыженко. Его дар получил признание при жизни, но только сейчас становится понятно, что работы мастера имеют свойства доброго, драгоценного вина, которое вызревает с годами. Очевидно, темы и смыслы его картин, необычайно актуальные для современности, с течением времени будут все более раскрываться, обретая новое звучание.

Примечательно, что определения «художник» и «живописец» как будто не в полной мере характеризуют личность этого уникального человека. Жизнь и творчество Павла Рыженко – пример того, что настоящий талант существует не в узких рамках жанра, а в сочетании множества пластов наук и искусств, на стыках разных областей и методов. Действительно, этого художника можно назвать и ученым-историком, и философом, и летописцем, и православным подвижником. Он посвящал много времени изучению исторических источников, архивных документов, что помогало ему правдиво изображать различные эпохи и ситуации. А критики отмечают еще один феномен, свойственный таланту Павла Викторовича, – в его реалистичных и исторически достоверных картинах присутствует глубокий религиозный и философский символизм: зримое и земное открывает зрителю нематериальное, духовное, приподнимая завесу перед реальностью иного, горнего мира.

Поделиться своими воспоминаниями и рассказать о художнике мы попросили его супругу – соработницу при жизни, а ныне – продолжательницу его служения во имя веры, Родины и грядущего православного Государя, Помазанника Божия.

 

– Анастасия, так получилось, что мы с Вами беседуем в годовщину кончины Павла. Расскажите, пожалуйста, о его последних днях. Каким он был тогда – в духовном плане? Ведь известно, что Господь забирает или готовых, или неисправимых. К чему Павел пришел, над чем работал, с чем, как ушел? До сих пор сложно принять, что это произошло. Могло ли быть как-то иначе?

– Весь последний год Павел был молчалив. Вообще, он, прежде такой живой, энергичный, эмоциональный, словно весь собрался внутренне, как будто переживал что-то в себе. Может быть, у него и было предчувствие смерти, но он об этом не говорил. Лишь иногда замечал, что очень устал. Он терпел постоянные головные боли, которые заглушал таблетками – возможно, это было предынсультное состояние. Но он работал до последнего дня, а ушел из жизни накануне памяти святого иконописца – преподобного Андрея Рублева. Символично, что его последней незавершенной работой оказалась как раз картина «Андрей Рублев».

За тот год он не только создал диораму «Стояние на Угре», но и окончил Куликовский цикл, серию «Победы на поле Куликовом», «Стояние на костех», «Безмолвие». И последняя картина, наверное, лучше всего отражала его духовное состояние. Сюжет ее таков: князь Димитрий Иоаннович приезжает к преподобному Сергию перед сражением, чтобы просто посидеть рядом с ним, помолиться. Они безмолвствуют, и душа князя настратвается на неземной лад – стремится к Вечности. Скорее всего, то же чувствовал и Павел. Мы знаем, что после Куликовской битвы Димитрий Иоаннович прожил еще девять лет, но это были годы, исполненные болезней и страданий. И здесь, мне кажется, тоже можно провести параллель с Павлом. Вероятно, краткость его жизненного пути обусловила и взятая им на себя огромная отвестственность, в чем-то, пожалуй, непомерная. Но, понимаете, человеку бывает трудно оценить меру наполненности своей жизни. Это был его крест, путь Божий. И он набрал такие обороты не потому, что был движем гордыней или азартом, – он просто не мог иначе. Сегодня у меня спрашивают: «Ну, что же Вы его не уберегли, не остановили?» Я отвечаю, что для меня это было недостижимо и непостижимо, все зависело только от самого Павла – у него был собственный внутренний темп, жизненный ритм, своя форма творческого существования. Он будто не писал, а дописывал – чувствовал, что времени осталось немного.

Об этом он и прямо говорил: «Осталось мало времени». Может, изнуренность организма и в какой-то степени перегруженность души уже давали о себе знать. Потому что за два года до случившегося он уже попадал в больницы – причем в реанимацию. Врачи говорили, что его организм изношен, как у 65-летнего человека. Но он продолжал работать в том же темпе и режиме. Последние семь лет он не позволял себе никакого отдыха, никуда не выезжал. Только деревенское уединение и написание этюдов было его недолгим отдохновением от трудов над большими полотнами. И замечалось в нем присутствие чего-то неземного, не от мира сего. Он как будто уже частично оторвался от нашей действительности. Будучи великим художником, перед концом Павел все более умалялся, считал себя несовершенным, становился необыкновенно простым, как ребенок, лишенным всяких земных привязанностей, пристрастий.

Когда он был на Афоне, один из старцев предсказал ему скорую кончину, но заметил, что смерть наступит в бою. Поэтому в отсутствие военных действий я была, если можно так сказать, относительно спокойна. Но теперь понимаю, что у Павла вся жизнь была боем. Его творчество стало битвой, бранью добра со злом, потому что талант – это крест, несомый через боль и борьбу. И это действительно тайна – талант, словно вспышка, сверкнет и погаснет, но оставляет после себя то, что требует длительного осмысления, что живет в веках.

Для меня скорбь о земном человеке немного утихла, осталась человеческая привязанность. Я сейчас чувствую всей своей душой его присутствие. Еще сильнее, ближе, явственнее – во внутренней поддержке, радости, умиротворении. Ощущаю это постоянно и думаю, что также он присутствует и в своих картинах.

Я уверена, что в Вечности Паша оправдан Богом за свое служение. Очень многие люди, когда у нас в храме было поминовение и я раздавала пироги, подходили и говорили: «Как он нам помогает! Мы просим его помощи!» Это такая трепетная, детская вера, но, думаю, она небезпочвенна и Павел действительно имеет дерзновение ходатайствовать у Престола Господня за тех, кто его помнит и любит; а сколько таких сердец! В Москве прошли две выставки Пашиных работ, впечатления от которых зрители выразили в семи толстенных книгах отзывов, исписанных от корки до корки. На каждой странице там – слова благодарности, проявление народной любви. Больше 30 тысяч человек посетили эти две большие выставки. Это огромная цифра, которая свидетельствует, что Паша – действительно народный художник, получивший признание современников.

Если год назад в эти страшные дни я очень скорбела, мне было больно и обидно, случившееся казалось несправедливым, неправильным – ведь сколько он мог еще сделать! – то сейчас я понимаю: он сделал ровно столько, сколько нужно. Какие искушения могли еще постичь душу, когда идет такая гонка, такой вал работы, и выдержал бы он их? В конце концов, Господу важны не наши творения, а именно душа. Вот в лучшую минуту, наверное, когда душа Павла пребывала, так сказать, во всей полноте, она и отошла к Богу, была Им принята и, надеюсь, оправдана. Поэтому я смирилась с происшедшим, положившись на волю Божию.

Наследие Павла столь огромно, что дай Бог мне за всю оставшуюся жизнь его осмыслить, преподнести людям, рассказать, раскрыть. Оттого и безценны для меня каждая выставка и экскурсия, любая из которых – это еще один маленький кирпичик, дополнение к его служению, в его оправдание перед Богом. Ведь до Страшного Суда окончательный приговор человеку еще не вынесен, и потому, сколько Господь даст мне сил, я буду трудиться на этом поприще. Ради зрителей, ради народа, который очень люблю; ради будущего Государя, в приход которого верю; ради памяти мужа, с которым надеюсь соединиться в Вечности. И, если во время земной Пашиной жизни чего-то не успела, не додала, восполню эти пробелы сейчас, чтобы быть достойной его.

 

– Да, дай Бог. Если можно, вопрос по поводу царской темы. К сожалению, сегодня…

– Эта тема явно замалчивается...

 

– Не очень многие люди, даже православные, пришли к пониманию важности восстановления самодержавия в России. А как и когда осознали такую необходимость Павел и Вы?

– Получилось так, что Царя Иоанна Грозного (картину «Царево молчание») Павел начал писать по просьбе заказчика. Может, он и хотел изначально сделать это сам, но будто бы боялся подойти к такому неоднозначному для многих сюжету. И в процессе работы Паша, кажется, открыл для себя целый новый мир. Упоминая об этом на выставках, я вижу, как меняется мнение людей, как этот созерцательный образ Иоанна Васильевича побуждает переосмыслить и отвергнуть старые стереотипы. Господь сказал: «Не прикасайтесь к Помазанникам Моим» (см.: Пс. 104, 15), и посему не на осуждение и обличение подвигает работа Павла, но в ней содержится призыв понять ту эпоху и оценить всю тяжесть креста несправедливо оболганного монарха...

Он хранил твердую и абсолютную убежденность, что Россия может возродиться только в том случае, если на престол взойдет Государь. Павел был человеком монархического духа. Он жизнью своей как бы служил Царю и повторял: «Я живу при императорской России». Может быть, поэтому он оставался свободным от многих сомнений, свойственных колеблющимся в своих убеждениях, рефлексирующим людям. Верю, что Сам Бог поставил его на это служение-проповедь ради грядущего Государя.

 

Окончание на стр. 3

 

 

Уважаемые читатели! Рады сообщить вам, что вы можете приобрести нашу газету в Москве по следующим адресам:

     1. Черниговский пер., д. 9/13, строение 2, Международный фонд славянской письменности и культуры, магазин «Кириллица» (м. Третьяковская);

     2. Ул. 7-я Текстильщиков, д. 18/15, «Казачья лавка» (м. Волжская).   

     В Санкт-Петербурге по адресу: Каменноостровский просп., д. 10, литера Б, корп. 2, лавка «Слово» (м. «Горьковская»).       

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник