ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПАЛОМНИЧЕСТВО УРОКИ ИСТОРИИ СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

НАША СИЛА – В ВЕРЕ И ЕДИНОМЫСЛИИ

 

 


Святейший Патриарх Кирилл перед диорамой «Стояние на Угре»

 

Окончание. Начало на стр. 14

 

После службы мы посетили экспозицию монастырского музея, главная достопримечательность которого – диорама приснопамятного живописца Павла Рыженко, посвященная празднуемому событию – 535-летию Стояния на реке Угре. Эта работа стала не только новой вершиной его творчества, но и своего рода финальным аккордом: сразу по ее завершении художник отошел ко Господу.

Диораму «Стояние на Угре» можно сравнить с аналогичными композициями других мастеров (например, с панорамой «Бородинская битва» Франца Рубо), но по многим параметрам она уникальна. Во-первых, работа Рыженко абсолютно точна физически – зритель находится в той самой точке, которая соответствует изображенному пространству, и если бы вокруг музея не было современных строений, то ему открылся бы точно такой же раскинувшийся вокруг ландшафт, как и на картине, тот же рельеф местности и перспектива. Но посетитель не просто попадает в место запечатленных событий – он испытывает и некий эффект перемещения во времени, ощущение собственного участия в Стоянии. Так, в композиции диорамы «Бородинская битва» видимость объема изображения достигается за счет размещения на переднем плане реальных объектов – фрагмента избы, колеса от телеги и проч. А диорама Рыженко сообщает ощущение реальности в несравненно большей степени, потому что в нее введены не только различные бытовые предметы, но и макеты человеческих фигур, использован ряд технических эффектов: свечение, задымление, звуки и даже запахи. Фигуры людей в диораме – это не просто одетые манекены, а настоящие произведения искусства, которые мог создать только большой художник – позы, выражения лиц, складки одежд, сползшая набок от резкого поворота сумка или оружие – каждая деталь тут не случайна, но находится «на своем месте и в своем времени», в общем, выраженном в работе как бы застывшем на миг движении.

Такое органичное сочетание живописи, реальных предметов и спецэффектов погружает нас в события 1480 года, с которых началось падение власти Орды и рождение нового русского независимого государства. Мы становимся свидетелями множества сцен. Вот князь принимает послание от прибывшего гонца. Вот русский витязь, уже по грудь углубившись в землю, роет могилу своему товарищу. В центре на небольшом холме возвышается крест, на котором теплится лампада. Справа стоит на коленях монах, помогая раненому русскому ратнику. Вдали – березовая роща в осеннем наряде. Золотая листва контрастно смотрится на темно-зеленом фоне елового перелеска и деревянных высоких крыш. Под березами – древнерусские могильные кресты. В середине диорамы – стан русского войска. Примерно в километре от зрителя (настолько реальна перспектива!) тонкой полоской тянется Угра и за ней – шатры хана Ахмата. Мы слышим голоса людей, колокольный звон, удары молота о наковальню…

Но все это производило бы лишь сильное эмоциональное впечатление, когда бы не дающие повода для глубоких размышлений скрытые знаки и символы, заложенные в произведение художником. Как и все полотна Рыженко, диорама «Стояние на реке Угре» весьма символична, и критики давно обратили внимание, что ее духовный подтекст выходит за рамки исторического содержания. В масштабной картине представлены три основы, звучащие лейтмотивом во всем творчестве Павла Рыженко: государственность (сильная власть), народность (готовность встать за общую идею) и духовность (сила единого духа и моральное превосходство). А условные первый и второй ярус диорамы разделяет на горизонте Угра, «Пояс Богородицы», существующий не только в природе, но и в душе каждого из нас как грань между добром и злом, светом и тьмой, – и зритель априори оказывается на стороне добра. Вот только часть символического содержания этой удивительной работы.

Сам художник в одном из последних интервью сказал, что его произведение – о зарождении многонациональной Империи. И действительно, каким-то невероятным образом чувствуешь, что и воины, и монахи, и князь – не просто «находятся в кадре», а стоят на своей собственной земле – великой и свободной. Для Руси, России «все только начинается», и этим ощущением вольности и самостояния веет от каждой детали.

Еще один скрытый смысловой пласт композиции – тема смерти, заметная в этой работе мастера сильнее, чем в прочих (за исключением, пожалуй, лишь росписи «Страшный Суд»): могила, которую копает ратник, на время отложивший свои доспехи и оружие; лежащий рядом натуральный могильный крест; кладбище под березами… Как мы помним, Стояние на Угре прошло без массового кровопролития и закончилось добровольным отступлением неприятеля, однако символы смерти присутствуют на полотне как явные маяки. Что это? Возможно, художник предчувствовал свою близкую кончину. Так или иначе, Павел Рыженко – один из истинных народных витязей, положивших свою жизнь в многовековой непрекращающейся до сих пор битве за Россию. Почти в одиночку он создал свой последний живописный шедевр высотой примерно в 7 и длиной – в 27 метров, и этот труд можно назвать его личным стоянием, его подвигом во славу Родины, ее минувших и будущих побед.

…Покидали мы Свято-Владимирский скит со светлым чувством приобщенности к русской старине, нашим православным корням, ко дню победы Русского мира над татаро-монгольским игом и с доброй памятью о Павле Рыженко – замечательном художнике и патриоте Отечества.

 

Александр МАЛИНИН

 

 

ОПРОС ||
Православие и патриотизм

    


     1. Согласны ли Вы, что православный христианин обязательно должен быть патриотом своей Родины?
     да – 100%

 

     2. Знаете ли Вы, как заповедь Божия «Не убий» согласуется с благословением Церкви на участие своих чад в военных действиях?
     да – 92%; нет – 8%

 

     3. Согласны ли Вы, что т. н. пацифизм или лжеучение о непротивлении злу силой несовместимо с истинной христианской любовью к ближним?
     да – 93%; нет – 7%

 

     4. Важна ли, на Ваш взгляд, сегодня помощь Церкви в патриотическом воспитании молодежи и, в частности, работа православных военно-патриотических клубов?
     да – 99%; нет – 1%

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник