ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АКТУАЛЬНО НАШИ ДЕТИ СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«НАМ НЕ ХВАТАЕТ ИМПЕРСКОГО ДУХА»

 

 

 

Окончание. Начало на стр. 4

 

Второй момент – состояние самих ребят. Многие современные молодые люди совершенно не годны для армии. Не получив должного физического и морально-нравственного воспитания, они могут там просто погибнуть. Они абсолютно не адаптированы ко взрослой жизни, привыкли к маминой опеке, удобствам, всегдашнему удовлетворению своих потребностей. Таким я бы не советовал идти служить. Их там не научат, не сделают мужчинами, а попросту сломают, вернее, они сами сломаются. По-хорошему им надо сначала года два позаниматься допризывной подготовкой, и только после этого отправляться в воинскую часть. Т. е. я считаю, что когда встает проблема призыва в армию, каждый случай нужно рассматривать отдельно. Кому-то я как священник, если есть такая возможность, советую не рваться в строй, а послужить Родине на гражданке. А тем, кто более-менее самостоятелен и готов к трудностям службы, рекомендую постараться выбрать нормальную часть, где можно будет постичь хотя бы азы воинской науки.

 

– Расскажите о вашем военно-патриотическом детско-юношеском клубе и о методах преподавания там добронравия. Какие качества вы стараетесь воспитать в детях в первую очередь? Приходят ли к вам ребята из невоцерковленных и неблагополучных семей и каковы успехи в их физическом и нравственном укреплении и душевном врачевании?

– Наш военно-патриотический клуб «Пересвет» существует с 2007 года. Набираем мы мальчишек от восьми до шестнадцати лет. Преподаем им историю России, военную и общую спортивную подготовку; практикуется школа выживания в природных и экстремальных условиях с элементами горной подготовки, сообщаются туристические навыки – ребята круглый год ходят в походы – на лодках и на лыжах. Вот как раз недавно у нас был летний сбор, две недели мы жили на природе в военном лагере.

И все наши занятия мы стараемся основать на Православной вере; подбираем только верующих преподавателей и с их помощью формируем у детей христианское отношение к жизни. Кроме того, каждое воскресенье в штабе проходят специальные беседы и уроки по основам Православия. Мы стремимся научить ребят тем навыкам, которые пригодятся им и на воинской службе, и в гражданской жизни. У нас есть много воспитанников из невоцерковленных семей, которые записались в клуб лишь потому, что захотели поносить форму, почувствовать себя военными. И вот им на фоне военного антуража предлагаются примеры иного отношения к жизни, отличного от того, которое принято у них дома, в школе, во дворе. И в результате происходят порой просто разительные перемены!

Во всех походах и на сборах мы всегда исполняем утреннее и вечернее правило, читаем молитвы перед едой. В таких мероприятиях я участвую как духовник клуба, обязателньо провожу занятия, беседы и стараюсь каждый раз преподать ребятам какой-либо душеполезный урок.

 

– В «Пространном катехизисе» святителя Филарета, митрополита Московского, в главе, касающейся шестой заповеди – «Не убий», есть два примечания: «Не есть беззаконное убийство, когда: 1) преступника наказывают смертной казнью; и 2) когда убивают неприятеля на войне за Государя и Отечество». Эти утверждения там даны без какого-либо пояснения, как аксиома. На чем Православная Церковь их основывает? Как согласуется заповедь «Не убий» с разрешением участвовать в военных действиях и почему Церковь благословляет брать в руки оружие?

– У святителя Филарета Московского кроме «Пространного катехизиса» есть еще «Катехизис для воинов», где он как раз поясняет основы православного отношения к войне и убийству на поле брани. Отсылаю Вас к нему, потому что не считаю себя богословом, способным непогрешительно толковать церковные установления. Но, тем не менее, выскажу и личное понимание этой проблемы: думаю, что заповедь «Не убий» должна рассматриваться в контексте заповеди «Возлюби ближнего твоего», ибо воин обязан не просто воевать с врагами, но и защищать своих соотечественников ради любви к ним, охранять и спасать свой народ.

 

– А наносят ли лжеучения пацифистов, духоборов, толстовцев и прочих еретиков о непротивлении злу вред государству? Можно ли эту концепцию, вопреки их заверениям, что отказ брать в руки оружие проистекает из любви к людям, назвать не только антицерковной, но и безчеловечной?

– Неправота приверженцев данного лжеучения состоит именно в том, что они говорят только об одной заповеди, запрещающей убивать, не принимая во внимание повеление возлюбить ближнего. Их концепция противоречива даже внутри себя, поскольку ведет к последствиям, противоположным заявленному «миролюбию». Если, следуя их теории, нельзя никого ни в коем случае физически уничтожать, то получается, что в момент внешней агрессии государство некому будет защищать, и оно претерпит разрушение с последующими бедствиями для народа.

Кроме того, не стоит забывать, что любовь к врагам в Евангелии провозглашается только в отношении личных обид: должно любить лишь своих недругов и не противиться злу, которое они нам причиняют. Если враг ударит меня в правую щеку, то я, по заповеди, обязан подставить ему и левую. Но если человек стремится причинить зло не только мне, но и моим ближним – в таком случае я как христианин должен буду его удержать, нейтрализовать, встав на защиту обиженных, и даже, если потребуется, душу свою положить за други своя (см.: Ин. 15, 13).

Точно также и в армейском, военном плане. Воюя за Родину, солдаты защищают не себя лично, но так проявляют заботу о ближних. Поэтому совершенно однозначно – все эти пацифизмы и непротивления не только противоречат православному отношению к проблеме, но и предельно далеки от истинной любви, ведут к трагическим последствиям для народа и государства.

 

– Что такое воинская честь и кто такой христолюбивый воин?

– Воинская честь – это совокупность внутренних ценностей бойца. Конкретной расшифровки, насколько мне известно, не существует. До революции были попытки сформулировать это понятие, когда, например, для какого-нибудь морского училища составлялся кодекс чести. Но по сути у каждого воина – свой кодекс, который складывается из его воспитания, мировоззрения, из того, что он считает для себя важным. Например, у наемника, воюющего за деньги, понятие о чести одно. А у православного воина понимание долга, отношения к Родине и ее врагам зиждется на его вере. И это как раз и есть христолюбивый воин!

Цель жизни всякого человека – приготовление к Вечности, к встрече с Богом. Духовное преображение – это очень глубокое понятие, и оно касается не только солдата или члена военно-патриотического клуба, но и каждого православного христианина. Вот, мальчишки наши из «Пересвета», преодолевая трудности лагерной жизни, очень сильно меняются, мужают, взрослеют, перестают быть рохлями, становятся ответственными. И это – преображение пока лишь физическое, но на его основе происходит и закалка характера, что открывает путь к дальнейшему, уже духовному совершенствованию этих ребят.

 

– Как Вы оцениваете ситуацию на Украине с духовной точки зрения? Что это за борьба, кто и с кем там сражается? Различные аналитики определяют наше время как предвоенное. Сейчас разрабатываются курсы для студентов, желающих во время обучения в вузе получить еще и военную специальность, хотят вернуть военную подготовку в школы… Все эти изменения, похоже, подтверждают, что угроза начала боевых действий с участием наших войск действительно реальна. Как Вы полагаете, возможно ли, что Российская армия будет сражаться со страждущей Украиной?

– Задумаемся: что же это за война такая? – Война совершенно неправильная, неправедная, потому что те, кто ее развязал, имеют свои цели – олигархические, никак не пересекающиеся с интересами народа, которым эти люди управляют и который гибнет в настоящем конфликте. Участники боевых действий (вступившие в войну по принуждению или даже добровольно) вряд ли осознают, что руководят войной отнюдь не полевые командиры. Тем более что на обе противоборствующие стороны сильное воздействие оказывает пропаганда, СМИ. Люди получают установки и слепо начинают их выполнять, не владея достаточной информацией о том, кто и ради чего на самом деле начал и поддерживает это противостояние. Поэтому с точки зрения духовной – это война братоубийственная, междоусобная брань обманутых, зомбированных русских людей.

Со «страждущей» Украиной наша армия сражаться не будет; да и первая, если сравнивать наши экономики, – не более несчастная, чем Россия; кто из нас действительно страждущий – надо еще посмотреть. Но вот что касается войны, предвоенного времени, с этим я согласен: война обязательно начнется и, по моим соображениям, будет странной и неправильной, основанной на лжи и предательстве, подобно происходящему на Донбассе. Скорее всего, не предвидится никакой четкости, ясности – истинные цели и руководители этой войны останутся в тайне, будет действовать пропаганда, нужным образом обрабатывая сознание людей. Т. е., я полагаю, военные действия будут иными, чем в предыдущих войнах, когда солдаты четко понимали – вот, там противник, а это – наши. Недавние примеры боевых действий – в Югославии, Ливии, Сирии, а теперь и на Украине – показывают, что и у нас в случае начала военного конфликта события, вероятно, станут развиваться по тому же принципу – кроваво и безтолково. И пока в этом хаосе не образуется христолюбивое воинство во главе с благочестивыми полководцами, которые будут исповедовать высокие цели и призывать помощь Божию, – до тех пор безсмысленная братоубийственная брань не прекратится. А когда появится это богоугодное воинство – во что все истинные патриоты должны свято верить, чего должны чаять и вымаливать у Бога – тогда все совершенно преобразится. Нам начнут помогать Ангелы Небесные под предводительством Архангела Михаила, и мы обязательно одолеем всех врагов, видимых и невидимых – победа будет за нами!

 

– Отец Игорь, редакция «ПК» благодарит Вас за интервью, желает Вам Божией помощи, духовной крепости и стойкости в Вашем богоугодном служении на благо Отечеству!

 

Беседовала
Екатерина ПОДВОРЦЕВА

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник