ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АКТУАЛЬНО НАШИ ДЕТИ СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«ХРИСТИАНИН НЕ МОЖЕТ
НЕ БЫТЬ ПАТРИОТОМ»

 

 


Клуб «Пересвет» в летнем партизанском лагере, 2015 г.

 

Русская Церковь всегда заботилась о патриотическом воспитании своих чад. Сегодня наше подрастающее поколение, все еще разобщенное и пока не обретшее духовно-нравственных ориентиров, тем не менее тянется к Церкви Христовой как спасительному пристанищу. И она помогает молодым получать основы христианского воспитания, в том числе любви к своей Родине и ближним, дефицит которой ощущается в обществе. Отрадно, что в России растет число православных военно-патриотических клубов, возрождающих духовную связь со славным прошлым нашего Отечества и его традициями. И нет сомнений: наша страна будет существовать, процветать и развиваться только в том случае, если мы сумеем привить свои детям дух чести, служения и верности.

С вопросами о воспитательной работе Церкви с молодежью мы обратились к непосредственному участнику этого процесса – клирику Успенского Кафедрального собора города Коломны протоиерею Игорю Тарасову. Батюшка рассказал об идее воинского служения, задачах и принципах подготовки христолюбивых бойцов, отношении Вселенской Церкви к войне, а также о проблемах нынешней русской армии.

 

– Отец Игорь, что представляет собой государство с религиозно-нравственной точки зрения? Это – бездушный механизм для управления обществом и поддержания материального благополучия, или же – нечто большее, имеющее духовные основания? В данном контексте объясните, пожалуйста, что такое истинный патриотизм и может ли человек быть патриотом без Православия?

– Государство – это система организации жизни народа на определенной территории. Наше государство, его государственный строй на протяжении своей истории основывался на разных принципах. Например, до 1917 года у нас существовала Русская Православная Империя, затем – Советский Союз, а сегодня – неолиберальная олигархическая империя с колониальным «суверенитетом». Вот эти три типа государства значительно отличаются друг от друга по организации жизни своих граждан. И, конечно, само слово «государство» не тождественно понятиям «Родина» и «Отечество». Родина у нас всегда одна, и ее составляют наши вера, земля, народ, культура, традиции…

Сейчас мы живем в государстве, которое использует в разных целях населяющих его людей – ради своей выгоды, выгоды властьимущих. Политики, находящиеся у власти, организуют такую систему жизни народа, которая ставит его интересы на десятое место. А государство – это не только народ, но и территории, и природные ресурсы, которые они также держат в своих руках и употребляют в своих нуждах. Даже Советский Союз – страна другого склада, отличался куда большей заботой о людях, хотя идеологические устремления его вождей тоже весьма далеко отстояли от народных. Наилучшая из государственных формаций это Российская Империя – государство, благословленное Богом, где сама система организации и управления страной была богоустановленной. Именно поэтому столь гармоничное и не имеющее себе равных государство-Отечество существовало долго, развиваясь и процветая, позволяя экономике – укрепляться, народу – жить по принципу «сколько потопал, столько и полопал», т. е. устраивать личную и общественную жизнь в соответствии со своими нравственными ценностями и национальными обычаями.

 


Благословение батюшки Игоря перед прыжком с парашютом

 

Итак, если говорить о сегодняшнем государстве и его системе управления народом, то нужно признать, что она далека от совершенства, чужда русскому человеку – поэтому вряд ли долго продержится. Государство и Отечество у нас разделены, между ними нет согласия. И даже наша экономика подтверждает неприемлемость такого развития. Но народ все-таки потихоньку приходит к Богу, и установившаяся система организации государства противоречит мироощущению православных людей, которые, несмотря на то, что их меньшинство, все же очень многое определяют в нашей стране. Это противостояние богопротивной власти, ее культа страстей и греха, со Христовым Евангелием, с христианским духом, с мировоззрением той части общества, которая называет себя православной, особенно заметно из событий на Донбассе. Власть конкретно дала нам понять, что для нее русский народ – лишь средство достижения своих корыстных целей.

Итак, исходя из того, что у одного и того же жившего на территории России народа на протяжении всего лишь ста с небольшим лет были разные государства, можно говорить о том, что патриотизм как явление относится только к Родине и людям. Соответственно, патриот России заботится прежде всего о благе народа, а действия власти поддерживает лишь в случае совпадения интересов, иными словами – если они полезны для Отечества (например, приветствует программу патриотического воспитания молодежи и участвует в ней, готовится к защите или защищает Родину от любого внешнего давления или прямой агрессии, участвует в адекватных просветительских программах и т. д.). А антинародным инициативам такой человек должен противодействовать (и тут примеров не счесть: «ювеналка», пропаганда разврата, навязывание западных «ценностей», «колониальный» характер экономики и т. п.).

 


Богатства Матушки-России

 

Православный христианин не может не быть патриотом, потому что земное Отечество народу даровано Богом, Который на протяжении тысячи лет был Водителем и Участником нашей истории. Забота о благоденствии Родины – это исполнение евангельской заповеди о любви к ближним. При этом каждый православный патриот России должен помнить, что он живет здесь, на земле, временно и имеет Отечество на Небесах, куда все мы непременно когда-то переселимся после встречи с Судией – Господом нашим Иисусом Христом. Земное Отечество – это как бы икона Отечества Небесного. И жизнь каждого из нас должна быть построена так, чтобы земное максимально приближалось к Небесному. Все сказанное труднодостижимо, но это направление и цель ежедневных трудов русского патриота.

 

– Батюшка, в силу многолетнего господства материалистических принципов в практике государственного строительства ослаблены устои традиционного общества, многое потеряно, разрушено, в том числе в людях оскудевает любовь к Родине. А из-за умаления патриотизма уходит и желание послужить России в воинском звании и честной верности. Расскажите, пожалуйста, о ратном служении с православной точки зрения. Должен ли молодой человек проходить службу в армии или это необязательно, и почему? Что Вы думаете о нынешнем состоянии наших вооруженных сил?

– Да, у нас есть такая проблема – оскудение патриотизма. Однако по большому счету от формы правления в государстве это не зависит, скорее, тут дело в состоянии человеческих душ, которые сегодня формируются в основном под влиянием СМИ, и в первую очередь, конечно, телевидения, где патриотичного до крайности мало. Как это ни прискорбно, но именно руководители СМИ определяют, стоит ли пробуждать у нашей молодежи патриотические чувства или же пусть она остается холодной, безразличной и даже враждебной по отношению к своей Родине. А «воспитатели» эти – абсолютно антипатриотического склада люди, и они навязывают нашим детям неправославные мировоззрение, «культуру», обычаи. И, конечно, именно «властители умов» воспитывают в нас такое отношение к Родине и к нашему долгу, когда и в армию никто не хочет идти, и работать тоже никто не желает, и детей рожать не собирается, предпочитая всему этому безделье, развлечения и блуд.

А в Царской России воспитание в целом было хорошее, соответственно, и патриотические чувства у народа находились на высоте. Как мы уже отмечали, в Российской Империи Богом установленная власть и православный люд существовали в единении, любили свое Отечество и жили общими интересами, зиждущимися на Православии. И даже в Советском Союзе, где государственная формация тоже не соответствовала народным устремлениям, тем не менее, самые необходимые человеческие качества молодому поколению прививались, система патриотического воспитания была весьма продуманная, поэтому хотя бы в этой области не наблюдалось таких проблем, как сегодня.

Поэтому что касается воспитания, сейчас, в нынешней ситуации, выход только один: если человек любит свое Отечество и осознает существующие в нем проблемы, то должен на своем месте стараться эти недостатки исправить. Так, у нас, например, есть военно-патриотический клуб «Пересвет», где занимаются полсотни мальчишек, из которых мы стараемся воспитать настоящих православных воинов, патриотов России.

Теперь – о том, нужно ли молодому человеку проходить службу в армии. Здесь все упирается в то, какая у нас сейчас армия. К сожалению, многие возвращаются оттуда с ощущением, что лишь потеряли год жизни, претерпели много всяких скорбей от т. н. дедовщины, но совершенно ничему не научились. И неудивительно: если за целый год службы в руках солдат держал только лопату да метлу, а автомата и в глаза не видел – то, разумеется, в таком случае никакого воинского образования, опыта и пользы он не приобрел. Увы, нынешнее состояние армии нужно признать весьма плачевным. Опять же, даже в Советском Союзе занимались солдатами больше, поддерживали моральное и нравственное состояние воинов. Власть как будто лучше нынешней понимала необходимость точек соприкосновения государства и народа. Учили и Родину любить, и оружием владеть – действительно готовили защитников Отечества. А ныне такого очень мало. Посему в наши дни вопрос об армейской службе – это вопрос о том, где и как ее проходить.

 

Окончание на стр. 5

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник