ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СВЕТ МИРУ ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Чадо затворника Георгия

30 июня / 13 июля – память старца Нафанаила Задонского

 

 

 

Иеросхимонах Нафанаил (в миру – Николай Михайлович Остапов) родился в 1799 году в семье дворян Епифановского уезда Тульской губернии. Родители его – Михаил и Агриппина – были людьми не только благородными, но и благочестивыми. А потому Николай, проживший с ними до 14 лет, воспитывался в строгих правилах христианской веры, своим прилежанием, понятливостью и добронравием утешая родных.

Но минула пора отрочества. И в 1813 году, движимый патриотической любовью к Отечеству, Михаил Остапов на основании прав дворянина отдал сына в 6-й Петербургский кадетский корпус.

Николай вскоре оказался в числе лучших учеников, обратив на себя внимание корпусного начальства личной скромностью и безоговорочной исполнительностью. Завершив воинское образование, в офицерском чине он был принят в армейский пехотный полк. С товарищами по службе юноша обходился внимательно и дружелюбно, но держался с благородным достоинством и своим принципам христианского поведения никогда не изменял. Шумных сборищ и пирушек, обычных в такой среде, избегал. Им всюду руководили воспитанные родителями сдержанность и добронравие. Подвижник отличался также безукоризненной честностью, рачительностью и точным знанием военной службы. А потому и была доверена ему ответственная должность полкового казначея.

Часы досуга Остапов посвящал чтению Священного Писания и духовной литературы. Боговдохновенные строки согревали его сердце. В такие минуты он все чаще задумывался о бренности и суетности всего мирского. Когда позволял строгий порядок военной службы, Николай Михайлович ходил в храм Божий.

Успехи юноши на карьерном поприще радовали его родителей, предвещая ему блестящее будущее. Но не таковы были намерения Николая Михайловича: все более и более разгоралось в боголюбивом сердце его желание отрешиться от житейской суеты. А потому, когда наступил в России период мирной жизни, Остапов подал прошение об отставке для поступления в какой-либо монастырь. С великой неохотой было уважено это намерение: командир полка долго не соглашался отпустить деятельного и честного сослуживца.

В 1823 году штабс-капитан Н.М. Остапов, оставив военную службу, вернулся под родительский кров. Вскоре он открыл родителям свое благое стремление принять ангельский чин. Они выразили огорчение, но Николай, уже твердо избравший единое на потребу, при всем искреннем уважении к отцу и матери, остался верен намеченному пути. Однако он согласился на уговоры не сразу покинуть родной дом, а оставшись, получил дозволение родителей устроить для себя в домашнем саду небольшую келейку, где и положил начало давно желаемому духовному пути.

Пребывая в уединении, Николай Михайлович на протяжении семи лет приготавливал себя к монашеской жизни чтением Священного Писания, постом и непрестанной молитвой. А чтобы не впасть в самообольщение, искал совета у духовно преуспевших, не раз совершая паломничества по святым местам. Каждый год ходил он пешим в Киев на поклонение святыне, посещал и прочие монастыри и пустыни. Там, встречая мудрых и благочестивых старцев, вопрошал их о спасении, раскрывая свою душу и изъясняя самые потаенные помыслы.

В этот период семилетнего предочищения немало пришлось рабу Божию испытать скорбей и всякого рода озлоблений – как от близких своих, до конца не смирившихся с выбором любимого чада, так и от некоторых чужих, подвигнутых к ненависти исконным человекоубийцею диаволом.

И посему однажды, чтобы и далее не быть причиной возгоревшихся раздоров и семейных нестроений, Николай Михайлович оставил малую родину и отправился на богомолье в Задонск, чтобы поклониться святителю Тихону и испросить при его гробе благословения на иночество. Чудотворец Задонский в те годы еще не был прославлен Церковью официально, но молва о его молитвенной помощи распространялась всюду, привлекая многих ревнителей благочестия в скромную Богородицкую обитель.

В тот день, когда отставной штабс-капитан вошел в монастырь, на колокольне уже благовестили к Литургии. Не обращая внимания на усталость, прямо с пути, он отправился в храм. По окончании богослужения, приложившись к чудотворному Владимирскому образу Богоматери, Остапов вышел из дома Божия, ощущая в себе крепкое желание никогда не покидать эту обитель. Но он терялся в догадках, как его осуществить. В таком размышлении подвижник вошел в «пещеру», как называли склеп под алтарем Владимирского собора, где почивали тогда под спудом мощи святителя Христова и чудотворца Тихона. Попросив находившегося там иеромонаха отслужить панихиду, Николай Михайлович с усердием молился святому, прося его помощи и архипастырского благословения.

И уже на следующий день, по окончании ранней обедни, Остапов решился идти к отцу настоятелю монастыря в надежде быть принятым в братство. К счастью, усердие это не было отринуто. Так остался Николай в Задонской обители, под благодатным кровом Царицы Небесной и святителя Христова Тихона, и уже с той поры не возвращался вспять.

По поступлении в монастырь отставной офицер всецело подчинил себя и свою волю строгим правилам действовавшего устава. Был он смирен и тих, в послушании усерден. Вскоре Николая постригли в рясофор с именем Никодим.

Богомудрый старец Георгий Алексеевич Машурин (известный подвижник-затворник Георгий Задонский, – примеч. ред.), у которого новопостриженный отец Никодим служил келейником, любил своего покорного ученика. Отеческая заботливость старца проявились, например, в конце июня 1833 года, когда в уезде и самом Задонске свирепствовала эпидемия холеры. В один из тех дней отец Никодим, стоя во время богослужения на послушании у свечного ящика, внезапно почувствовал сильное недомогание. Жестокая резь в желудке и судороги вынудили его немедленно запереть ящик и бежать в келью, чтобы по крайней мере последнее дыхание испустить у ног своего доброго наставника, под ободрение благотворных его молитв и утешительное назидание. Но едва успел инок войти в коридор кельи затворника, как тот встретил его, держа в руках кропило и небольшую каменную чашу, наполненную Богоявленской водой. На вопль падшего к ногам ученика затворник, трижды окропив голову и лицо отца Никодима святой водой, сказал: «Не отчаивайся! Бог еще благословляет тебе проходить святое послушание». И случилось, казалось бы, невозможное – подвижник тут же почувствовал себя совершенно здоровым. Возвратившись в храм, со слезами благодарности излил он молитву пред чудотворной Владимирской иконой Божией Матери, славя Господа и святых Его за избавление от ужасного недуга.

В 1834 году, 14 апреля, отец Никодим был пострижен в мантию и утвержден в должности казначея обители. 13 августа 1835 года, в день памяти святителя Тихона, его рукоположили во иеродиаконы, а на следующий день – во иеромонахи.

Усердие угодника Божия к молитве было столь велико, что он не мог оставаться без службы и дня. По будням, несмотря на свою многосложную деятельность, он почти всегда служил раннюю Литургию, предваряя день молитвою. Если кто из братии не являлся в церковь на всеобщее молитвословие, отец Никодим непременно посылал к нему узнать о причине. Когда оказывалось, что брат не пришел по лености, он обличал его, но делал это благоразумно, наедине. Если же выяснялось, что причина отсутствия – болезнь, то отец Никодим, не медля, сам навещал недужного и в случае необходимости приглашал врача и отправлял за медикаментами. Каждый из братии находил в нем сердобольного отца, доброго наставника, искреннего друга; и каждый в смутных обстоятельствах жизни шел к нему с открытой душой, с полным доверием – и, получая мудрые советы, утешался и вразумлялся ими.

28 декабря 1838 года отец Никодим принял схиму с именем Нафанаил. В последовавшие пять лет, когда позволяло здоровье, он служил ранние Литургии в Вознесенской церкви. Но со временем подвижник начал слабеть, так что ежедневное богослужние стало для него затруднительным. Однако он часто просил духовника приносить ему Святые Дары в келью, где и приобщался.

Многие, побывав в Задонской обители и побеседовав с иеросхимонахом Нафанаилом, на всю жизнь сохраняли к нему искреннее уважение и имели с ним духовную переписку. Архиепископ Воронежский Антоний II (Смирницкий; ныне прославлен в лике святителей, – примеч. ред.), посещая Задонский монастырь, по особому расположению и уважению к старцу приходил в его келью и вел с ним долгие беседы.

Несмотря на телесные немощи, батюшка был великим подвижником. Известно, что сну он посвящал не более трех часов в сутки – засыпал, оставаясь сидеть на стуле. Пищи употреблял очень мало и все легкое. Питием его любимым был чай. Кроме самого необходимого для быта, из имущества отец Нафанаил ничего у себя не имел. При всем том он был щедрый благотворитель и искренний друг бедняков. Тела своего старец не обмывал все десять лет строгого схимничества. Келью занимал ту, в которой спасался затворник Георгий, наставивший его в начале пути иноческого.

В 1849 году отец Нафанаил тяжело заболел. Резко поднялась температура, начался сильный жар. За день до кончины его пособоровали, он исповедался и приобщился Святых Христовых Таин, а после сего благодатного напутствования, преподав последнее благословение находившимся при нем, с упованием глубоко верующего христианина стал готовиться к отходу в вечность.

30 июня, в 11 часов пополудни, большой монастырский колокол возвестил о кончине достоблаженного старца. На другой день тело усопшего положили во гроб, который у него был приготовлен за десять лет до смерти. 3 июля иеросхимонаха Нафанаила по монастырскому обряду погребли под алтарем Вознесенской церкви, рядом с покоившимися там прежде почившими подвижниками...

 

НАСТАВЛЕНИЯ СТАРЦА НАФАНАИЛА

 

Однажды спросили его: «Батюшка, Вы имеете право приказывать, зачем всегда просите?»«Если прикажу кому повелительно, то он исполнит повеленное как-нибудь. А кого попрошу – тот постарается исполнить поручение с усердием. А привет и ласковая просьба мне не тяжелы».

+   +   +

Враги наши суть вместе и благодетели наши. Порицая наши поступки, они научают нас осмотреться и проверить себя, точно ли мы исполняем свои обязанности так, как не противно закону христианскому.

+   +   +

Господу угодно, чтобы Вы в этом мире терпели скорби. Имея в виду лучшее, именем Бога умоляю Вас: терпите все с благодарением и крепко надейтесь на благодать Божию. Сказавший: «Аз есмь с вами до скончания века» (см.: Мф. 28, 20), весть, как избавлять благочестивых от напастей.

 

Подготовила Ксения МИРОНОВА

 

По материалам «Задонского патерика»
(Задонский Рождество-Богородицкий

мужской монастырь, 2007) и книги
«Старческие советы некоторых
отечественных подвижников благочестия
XVIII–XIX веков». (Ч. 2. М., 1994)

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник