ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 


Диаконская хиротония

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА VII:
БОЖЕСТВЕННАЯ СЛУЖБА,

ИЛИ ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО

ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО

 

 

§ 91

БЛАГОСЛОВЕНИЕ, ОТПУСТ;
ЗАТВОРЯЮТСЯ ЦАРСКИЕ ДВЕРИ

 

«Благословение Господне на вас…» Когда перед исхождением из церкви и окончанием Литургии преподается всем предстоящим благословение Господне, тогда прежде нежели выйдем из церкви, должны воспомянуть конец жизни нашей, т. е. нашу смерть и будущую кончину мира. Когда на последнем отпусте священник воспоминает «Пресвятую Деву Богородицу и всех святых», тогда не преминем призвать их, чтобы они во время нашей смерти и в день Страшного Суда Господа Бога Иисуса Христа предстательствовали за нас и избавили нас от всех бед. Когда же, наконец, затворяются царские двери, тогда должны помнить, что по кончине мира не поможет нашим душам никакое приношение, никакая жертва.

 

 

§ 92

ПОТРЕБЛЕНИЕ СВЯТЫХ ДАРОВ
И ИСХОЖДЕНИЕ ВСЕХ ИЗ ЦЕРКВИ

 

«Потребившу же диакону святая…» По затворении царских дверей священник, вшед во святой алтарь, снимает с себя священные одежды, а диакон потребляет оставшиеся Святые Дары. Этим означается, что после Второго Пришествия Господня будут радоваться не только совершенные и великие рабы Божии, но и малые и нищие получат спасение, преизобильно восприимут славу Божию и совершенно насытятся, по пророку: Насыщуся, внегда явити ми ся славе Твоей (Пс. 16, 15).

И когда из церкви выходим, то предадим самих себя, всю жизнь нашу, все помышления наши и все наши дела Господу Богу.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВСЕЙ ЭТОЙ СВЯЩЕННОЙ
И БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

 

Святой Герман сказал: «Боговидец Моисей древле окроплял людей кровью козлов и тельцов, говоря: „Сия кровь завета Господня есть“ (см.: Исх. 24, 8). Христос же и Бог дал Свое Тело и излиял Свою Кровь, и растворил питие Нового Завета, говоря: „Сие есть Тело Мое ломимое и Кровь Моя, изливаемая во оставление грехов (см.: Мф. 26, 26–27); и потому елижды ясте Хлеб сей и Чашу сию пиете, исповедуете смерть и восстание Мое“ (см.: 1 Кор. 11, 3). Итак, будем вкушать Хлеб и пить Кровь с этою мыслию, исповедуя смерть и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки, аминь». <…>

 

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ:
О ХИРОТОНИЯХ, ОСНОВАНИЯХ
ХРАМОВ И ОСВЯЩЕНИИ
ХРАМОВ И АНТИМИНСОВ

 

ГЛАВА I:

ЧИН ПОСТАВЛЕНИЯ

ВО ЧТЕЦА И ПЕВЦА


§ 1

ХИРОТОНИЯ

 

«На поставление». На малых детей, по примеру древних праотцев, Сам Христос Господь возлагал некогда Свои руки, исполненные благодати и даров, изливая на них богатство Своего благословения и подавая немощным надежду здравия. Равным образом и преемники Его Божественной власти и строители Таин, святые апостолы, как читаем в их Деяниях и Посланиях, возлагали свои руки прежде на главы тех, которых после Крещения желали сподобить нашествия Святаго Духа, а потом и тех, которых для преподаяния христианам Святых Таин намеревались посвятить в служителей и отцов, т. е. возвести на степень диаконов, священников и епископов.

Святая Церковь наша всегда сохраняет сей священный обряд и сверх того всякий день простирает руки на оглашенных, кающихся и бесноватых во свидетельство особенной любви своей к ним, дабы одних освободить от демонского мучительства и изъять от греха, других утвердить в возвращаемом им прежнем благосостоянии, а иных приобрести себе.

Во всех сих случаях она подает свои руки в залог и знамение того, что, воззывая их к обещаемому усыновлению, она приемлет каждого из них в свое материнское лоно, привлекает к благочестию и объемлет своею любовию как чад своих.

Сие преемственное рукоположение, ведущее свое начало от Христа и апостолов, по двоякому образу его совершения получило у церковных писателей и толкователей святых правил и наименование двоякое: одно называется хиротониею (слово сие происходит от греческого «χείρ» – рука и «τέινω» – распростираю): это истинное рукоположение, посредством которого нарочито избранные посвящаются в алтаре для священнодействия истинного и таинственного Тела Христова, т. е. диаконы, священники и епископы.

 

 

ХИРОТЕСИЯ

 

Другое – хиротесиею (от греческого «χείρ» – рука и «τίθημι» – положение): это руковозложение или поставление, которое вне алтаря приемлют чтецы, иподиаконы и другие, производимые в некоторые посторонние должности, кроме священнодействия.

Посредством хиротонии совершается самое Таинство Священства; а хиротесия есть только обряд и возводит людей в такое служение, которое не касается священнодействия, и потому хиротесия есть действие, некоторым образом постороннее и случайное, которое совершается и над кающимися, и над немощными, и т. п.

Сие различие объясняет святитель Симеон Солунский (в гл. 156) следующим образом: «Две хиротесии, т. е. рукоположения: одно производится вне алтаря, при производстве в должности чтеца и иподиакона и некоторых других, например, экдика, иконома и проч. Другого же особенного рода хиротоний, совершаемых внутри алтаря, у подножия святого престола, только три, во образ Святой Троицы».


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ ||
Вместе возродим святыню!

    


      Возлюбленные о Господе братья и сестры! По благословению епископа Выксунского и Павловского Варнавы жители села Кологреева Ардатовского района Нижегородской области взялись за трудное, но благодатное дело – воссоздание местной Успенской церкви.
     Работа предстоит большая, и средства нужны немалые. От лица приходского собрания и всех жителей нашего села и окружающих сел и деревень, обращаюсь к вам с просьбой о помощи и приглашаю к участию в этом душеспасительном подвиге восстановления святыни. Будем признательны за любую поддержку, в том числе добрым словом, советом, молитвой. Верим, что даже самые малые ваши жертвы и добрые дела никогда не забудутся у Бога, и из толики каждого, по камню и кирпичику, сложится еще один православный храм. Ведь в нашей суетной жизни должно всегда оставаться место для чего-то большого и светлого. Многие считают, что великие свершения под силу только каким-то особенным людям, но это не так – они творятся нашими общими трудами.
     Пожертвования можно направить почтовым переводом по адресу:
607130, Нижегородская обл., Ардатовский р-н, пос. Мухтолово, ул. Спортивная, д. 2, протоиерею Алексею Анатольевичу Веснину, с пометкой: «На возрождение церкви с. Кологреева». Или на карту Сбербанка № 4276842016533121, получатель Веснин Алексей Анатольевич. Спаси Бог!

  

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник