ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ РОДНАЯ СТОРОНУШКА СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ОБИТЕЛЬ ВОИНОВ ДУХА

 


Троицкий собор

 

 

После недолгой разлуки с Санкт-Петербургом мы возвращаемся в этот удивительный город, столицу великой Императорской России и двухвековой центр русского Православия. При обустройстве нового стольного града его основатель Петр I учел все достижения тогдашней мировой архитектуры, но не просто скопировал западные образцы, а, взяв лучшее, сумел достаточно гармонично соединить их с отечественной архитектурной традицией. Его преемники поддержали эту высокую планку основателя города, что способствовало появлению «полночных стран красы и дива». Удивительным образом архитектурные новации Петра I, в отличие от западной холодности и математической строгости, не утратили главные особенности архитектуры отечественной – Петербург украшают хотя и великолепные в своей изысканной лаконичности, но в то же время по-русски теплые и домашние ансамбли дворцов и старинных парков.

 

В конце Невского проспекта, при впадении реки Монастырки в Неву стоит Александро-Невская лавра – главная православная святыня города. Окруженная многочисленными современными строениями, посреди шума и суеты мегаполиса, она – словно островок из другого мира, некий оазис или часть пространства, перенесенная сюда из времен и мест, где царит незыблемый покой. Этот контраст сосредоточенного духовного делания с городским многомятежием замечает, наверное, каждый паломник и даже простой любопытствующий посетитель Лавры.

Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь – фактически ровесник Петербурга: он был основан Петром I одновременно с переездом царского двора в новую столицу, на месте исторической битвы святого благоверного Князя Александра Невского со шведами в 1241 году. Именно здесь Великий Князь разбил врага, и в честь дивного святого защитника Русских земель обитель получила свое имя. В журнале Петра Великого за июль 1710 год записано: «Государь, будучи в Петербурге, осматривал места, где указал строить монастырь во имя Святой Троицы и святого Александра Невского». А 29 мая 1723 года, посетив уже открытую обитель, Петр I издал постановление: «Обретающиеся во Владимирском Рождественском монастыре мощи святого благоверного Великого Князя Александра Невского перенести в Александровский монастырь». Строительство монастыря происходило в период безконечных войн с западными захватчиками, и, доставив сюда святые мощи благоверного Князя, Царь Петр тем самым вверил город «чудесному заступлению, охранению против врагов». 30 августа 1724 года под колокольный звон рака с мощами святого была торжественно внесена в освященную к этому событию монастырскую церковь святого Александра Невского.

Александро-Невский монастырь сразу стал центром духовной жизни и духовного просвещения северной столицы и всей России. При обители была создана первая в Санк-Петербурге типография, а первой выпущенной там книгой стало «Поучение в день святого Александра Невского». Здесь печатались богослужебные издания, сочинения против раскольников, проповеди и поучения пастырей, православный Букварь для детей, переводы и научные труды.

 


Памятник святому Александру перед Лаврой

 

Святой благоверный Князь Александр – не только ключевая фигура в истории и жизни монастыря. Он – объединяющая сила, некая духовная нить, исторически связующая Владимирскую Русь с Петербургской Императорской Россией.

Родившись в Переславле-Залесском в мае 1221 года, большую часть своей недолгой жизни он отдал защите Руси и Православия. Впитав, что называется, с молоком матери христианское благочестие, святой также с самых ранних лет постигал основы боевого искусства, обучаясь владению оружием, рукопашному бою и верховой езде. Такие занятия не препятствовали его молитвенным подвигам и духовному деланию, – напротив, в этом уже тогда просматривалось предназначение Александра как будущего духовного и одновременно ратного защитника Отечества.

Впоследствии, когда легаты (послы) папы римского лукавым перетолкованием библейской и церковной истории, а также ложью о мнимом совращении в латинство родителя Александра – Князя Ярослава – пытались увлечь его в католическую ересь, благоверный Князь премудро им отвечал: «Слышите, посланницы папежстии и прелестницы преокаянные! От Адама и до потопа, и от потопа до разделения язык, и от разделения язык до начала Авраамля, и от Авраамля до приития Израилева сквозь Чермное море, а от начала царства Соломона до Августа Царя, а от начала Августа до Рождества Христова, и до страсти и до Воскресения Его, а от Воскресения Его и на Небеса вшествия и до царствия Великого Константина, и до Первого [Вселенского] Собора, и до Седьмого Собора: сия вся сведаем добре, а от вас учения не принимаем».

Житие святого Князя подтверждает, что он сражался с противниками Православия не только мечом, но и молитвой. Так, например, в 1256 году предводитель скандинавов Биргер, уверенный в своем абсолютном превосходстве над войском русского ратника, направил Александру следующее послание: «Я уже здесь и пленяю твою землю. Если можешь, сопротивляйся». Момент для нападения Биргером был выбран крайне удачно. Уже два года Русь лежала в руинах после Батыева погрома. Чудом уцелели лишь Новгородское и Псковское княжества. Великий Князь Ярослав, отец Александра, помощи дать не мог. А Новгородский Князь Александр, по мнению Биргера, был молод и неопытен. Легкая добыча! Но сила Божия свершается в немощи (см.: 2 Кор. 12, 9). Святой Александр обратился с молитвой к Богу и испросил Его помощи во брани с супостатом. Приняв благословение от Новгородского епископа, Князь немедленно выступил против врага с небольшой горсткой храбрецов из своей дружины и городского ополчения. Около суток занял переход русских воинов от Новгорода к пустынным берегам Невы. В ночь перед боем Господь ободрил Александра дивным видением, явленным через старейшину Ижорской земли Пелгусия, в Крещении Филиппа, узревшего святых страстотерпцев Бориса и Глеба, плывших на ладье, чтобы помочь «сроднику своему Александру».

И Божия подмога действительно последовала. Рано утром отряд новгородцев во главе с Князем внезапно напал на спавших шведов. Битва продолжалась целый день, а к вечеру все было кончено – уцелевшие воины Биргера, наскоро погрузившись на три лодки, обратились в бегство. Поход шведского правителя, рассчитывавшего на неспособность Князя Александра дать отпор, закончился столь безславно, что он получил в истории соответствующее прозвище – «король без имени».

Да, святой Александр одолевал врага не только клинком, но и духом, укрепляемый свыше. Его главное сражение – Невская битва – состоялось 15 июля 1240 года, в день памяти святого равноапостольного Великого Князя Владимира. А брань на Чудском озере, знаменитое Ледовое побоище, ярчайший бой с католическим «монашеским» Тевтонским орденом, – 5 апреля 1242 года, в праздник преподобного Марка Фраческого. В этот день, несмотря на апрель, погода стояла еще по-зимнему холодная. Лед озера был крепок, поэтому и русские, и тевтонцы не побоялись сойтись на нем в сражении. Но – вот незадача для врага – русских лед выдержал, а под немцами, одетыми в тяжелые доспехи, провалился. И тут нельзя не усмотреть чуда Промысла Божия!

После смерти отца получив ярлык на великое княжение, святой Александр время своего правления Русью посвятил собиранию рассеянных татаро-монгольским нашествием соотечественников, восстановлению разрушенных врагами городов с их церквами и монастырями, милостыне и заботе о вдовах и сиротах.

Кончина Невского героя последовала 23 ноября 1263 года в возрасте 43 лет. Перед смертью он принял постриг в великую схиму с именем Алексий. Господь немедленно по преставлении прославил Своего угодника чудесами. И с тех пор от его мощей не перестают изливаться потоки благодатной помощи верным.

Путь Князя Александра к святости во многом остается загадкой – ведь в схиме ему довелось прожить не более нескольких дней. Это позволяет утверждать, что освящение его души и тела произошло раньше. Значит, живя в миру, имея жену и детей, он достиг не только спасения, но и духовного совершенства.

Разрешение сего недоумения есть в трудах святителя Игнатия (Брянчанинова), в свое время бывшего прихожанином Александро-Невской лавры. «Основавший жительство свое на изучении Евангелия и на исполнении евангельских заповедей, – пишет Святой Отец, – основал его на твердейшем камне. В какое бы он ни был поставлен положение обстоятельствами жизни, подвиг его всегда с ним. Он непрестанно делает, он непрестанно подвизается, он преуспевает непрестанно, хотя дело его, хотя подвиг его и преуспеяние неприметны и непонятны для других. Какие бы ни постигли его скорби и искушения, они не могут ниспровергнуть его».

Действительно, житие святого Александра являет нам немало примеров исполнения им заповедей Господних и славных подвигов во имя Божие. Это и прощение обидчиков-новгородцев; и жертвенная любовь к ближним до готовности отдать душу свою за други своя в Невской и Чудской битвах; и исповедание им в Орде веры Христовой, едва не увенчанное мученичеством; и милостыни лишенным и убогим, а еще – посещение храмов и монастырей, пощение, личная и церковная молитва, изучение Священного Писания и многое-многое другое. Все это и соделало святого Князя Александра Невского избранным сосудом Духа Божия, изобильно источающим благодать...

 

Окончание см. на стр. 15

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник