ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ РОДНАЯ СТОРОНУШКА СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ОБИТЕЛЬ ВОИНОВ ДУХА

 


Надгробие владыки Иоанна

 

Окончание. Начало на стр. 14

 

 

Однако вернемся к нашему рассказу о монастыре.

Главная архитектурная достопримечательность Александро-Невской обители – Свято-Троицкий собор, где ныне и почивают в серебряной раке мощи святого благоверного Князя. История возведения этого храма в чем-то повторяет летопись строительства храма Христа Спасителя, когда какие-либо уклонения от православных канонов и традиций непостижимым для зодчих образом приводили к срыву работ или к неудачному итогу.

Первый проект Троицкого собора, разработанный итальянским архитектором Доменико Трезини, не отвечал православным нормам – храм был обращен к Неве, и вход в него проектировался с востока. Поэтому план был частично переработан архитектором Т. Швертфегером, и в 1744 году строительство, казалось, завершилось. Однако в стенах и сводах вскоре начали возникать многочисленные трещины, собор быстро разрушался, поэтому его разобрали до основания и использовали полученные материалы при работах по устройству Невского проспекта.

Новый проект был поручен русскому архитектору И.Е. Старову и феврале 1776 года утвержден Екатериной II. Храм с внешней отделкой, роспись стен и сводов были готовы к августу 1790-го. 30 августа состоялось торжественное освящение Свято-Троицкого собора и перенесение в него мощей благоверного Князя Александра.

 

Если поставить задачу даже кратко рассказать обо всех святых и подвижниках благочестия, какое-либо время спасавшихся в Александро-Невской лавре, потребуется, наверное, несколько книг.

Здесь начинал свой монашеский путь знаменитый старец Феодор Санаксарский, происходивший из старинного дворянского рода Ушаковых. Молодого офицера Преображенского полка Ивана Игнатьевича, как его звали в миру, ожидала блестящая карьера, но Божий Промысл распорядился иначе. Внезапная смерть одного из близких друзей привела его к осознанию тщетности мирской жизни и земных благ. Соизволением Елизаветы Петровны в 1747 году он был пострижен в Александро-Невском монастыре с именем Феодор. Приобщившись строгой подвижнической жизни, вскоре преподобный стал известен своей праведностью и почитаем даже в высшем свете. Петербуржцы из всех слоев общества обращались к нему за духовными наставлениями. В Лавре святой Феодор провел десять лет, а в 1757 году перебрался в Санаксарскую пустынь.

В начале XIX века в Александро-Невском монастыре жил старец схимонах Алексий, которого посещал Император Александр I перед своей поездкой в Таганрог. При входе Императора в келью схимник пал перед Распятием, а затем обратился к гостю, сказав: «Государь, молись». За перегородкой в комнате, по описанию Н.К. Шильдера, «на столе стоял черный гроб, в котором лежала схима, свечи и все, готовое к погребению. „Смотри, – сказал схимник, – вот постель моя, и не моя только, а постель всех нас: в ней все мы, Государь, ляжем и будем спать долго“». В разговоре с Государем подвижник также произнес: «Ты – Государь наш и должен бдеть над нравами. Ты – сын Православной Церкви и должен любить и охранять ее. Так хочет Господь Бог наш». «Многие длинные и яркие речи слышал я, но ни одна не понравилась мне, как слова сего старца», – делился позже Александр I с сопровождавшем его митрополитом Серафимом. Сегодня весьма распространено предположение, что встреча со схимонахом Алексием повлияла на последующую жизнь Императора, и что в Таганроге Государь не умер, а отрекся от мира и остаток жизни провел в Сибири под именем старца Феодора Кузьмича.

 

В стенах монастыря почивает еще один выдающийся человек, имевший своим небесным покровителем Невского героя – гениальный полководец Александр Васильевич Суворов.

Военачальник родился в 1730 году в семье дворянина генерал-аншефа Василия Ивановича Суворова. В день его появления на свет в Новгороде было великое знамение – среди дня на небе появились некие «красные хвосты» и всполохи. Тогда в объяснение явления один Христа ради юродивый возвестил: «Родился на русской земле человек знаменитый и нехристям страшный».

От родителей Александр Васильевич унаследовал слабое здоровье, но крепкий дух и любовь к военному делу. Суворовы имели дом в Москве и посещали храм преподобного Феодора Студита. Отрок Александр пел там на клиросе, а, повзрослев, стал старостой. Это свидетельствует о том, что его вера и благочестие берут начало из семьи и той доброй атмосферы, в которой он пребывал с ранних лет. Позже полководец признавал, что более всего своими талантами и успехами он обязан Господу. В «Науке побеждать» Суворов наставляет начинающего воина: «Молись Богу – от Него победа».

Теория у генералиссимуса никогда не расходилась с практикой, а мысли – с делами. Перед каждым сражением по его просьбе полковой священник служил молебен, а по победном окончании брани – молебен благодарственный. Даже боевые действия не могли понудить его пропустить в праздничный день Божественную Литургию.

В этом отношении показателен следующий случай. Покров Пресвятой Богородицы 1787 года полководец встретил за Литургией в храме крепости Кинбурн, обороной которой командовал. Турки, изучив привычки русского военачальника, специально избрали для атаки день православного торжества. Проведя артподготовку, османы начали высаживаться на Кинбурнскую косу. Суворову доложили о действиях неприятеля, но полководец приказал не отвечать ни из пушек, ни из ружей. Прошло около часа, приближалось время Причастия. Александру Васильевичу вновь сообщили, что турок собралось уже великое множество. Полководец спокойно ответил: «Ну, ничего, пусть все повылезут». И он достоял службу до отпуста, и только после этого приступил к военным действиям. Разве это не урок для нас, его слабых и маловерных потомков, нарушающих четвертую заповедь Божию даже при менее срочных и важных делах?! В тот день, разгромив турок и отбросив их в море, Суворов в благодарность за победу заложил храм в честь Покрова Царицы Небесной.

Александр Васильевич подражал своему небесному заступнику и в делах благотворительности. Но по заповеди Спасителя всю свою милостыню он хранил в тайне. О том, что Суворов ежегодно перед Пасхой посылал в Петербургскую тюрьму по нескольку тысяч рублей для выкупа неимущих должников, узнали лишь после его блаженной кончины.

Его отношение к врагам Отечества также отличалось христианским великодушием. Он доблестно поражал недругов родной земли, но, когда те сдавали оружие, сохранял им жизнь и отпускал, предварительно взяв с них слово не воевать против России хотя бы один год.

В конце жизни Суворов попал в царскую опалу и, уединившись в своем родовом имении Кончанском Новгородской губернии, служил пономарем в приходском храме, звонил на колокольне и читал Апостол. Как и святой Александр Невский, фельдмаршал собирался принять постриг, о чем подал прошение Императору. Однако Павел I документ не подписал, а приказал Суворову принять командование над союзной армией и выдвинуться в Италию для освобождения ее от войск набиравшего в то время силу Наполеона.

Этот поход стал известен не только разгромом итальянской группировки французов, но и безпримерным в истории переходом нашего войска через Альпы. Противостоявший в том походе Суворову французский генерал Массена, на счету которого было 48 побед, позднее заявил, что отдал бы все их за один такой подвиг.

Незадолго перед смертью, последовавшей 6 мая 1800 года, Александр Васильевич написал Покаянный канон ко Господу, который заканчивается словами: «Твой есмь аз, спаси мя». Вся жизнь доблестного полководца являет пример невероятного духовного величия и чудесной силы русского человека, воодушевленного Православной верой и любовью к Отечеству.

Отдельно хочется сказать и о почивающем на Никольском кладбище монастыря приснопамятном митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Иоанне (Снычеве), нашем современном священномученике Гермогене. В 90-е годы прошлого века, в новое смутное время, владыка Иоанн мужественно обличал врагов России и своим твердым стоянием в вере подвигнул многих патриотов на сопротивление разрушительным силам зла. При нем, с лета 1995 года, началось возрождение Лавры после атеистического советского периода. Но неожиданная кончина архипастыря 2 ноября того же года оборвала его земное бытие. Однако в Небе загорелась еще одна звезда, освещающая нам путь к вечной жизни.

Были связаны с историей Лавры и такие угодники Божии, как святитель Софроний Иркутский, преподобные Синесий Иркутский и Серафим Вырицкий, священномученики Вениамин Петроградский, Серафим (Чичагов), Гермоген Тобольский и многие другие.

 

…Санкт-Петербург запоминается своими огромными пространствами, как бы преувеличенными размерами площадей, отличающих его от других городов России. Александро-Невский монастырь столь же велик и объемен – кажется, его трудно обойти и осмотреть даже за целый день. Но величие это не столько географическое, в первую очередь оно ощущается на духовном уровне, как несокрушимая мощь веры наших святых. При прощании с Лаврой на память пришли слова многократно бывавшего здесь петербургского праведника святого Иоанна Кронштадтского, о том, что нам нужно наконец осознать: Русьесть подножие Престола Господня. Воистину, «русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский!»

 

Александр МАЛИНИН

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник