АКТУАЛЬНО | СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ | СТРАНИЦА 2 |
В самый разгар событий, связанных с переживаниями по поводу т. н. «святого и великого собора», православная общественность с некоторым удивлением узнала, что Синодальная библейско-богословская комиссия (СББК) РПЦ сформировала рабочую группу для подготовки проекта заключения по вопросу богословского отношения к электронным системам учета граждан.
Совершенно естественно возникают вопросы о причинах внезапной актуализации этой проблемы на высшем церковном уровне, составе участников начатого процесса, а также вероятности утверждения в конце концов объективного, компетентного и во всех смыслах взвешенного вывода.
История обсуждения Церковью проблем глобализации и электронной идентификации личности непростая и весьма продолжительная. Уже пройден путь от «нейтральных» заявлений 2001 года, согласно которым «на спасение души это не влияет», до предостерегающих слов из итогового документа Архиерейского собора-2013 «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных» о том, что «наступит время исповедничества, о котором говорит Книга Откровения». Чего ожидать теперь, чем завершатся многолетние внутрицерковные дискуссии по данному вопросу? Поделиться своими соображениями мы попросили нашего постоянного автора Валерия Павловича Филимонова.
– Уважаемый Валерий Павлович, Вы наверняка уже слышали новость о формировании СББК особой группы для духовной оценки различных атрибутов глобализации. Что думаете об этом?
– Проблемами, связанными с внедрением новейших систем электронного учета граждан, ранее занимались Комиссия Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества, а также Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО). Синодальная же библейско-богословская комиссия (до августа 2009 г. – Синодальная богословская комиссия) не касалась этой темы аж с 2001-го. Тем не менее, в упомянутом документе Архиерейского собора 2013 года говорится: «Проблемы, связанные с электронной идентификацией личности, учетом и обработкой персональных данных, продолжают накапливаться и усложняться. Сегодня необходимо продолжить богословское, нравственное и гражданское осмысление этих проблем».
Поэтому, вероятно, запоздавшее заседание комиссии 2 июня 2016 года, посвященное вопросу богословского отношения к электронным системам учета граждан, состоялось во исполнение постановления собора. С другой стороны, не исключено, что кто-то заинтересован в том, чтобы было принято «нужное» решение, как это и произошло в 2001 году. Сейчас продавливается антиконституционный закон о построении античеловечной системы «Контингент», а главный ростовщик России Герман Греф собирается построить систему «всеобщей биометризации» граждан страны.
– А почему в новую группу не включили известных православных специалистов, которые уже много лет занимаются этими вопросами, – Вас, юриста Ольгу Алексеевну Яковлеву?
– Ранее нас с Ольгой Алексеевной приглашали к участию в Межсоборном присутствии в качестве экспертов. К Архиерейским соборам 2008, 2011 и 2013 годов мы помогали отцу Всеволоду Чаплину готовить документы по своим тематикам. В моих экспертных заключениях неизменно говорилось об угрозах спасению души и греховности принятия человеком любых идентификаторов, заменяющих его имя в отношениях с властными и коммерческими структурами. При этом подчеркивалось, что данный атрибут имеет те же свойства и выполняет те же функции, что и апокалиптическое начертание – имя зверя, или число имени его (Откр. 13, 17). Ведь все предельно просто: его предлагается принять всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам (Там же, 16), иначе никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание (Там же, 17).
Наша позиция однозначна – люди, которые по собственной воле принимают различные идентификаторы и используют их для получения материальных благ, оказывают «содействие созданию технической базы, способствующей воцарению антихриста»(Заявление Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата от 29 декабря 2003 г.), а значит – соучаствуют в построении его царства. Сознательно или безсознательно, готовят его пришествие, поддерживают устройство «совершенно новой» «цифровой» цивилизации, вступают в сообщество обезличенных «электронных» граждан «нового мирового порядка» антихриста. Несомненно, что построение царства «сына погибели» является противлением святой Божией воле, процессом богоборческим. Соответственно, участие в нем – дело греховное. Об этом еще в 2001 году твердо заявил отец Кирилл (Павлов).
В дополнение к ответу об отсутствии в упомянутой комиссии православных экспертов и специалистов скажу, что после отставки протоиерея Всеволода мы написали письмо В.Р. Легойде, который возглавил новый Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, с предложением продолжить сотрудничество в данном направлении. Но ответа пока не получили...
– Как Вы полагаете, насколько церковные верхи осознают духовную опасность стоящейся системы тотального электронного контроля?
– В окончательные проекты документов, которые непосредственно к соборным заседаниям готовили сотрудники ОВЦО, положения о духовной опасности вступления человека в т. н. «новую систему идентификации и аутентификации» так и не вошли. Более того, в упомянутый документ «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», принятый Архиерейским собором 2013 года, было включено казуистическое положение из Заявления Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 марта 2000 года: «Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры».
На первый взгляд будто бы все правильно, только идентификатор – это не внешний знак, а имя человека как объекта информационно-управляющей системы – уникальный, неизменяемый, пожизненный и посмертный атрибут, неотделимый от самого человеческого существа, который постоянно используется для определения личности «электронного гражданина» в системе «электронного государства», а фактически – «нумерует» его душу.
А уж если говорить о внешних знаках, то одно дело, когда человеку нанесут какой-то внешний знак насильно, другое – если он примет его добровольно для того, чтобы иметь возможность покупать и продавать.
– Чего можно ожидать от рабочей группы СББК нынешнего состава? Ограничится ли она еще раз заключением вроде того, что «глобальное общество – это плохо, но на спасение не влияет», или есть надежда на что-то более конструктивное?
– Будет очень печально, если эта комиссия не захочет увидеть, насколько изменилась ситуация за минувшие 15 лет. Ведь произошел целый ряд буквально революционных событий в политической и финансово-экономической жизни планеты, кардинальным образом поменявших ситуацию в России и в мире.
Впервые в истории человечества на самом высоком политическом уровне были заключены международные соглашения о построении на планете Земля единого наднационального глобального информационного сетевого общества. Ежегодно, начиная с 2003 года, по этому поводу проходят всемирные встречи с участием представителей Российской Федерации.
Введение новейших технологий электронной идентификации личности – это глобальный процесс, являющийся основой построения т. н. «электронной цивилизации». Это ключевой момент в трансформации традиционного человеческого общества в общество «цифровое».
Повсеместно внедряемая всемирная система электронной идентификации граждан и электронных безналичных расчетов, имеющая целью полное порабощение людей через отмену наличных денег, жесткий и всеобъемлющий контроль товарообмена и движения виртуальных денежных средств на электронных банковских счетах граждан, неуклонно ведет к созданию мироустройства, абсолютно аналогичного описанному в 13-й главе Откровения святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Окончание см. на стр. 5
Уважаемые читатели! Рады сообщить вам, что нашу газету можно приобрести в Москве по следующим адресам:
1. Черниговский пер., д. 9/13, стр. 2, Международный фонд славянской письменности и культуры, магазин «Кириллица» (м. «Третьяковская»);
2. Ул. Шкулева, д. 17 А, «Казачья лавка» (м. «Волжская»).
В Санкт-Петербурге по адресу: Каменноостровский просп., д. 10, литера Б, корп. 2, лавка «Слово» (м. «Горьковская»).