ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Бог нам помог...»

 

 

 

В пятницу, канун Крещения, звонили в колокола с утра до выхода нашего от службы вечером. Наш Владыка Патриарх сошел и прочел молитву над столиком [с чашей воды] по обычаю. Вода, быв кипятком, замерзла, и он с трудом мог разбить лед крестом, когда погружал его, ибо мороз был необычайно силен.

Наутро субботы, праздника Крещения, зазвонили в колокола в третьем часу дня, и собрались, по обычаю, все бывшие в городе священники и даже деревенские со своими паствами, пришли в собор и облачились. Затем мы облачили нашего Владыку Патриарха, и они пошли перед нами величественным Крестным ходом попарно, неся большие и малые иконы, причем большие несли двое; диаконы шли с большими крестами, рипидами и фонарями; мы же следовали за ними, пока, выйдя из городских ворот, не пришли к известной реке Москве.

Уже вчера была пробита большая яма вроде бассейна – толщина льда в то время была в пять пядей, – вокруг нее наложили помост из бревен и досок, поверх сделали кругом загородку из предосторожности, чтобы от народной тесноты на льду он не провалился, как это случалось много раз, и положили мостки из досок от берега до ямы. Поперек ямы положили бревно вроде ступеньки, прочно укрепив его, дабы, когда наш Владыка Патриарх сойдет к воде для ее освящения, он мог опереться о него коленями. Деревенские жители выкопали на реке еще множество ям и стояли около со своими лошадьми. Священники стали в ряд кругом помоста. Для нашего Владыки Патриарха постлали ковер, на который он стал, и поставили на ковре кресло.

Начали службу. Наш Владыка прочел, по обычаю, большую молитву; при словах: «И ниспосли, Царю, Человеколюбче, Духа Твоего Святаго и освяти воду сию», Владыка вставал с кресла и освящал своими перстами трижды, так же и во второй раз. При поминовении Царей он говорил трижды: «И сохрани, Боже, раба Твоего, Царя христолюбиваго, Князя Алексия Михайловича», и трижды благословил народ. Затем, взяв крест, погрузил его три раза в воду, которая замерзала после каждого погружения, так что приходилось разбивать лед медными кувшинами. Когда он погрузил крест в третий раз, все взяли воды в свои сосуды из пробитых ими ям и напоили своих лошадей.

Как мы уже упомянули, народ собрался тысячами, когда услышал, что Антиохийский Патриарх намерен освятить воду. Затем Патриарх вышел к мосткам и окропил сначала священников, потом вельмож. О, удивление! От сильного холода вода замерзала на щетинном кропиле, коим он окроплял, а также и на рукавах саккоса и на их одеждах, принимая вид стекла. От чрезмерной стужи бороды и усы у всех мужчин в толпе побелели, ибо дыхание, от них выходившее, тотчас обращалось в лед, который нельзя было сорвать без того, чтобы не вырвать вместе с ним волос. Солнце в это время сияло. Мы не надеялись, что будем в состоянии выйти из дому в этот день, но Бог нам помог, хотя ноги, руки и носы у нас отнялись несмотря на то, что мы были защищены двойными меховыми муфтами, надетыми на руки, на ногах имели ботинки из бараньего меха, а одеты были в несколько меховых шуб. Всего удивительнее, что все московиты, даже священники, оставались с открытыми головами с утра до нашего выхода от обедни вечером.

Потом мы пошли назад, при чем наш Владыка Патриарх окроплял мужчин и женщин направо и налево, пока не вошли в великую церковь. Колокола всех церквей гремели во все время, пока мы шли туда и обратно. Один из священников стоял внизу лестницы и кадил входящим священникам и диаконам, одному за другим, пока не вошел в собор наш Владыка Патриарх и мы вместе с ним. Священники стояли в ряд в нарфексе, пока наш Владыка Патриарх не помолился на иконы, которые несли [в ходу]. Диакон, направляясь к служащим, говорил ектению: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей» и проч. Затем окончили службу.

По причине сильной стужи мы не могли служить обедню в соборе, но поднялись в верхнюю церковь, которую натопили с вечера. Здесь мы совершили Литургию, за которой наш Владыка Патриарх рукоположил иерея и диакона. Мы вышли не ранее заката, не помня себя от усталости и холода. В то время, когда мы сидели за столом, зазвонили к вечерне. Нам рассказывали, что во всей стране московской особенно торжественно справляют два праздника в году, именно: Богоявление и Вербное воскресенье, как мы увидели впоследствии.

 

Архидиакон Павел Алеппский

 

Путешествие Антиохийского
Патриарха Макария в Poccию
в половине XVII века. М., 2012.

 

 

 

Пророческое слово Государя


Царь Феодор Иоаннович

 

В конце 1597 года Царь впал в тяжелую болезнь. 6 января близость смерти стала очевидной для всех, и окружение Государя собралось у его одра в ожидании последнего самодержавного волеизъявления – завещания о судьбе сиротеющей страны.

Патриарх Иов от лица всея земли обратился с этим вопросом к умирающему. «Свет в очах меркнет, – скорбно возгласил Первосвятитель, – праведник отходит к Богу... Государь! Кому приказываешь Царство, нас сирых и свою Царицу?» Не желая пугать присутствовавших грядущей бурей, которую надлежало им пережить, просветленный близостью кончины и приобщением Святых Тайн (за два часа до смерти святитель Иов соборовал, исповедал и причастил Царя), Феодор ответил: «В Царстве, в вас и в Царице волен Господь Всевышний...» Слова пророческие, ибо Богу угодно было, чтобы судьбы Руси, окунувшейся вскоре в огненное искушение Смуты, текли вопреки всякому человеческому предвидению.

Царица Ирина решительно отказалась от престола, несмотря на завещание самого Феодора и мольбы народа. Известная мягкосердечием и милосердием, Царица оставалась непреклонна – стены Новодевичьего монастыря укрыли под своим покровом смиренную инокиню Александру, отринувшую вместе с мирским именем власть и славу царского венца.

Годунов, кроткий и невластолюбивый, принял русскую Державу вопреки собственному желанию, благочестиво страшась ответственности и тягот, налагаемых служением Государя. Раз за разом отвергал он все приглашения и просьбы, не остановившись перед двукратным отвержением соборно выраженного призвания, давши клятву никогда не искать и не принимать престола царского. Лишь под угрозой отлучения от Церкви удалось сонму архиереев принудить его к принятию венца.

Патриарх Иов, до последней возможности боровшийся за утверждение на русском престоле законных государей – Бориса и его сына, Феодора, видя всеобщее безумие, клятвопреступления и измены, подвергаясь сам насилию и угрозам, был понужден оставить патриаршество и сослан в Старицкий монастырь.

Что, как не предвидение испытаний и бед, предстоявших его ближайшим сподвижникам, заставило Царя Феодора на смертном одре столь уклончиво ответить на простой вопрос о престолонаследии, тем более, что в составленном загодя завещании он недвусмысленно поручал Державу супруге? Завершая праведную жизнь блаженной кончиной, Государь подтверждал Божие смотрение в грядущих испытаниях Руси...

Божьими судьбами злодеяние в Угличе пресекло на Русском престоле род Рюриковичей, завершив тем самым семивековой период истории, в ходе которого Россия просветилась Евангельским светом, в скорбях и лишениях выстрадала понимание своей промыслительной роли, осознанно и свободно приняла эту роль как всенародное церковное послушание, привела в соответствие с ним все стороны своей жизни, превратившись из конгломерата языческих племен в Святую Русь, Дом Пресвятой Богородицы, Вселенское Православное Царство. Впереди ждали ее новые искушения, соблазны и страдания – вехи восхождения к Престолу Господню, подножием которого судил ей стать всемогущий Промысел Божий, по слову Священного Писания: Грядущего ко Мне не изжену вон (Ин. 6, 37).

 

Митрополит Иоанн (СНЫЧЕВ)

 

Русская симфония. СПб., 2004.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник