ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 


Большой архиерейский омофор

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ:
О ХИРОТОНИЯХ, ОСНОВАНИЯХ
ХРАМОВ И ОСВЯЩЕНИИ
ХРАМОВ И АНТИМИНСОВ

 

ГЛАВА VI:

ЧИН ИЗБРАНИЯ И
РУКОПОЛОЖЕНИЯ
АРХИЕРЕЙСКОГО

 

 

§ 6

ПРЕСВИТЕР ПОСЛЕ ХЕРУВИМСКОЙ
ПЕСНИ, А ДИАКОН ПО «ДОСТОЙНО»
ПО ОДНОМУ ПОСВЯЩАЮТСЯ

 

То же самое он [святитель Симеон Солунский] объясняет в ответе митрополиту Пентапольскому на вопрос 39 и сверх того присоединяет удовлетворительные ответы на вопросы, для чего священник хиротонисуется после Херувимской песни, а диакон – по «Достойно»; для чего в этих трех хиротониях посвящаются только по одному (на Литургии), кроме чтецов, певцов и иподиаконов, которые бывают приводимы к посвящению во многом числе; и для чего они посвящаются на Литургиях.

Вот слова его: «Мы знаем и приняли, что чтецы и иподиаконы могут быть посвящаемы многие вдруг и вместе, которые и рукополагаются вне алтаря: но один только диакон и один пресвитер, и один епископ бывают хиротонисуемы в одну Литургию – и при том у святого престола. Без Литургии не должно рукополагать никого; так мы приняли от Отцов. Божественный Дионисий, преемник апостольский, повелевает совершаться всем именно через священнодействие и причащение Святых Христовых Таин; дабы посвящаемые имели случай и припадать к жертвеннику, и быть освященными и руковозложением и печатью, и призыванием благодати, и святыми молитвами, и возгласами, и целованием мира и любви, и прочими священнодействиями Таинства Евхаристии, – как и предано нам. Всяк, рукоположенный иначе, рукоположен не по преданию: и я не знаю, будет ли он совершен по чину.

Не многих епископов, или пресвитеров, или диаконов должно посвящать вместе на одной Литургии, но одного епископа, одного пресвитера и одного диакона, – и притом каждого из них – в свое определенное время: епископа – по трисвятой песни, перед чтением Апостола; пресвитера – после положения Святых Даров на престоле, диакона – по последней молитве: „И да будут милости“ и проч. Епископа положено посвящать перед чтением Апостола потому, что он восходит на престол и вступает в чин апостольский; пресвитера – после перенесения Божественных Даров на престол потому, что он поставляется священносовершителем их; диакона – по последней молитве потому, что этот чин последний, который не приял благодатной силы молиться, а только служить и призывать к молитве». Подобное сему изъяснение смотри во 2-й части (гл. 10, § 14).

 

§ 7

В АЛТАРЕ ПРИЕМЛЕТСЯ
ОТ АРХИЕРЕЕВ

 

«И приемлется от архиерея во святый алтарь». Посвящаемый в архиерея приводится до дверей (царских) протопресвитером и протодиаконом; внутри же алтаря он приемлется двумя первыми епископами – как потому, что они – свидетели его избрания, так и потому, что он вступает в их чин.

 

§ 8

ПРЕКЛОНЯЕТ ОБА КОЛЕНА

 

«И абие преклоняет свои колена между архиереи». Посвящаемый архиерей преклоняет оба свои колена у святого престола на подножии, т. е. на полу, на том же ковре, и между посвящающими его архиереями.

Святитель Симеон (в гл. 205) говорит: «Затем хиротонисуемый преклоняет оба колена на подножии и прилагает чело к священной трапезе, потому что и он зиждется на основании апостолов и пророков; приемлет благодать от пренебесного Бога, престолом Которого служит святая трапеза». О преклонении колен и приложении чела к трапезе смотри в сей части (в гл. 3, § 5 и § 6).

 

§ 9

ВОЗЛАГАЕТСЯ ЕВАНГЕЛИЕ
ПИСЬМЕНАМИ НА ГЛАВУ
ПОСВЯЩАЕМОГО

 

«И вземлют святое Евангелие». Обряд возлагать Евангелие на главу посвящаемого архиерея начался от апостолов и передан Церкви святым Климентом (в Постановлении апостольском) как не подлежащий никакому сомнению. Доказательства этого показаны в этой части выше (см. гл. 3, § 20). Наконец, этот обряд принят в употребление всеми вообще (т. е. всею Церковию).

Святой Дионисий (стр. 97) говорит: «Священноначальник, приводимый к священноначальническому посвящению, преклонив оба колена перед престолом, имеет на главе своей Богопреданные словеса и священноначальническую руку. И таким образом совершается от священноначальника, его посвящающего, святейшими призываниями Духа Божия».

Но какое намерение и какую цель имеет в виду Святая Церковь, возлагая богопреданные словеса или Евангелие на главу посвящаемого епископа, о сем смотри во 2-й части, гл. 6, § 19. Посему святой Дионисий опять (на стр. 98) говорит: «Особенный и отличительный обряд иераршеского посвящения состоит в возложении святых слов [Евангелия] на главу посвящаемого; низшие чины этого не имеют. Особенность посвящения пресвитерского состоит в преклонении обоих колен пред престолом, чего не имеет посвящение диаконское: ибо диаконы преклоняют только одно колено».

 

§ 10

ПРИЕМЛЕТ
ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ

 

«И по амине полагает Евангелие на святой трапезе». По совершении молитвы и по снятии Евангелия с главы посвящаемого на святой престол – архиерей принял все посвящение.

Святитель Симеон Солунский (в гл. 207) пишет: «Иерарх же, взяв священное Евангелие, полагает на трапезе: потому что хиротонисавшийся принял благодать его, – и весь есть Евангелие и божественное орудие Евангелия Христова».

 

§ 11

«АКСИОС» ПРИ
ПОСВЯЩЕНИИ АРХИЕРЕЯ

 

«И тако налагает хиротонисуемому омофорий, глаголя: аксиос». Во 2-й части (гл. 6, § 17) показано, что иерарх имеет все одежды священнические и сверх их – омофор; посему здесь над прочими одеждами «аксиос» не повторяется, но поется только при возложении одного омофора.

О принадлежности сего омофора одному епископскому сану хотя также показано в вышеозначенном месте, но сверх других свидетельств достойно замечания свидетельство о сем преподобного Исидора Пелусиотского (кн. 1, посл. 136): «Омофор епископа, сотканный из волны [шерсти], а не из льна, означает кожу той заблудшей овцы, которую Господь, обретши, взял на рамена Свои. Ибо епископ, нося образ Христа, исполняет Его дело, а самою одеждою показывает, что он есть подражатель того благого и великого Пастыря, Который понес немощи Своего стада».

Святитель Герман пишет: «Омофор, которым облагается епископ, образует кожу овцы, которую взыскал заблудшую Господь и, обретши, подъял на рамена Свои и с незаблудшими сопричислил. Омофор имеет и кресты – в ознаменование того, что как Христос на раме нес крест Свой, так и все, хотящие подражать жизни Христа Спасителя, носят на раменах крест свой, т. е. претерпевают злострадание: ибо крест есть знамение злострадания».

Святитель Симеон Солунский (в гл. 208) говорит: «Потом украшает его (посвященного), как пастыря Христовых овец, возведенного в сан по благости Христа, омофором, который являет вочеловечение Спасителя. Ибо, благословляя рукоположенного, целующего в это время омофор и руку его, он (иерарх посвящающий) облагает омофор окрест выи новопосвященного, возглашая: „Аксиос“».


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ ||
Прошение к благодарным потомкам

    

      


Надпись на памятнике
в с. Мугрееве-Никольском

     Община «Царское подворье» при приходе Никольского храма села Мугреева-Никольского (родовая вотчина князя Д.М. Пожарского, главы Второго народного ополчения, освободившего в 1612–1613 годах Москву от польско-литовских интервентов) просит оказать посильную помощь в восстановлении наших церквей во имя святого праведного отрока Артемия Веркольского (постройки 1845 г.) и святителя Николая Мирликийского (постройки 1892 г.). На данный момент выполнена значительная часть реставрационных работ, но для их завершения нужны дополнительные средства.
    Храм Артемия Веркольского возводился по завету самого князя-героя; праведный отрок был любимым святым щедродательного батюшки Иоанна Кронштадтского, наставлявшего: «Если на вашу долю выпала честь строить дом Божий, примите это как великий дар Творца». Известно и великое милосердие к нуждающимся святителя Николая Чудотворца. Поэтому мы с верой молимся и надеемся на отклик православных благотворителей.
    Пожертвования можно направлять почтовым переводом по адресу: 155640, Ивановская обл., Южский р-н, с. Мугреево-Никольское, ул. Центральная, д.18; схиигумену Митрофану (Лаврентьеву Борису Федоровичу) (тел.: 8(49347)2-53-35). Или – электронным переводом на карту Сбербанка России № 4276380112640375 (Шумакова Марина Владимировна).
Спаси вас Господи!

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник