ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИЭКУМЕНИЗМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Один Бог – одно Крещение

 

 

 

Все мы вместе, на соборе, прочли, возлюбленнейшие братья, ваше письмо. В нем вы спрашиваете: следует ли крестить тех, которые, по-видимому, крещены у еретиков и раскольников, когда они обращаются к единой истинной кафолической Церкви? Хотя относительно этого предмета вы и сами там придерживаетесь верно и твердо кафолического правила; однако, т. к. вы почли нужным по общей любви спросить о том и нас, то мы изложим вам наше мнение, мнение не новое, но давно уже постановленное нашими предшественниками, которое мы соблюдаем совершенно согласно с вами. Именно, мы думаем и принимаем за верное, что никто не может быть крещен на стороне, вне Церкви, потому что в Святой Церкви установлено одно Крещение, и Господь говорит в Писании: Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушеныя, иже не возмогут воды содержати (Иер. 2, 13). И опять Божественное Писание дает следующее наставление: От воды же чуждия ошайся и от источника чуждаго не пий (Притч. 9, 18). Итак, вода должна быть прежде очищена и освящена священником, чтобы при Крещении она могла омыть грехи человека крещаемого. Господь так говорит чрез пророка Иезекииля: И воскроплю на вы воду чисту, и очиститеся от всех нечистот ваших и от всех кумиров ваших, и очищу вас. И дам вам сердце ново и дух нов дам вам (Иез. 36, 25–26). Каким же образом может очистить и освятить воду кто сам нечист – в ком нет Святаго Духа и к кому относятся следующие слова Господа: И всякое, емуже прикоснется нечистый, нечисто будет (Числ. 19, 22)? Или каким образом крещающий может даровать отпущение грехов, сам не имея возможности вне Церкви оставить их? Эту истину подтверждает и самый вопрос, предлагаемый при Крещении. Когда мы говорим: «Веришь ли в Жизнь Вечную и в оставление грехов чрез Святую Церковь?», то разумеем, что отпущение грехов может быть даровано только в Церкви и что грехи не могут быть оставляемы у еретиков, у которых нет Церкви. Итак, утверждающие, что еретики могут крестить, должны или изменить вопрос, или признать истину, – если только они не приписывают и Церкви тем, у коих, по уверению их, есть Крещение.

Необходимо также тому, кто крещен, быть и помазану, чтобы, приняв помазание, он мог соделаться помазанником Божиим и иметь в себе благодать Христову. Крещеные же помазываются елеем, освященным на алтаре, где совершается Евхаристия; но кто не имел ни алтаря, ни Церкви, тот не мог освятить и вещества елея. А если, как известно, у еретиков невозможно ни освящение елея, ни совершение Евхаристии, то не может у них быть и духовного помазания. Мы должны помнить сказанное в Писании: Елей <…> грешнаго да не намастит главы моея (Пс. 140, 5). Дух Святый прежде дал таковое предостережение для того, чтобы никто, вышедший из границ и заблуждающий от истинного пути, не принимал помазания у еретиков, противников Христовых. Да и какую молитву может принесть за крещеного святотатственный и грешный священник, когда написано: Грешники Бог не послушает: но аще кто богочтец есть и волю Его творит, того послушает (Ин. 9, 31)? Кто может дать то, чего сам не имеет? Или как может совершать духовное сам потерявший Духа Святаго? Поэтому должен быть крещен и обновлен тот, кто приходит к Церкви неочищенным, чтобы внутри освятиться ему чрез святых, по Писанию: Святи будите, яко Аз свят есмь Господь Бог ваш (Лев. 19, 2); чтобы ему, впадшему в заблуждение и принявшему погружение на стороне, в истинном и церковном Крещении отложить и тот грех, что он, приходя к Богу и ища для того священника, по заблуждению обратился к святотатцу.

Наконец, соглашаться на то, что у еретиков и раскольников есть Крещение, значит одобрять их Крещение, так что здесь не может быть одна часть ничтожна, а другая сильна. Кто мог крестить, тот мог дать и Святаго Духа. Если же не может дать Святаго Духа, потому что, находясь вне Церкви, не пребывает с Духом Святым, то не может и крестить приходящего, т. к. и Крещение одно, и Дух Святый Один, и Церковь, по началу и требованию единства (origine et ratione unitatis) основанная Христом Господом на Петре, одна. Отсюда следует, что т. к. у них все ничтожно и лживо, то мы и не должны одобрять ничего, совершенного ими; ибо может ли быть точным и верным пред Богом что-либо, совершаемое теми, коих Господь в Евангелии выставляет как Своих врагов и противников, говоря: Иже несть со Мною, на Мя есть: и иже не собирает со Мною, расточает (Лк. 11, 23)? И блаженный апостол Иоанн, охраняя повеления и заповеди Господни, в Послании своем заметил: Слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози быша, от сего разумеваем, яко последний час есть. От нас изыдоша, но не беша от нас: аще бы от нас были, пребыли убо быша с нами (1 Ин. 2, 18–19). Из этого мы должны заключить и понять – могут ли дать благодать Христову те, которые суть противники Господа и названы антихристами. Таким образом, мы, пребывающие с Господом, соблюдающие Его единство и, по удостоению Его, проходящие священническое служение Его в Церкви, должны отринуть, отвергнуть и почитать нечестивым все, совершаемое противниками Его и антихристами; – должны тем, которые, обращаясь от заблуждения и нечестия, познают истинную веру одной Церкви, преподать вполне Таинства Божественной благодати и истину единства и веры.

Желаем вам, возлюбленнейшие братья, всегда здравствовать.

 

Священномученик
Киприан Карфагенский

Письмо к Януарию и прочим
епископам нумидийским
о крещении еретиков.
Творения. Т. 1. Свято-Троицкая
Сергиева лавра, 1994.

 

 

О «таинствах» и «апостольском
преемстве» у инославных

 

Окончание. Начало см. на стр. 4

 

Соответственно, данный документ, «принятый Архиерейским собором», высказывает совершенно чуждое православной святоотеческой экклезиологии мнение, будто практика приема в Православную Церковь связана с убеждением, что «разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному ее исчезновению в отделившихся общинах». Но чиноприемы в Православную Церковь, которые были утверждены окончательно 95-м правилом Шестого Вселенского Собора, выражая практику церковной икономии (снисхождения, – примеч. ред.) к инославию, основываются на совершенно иных критериях, которые вовсе не говорят о каком-то признании частичной благодати в инославных, еретических исповеданиях. Фиксируя практики церковной икономии, а не догматической акривии (строгости, – примеч. ред.), которая никогда не лишается своей силы, они говорят лишь о степени отхождения от Православной Церкви в вероучении. «Согласно предписанию этого правила, неправославные, когда обращаются в Православие, принимаются, смотря по тому, насколько они отступают от православного учения, принимаются т. е. или через Крещение, или только через Миропомазание, или, наконец, лишь через Покаяние и исповедание Православной веры» (Толкование Никодима (Милаша) на 95-е правило).

Навязываемое документом учение о частичном сохранении благодати вне Православия является не чем иным, как производной еретической теории ветвей, отвергающей право на обладание полнотой истины какой-либо конфессии. К этой теории относится и мнение, не встречающееся в Деяниях Вселенских и авторитетных Поместных Соборов, о некоем «неполном общении» православных христиан с неправославными. Священные каноны строго воспрещают всякое духовное общение с инославными, начиная с домашней молитвы и кончая соучастием в Таинствах.

В сознании Православной Церкви всегда имелся принцип совпадения канонических границ Церкви с ее харизматическими границами, и наоборот. И 7-е правило Второго Вселенского Собора, и 95-е Шестого Вселенского Собора это выражают вполне определенной фразой: «Присоединяющихся к Православию и к части спасаемых из еретиков приемлем по следующему чиноположению и обычаю…» При этом «частью спасемых» является только Православная Церковь, а отнюдь не еретики, инославные.

О том, что вне Православной Церкви нет никакой спасительной благодати, нет действительных Таинств, прекрасно свидетельствует каноническое право нашей Церкви, которое закреплено постановлениями Святых Апостолов.

 

«АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕЕМСТВО»

 

В документе «Основные принципы отношения РПЦ к инославию» содержится и еще одно положение, явно противоречащее православной экклезиологии: «Диалог с римско-католической церковью строился и должен строиться в будущем с учетом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений» (Приложение. История и характеристика богословских диалогов с инославием. Отношения с римо-католической церковью).

Отношение к римо-католической «церкви» как к ереси выражено не только в знаменитом каноническом послании святителя Марка Ефесского, которое по своей сути является гласом Вселенского Православия, но и в Посланиях Восточных Патриархов и Константинопольских Соборов 1166, 1450 годов и 19-го столетия, имеющих вселенское признание.

Этим положением, или новым богословским утверждением, совершенно чуждым святоотеческой экклезиологии, в официальный документ РПЦ вводится теория «о разделенности Церкви». Таким образом, отрицая de jure любые модификации «теории ветвей», документ «Основные принципы отношения РПЦ к инославию» de facto эти модификации узаконивает, присваивая, как и критский собор, церковность еретическим сообществам.

Поэтому мы констатируем, что рассмотренный документ является экклезиологически инновационным и неприемлемым для Православной Церкви и святоотеческого сознания. А посему он не может служить авторитетным источником для нового катехизиса РПЦ.

 

Источник: http://apologet.spb.ru

Печатается с литературной
правкой редакции «ПК»

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник