ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
АПОСТАСИЯ
ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ
СТРАНИЦА 5
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

 

Обращение деятелей культуры к Патриарху Кириллу в связи с организацией выставки в храме св. мц. Татианы

Окончание.
Начало см. на стр. 2.

   Настораживает уже само обращение кураторов, один из которых – священнослужитель, к так называемому актуальному искусству. Вам, Ваше Святейшество, несомненно, памятны отвратительные богохульные скандалы «актуальных художников» О. Кулика и А. Бреннера, А. Тер-Оганьяна, рубившего иконы в московском «Манеже», кощунственная выставка «Осторожно, религия!», по поводу которой Вы столь убедительно выразили позицию Церкви, выразив надежду, «что это преступление никогда больше не повторится в нашей стране», выставка «Россия-2» в галерее Марата Гельмана, выставка «Запретное искусство-2006», дело о которой находится в настоящее время в суде, и другие.
   По поводу «Осторожно, религия!» вынесено решение суда, признавшее организаторов виновными в разжигании религиозной и межнациональной розни (ч. 2 ст. 282 УК РФ). А на процессе по делу о «Запретном искусстве» позицию Церкви выразил представитель Патриаршего совета по культуре: «На данной выставке христианские и религиозные символы с откровенным издевательством помещаются рядом с непристойными картинками и нецензурными выражениями, что глубоко оскорбляет чувства верующих».
   Таким образом, «диалог» Церкви с «актуальным искусством» давно идет, и свидетельством тому – участие Церковной иерархии и органов церковного управления в осуждении кощунственных выставок.
   К сожалению, наши опасения относительно выставки «Двоесловие/Диалог» оказались небезпочвенными. Однозначное осуждение вызвали провокационные в пространстве храма работы «Черная Троица» (Никита Алексеев), «Имена Бога» («Гор Чахал»), «Спасайся, кто может» (Александр Сигутин).
   Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов) справедливо пишет относительно последнего экспоната: «Один из экспонатов меня серьезно огорчил. Это тот, где славянской вязью написано: „Спасайся, кто может!“ Церковно-славянское письмо, безусловно, предназначено только для священных текстов. Здесь, с моей точки зрения, явно перейдена грань не только вкуса. Это же касается и игры со словом „спасение“».
   Мало того, выяснилось, что выставка в притворе храма стоит в одном ряду с предыдущими кощунственными акциями: «Юный безбожник» (1998), «Осторожно, религия!» (2003), «Россия-2» (2005), «Запретное искусство» (2006).
   Участники выставки «Двоесловие» Г. Оганисян («Гор Чахал») и А. Филиппов известны своей защитой А. Тер-Оганьяна, сбежавшего за границу от суда по факту возбуждения национальной, расовой и религиозной вражды.
   В ходе «Двоесловия» демонстрируются работы участников выставки «Осторожно, религия!»: А. Сигутина, К. Звездочетова, А. Филиппова, группы «Синий суп» (Алексей Добров, Даниил Лебедев). В притворе храма выставлена даже одна из работ, проходивших в качестве доказательств по делу «Осторожно, религия!», – «ХВ» («Синий суп»).
   «Картина» «Гора Чахала» «Имена Бога» была частью экспозиции скандально известной выставки «Россия-2».
   Дм. Врубель – автор издевательского «Евангельского проекта» – в настоящее время выступает на стороне защиты в деле о «Запретном искусстве», где свидетельствует против Церкви, осуждающей кощунственную выставку.
   Как такое могло произойти, организаторы выставки «Двоесловие» не объясняют, при этом явно сознавая провокационность своей акции. Так, куратор диакон Федор Котрелев признавался в интервью РИА «Новости», что «допускает возможность конфликта с народом» и заранее «предполагает, какие произведения вызовут нарекания».
   Мы знаем, что эти заявления означают в контексте «актуального искусства», которое культивирует только скандал и соблазн. Но в Церкви и от лица, облеченного саном, мы не ожидали услышать, что соблазн и скандал могут быть запрограммированы и задуманы как «церковно-художественная» акция. Таким образом, диалог в представлении организаторов «Двоесловия» – это полный переход на позиции «актуального» эпатажа, без всякого намека на церковность.
   Что общего у Русской Православной Церкви с этим антиобщественным явлением? Разумеется, ничего! Поэтому мы не можем иначе оценить слова и действия организаторов выставки «Двоесловие/Диалог» как направленные на создание двусмысленности в этом ясном вопросе.
   Ваше Святейшество, мы не сомневаемся, что Ваша позиция, как и позиция Русской Православной Церкви, относительно высокой роли культуры и искусства в жизни общества остается неизменной.
   «Актуальное искусство» находится вне пределов этой культуры, и его влияние на общество заключается в создании череды скандалов. Это разрушительно и для культуры, и для общества, и для Церкви.

РАСПУТИН В.Г., писатель, лауреат премии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, дважды лауреат Государственной премии СССР, лауреат многочисленных литературных премий;
СИДОРОВ В.М., народный художник России, лауреат Государственных премий СССР, РСФСР, РФ, член президиума Российской академии художеств, профессор;
БУРЛЯЕВ Н.П., народный артист России, лауреат Государственной премии СССР, председатель Международного объединения кинематографистов славянских и православных народов, президент международного кинофестиваля «Золотой Витязь»;
КРУПИН В.Н., писатель, сопредседатель Союза писателей России;
ХАРЛАМОВ С.М., народный художник России;
НЕДОСТУП А.В., доктор медицинских наук, профессор, председатель Обществ православных врачей Москвы и России, сопредседатель Церковно-общественного совета по биомедицинской этике при Московской Патриархии;
ТРОИЦКИЙ В.Ю., доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник ИМЛИ РАН, Председатель комиссии по преподаванию русского языка и литературы в школе Отделения литературы и языка РАН;
АЛЕКСАНДРОВ К.К., заслуженный художник России;
БУБНОВ В.А., заслуженный художник России, действительный член Российской Академии художеств;
ВОЛОВА Л.С., член МСХ, заслуженный художник России;
ВОРОБЬЕВ А.А., заслуженный художник России;
ДЕДОВА-ДЗЕДУШИНСКАЯ М.М., художник-монументалист, лауреат международной премии Германо-советской дружбы;
ИЛЬИН В.Л., член МСХ;
КЛИМЕНКО И.В., иконописец;
КУШНЕРОВСКАЯ Г.С., член Ассоциации искусствоведов (АИС);
МЕДВЕДЕВ Н.В., заслуженный художник России, член-корреспондент Российской Академии художеств;
МИХАЙЛОВ Л.Д., заслуженный художник России, профессор;
НИКОЛАЕВ И.В., заслуженный художник России;
ОСИН О.И., заслуженный художник России;
РЕШЕТНИКОВ В.А., член МСХ;
ТОЛМАЧЕВ В.М., доктор филологических наук, профессор МГУ;
ФОМИЧЕВА О.Г., заслуженная артистка России;
ШАПОШНИКОВА В.С., заслуженный художник России;
ЩЕРБИНА В.Н., художник-монументалист, член CX CCCP (МСХ), член Союза художников России.

Позже Обращение было подписано многими другими деятелями культуры.

 

 
   МНЕНИЕ                      ||          Одного поля ягодки
 
     

  Событиями «неслучайными» называет кандидат филологических наук, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского университета диакон Владимир Василик ряд эпизодов, недавно и почти одновременно происшедших в жизни Русской Православной Церкви. Он имеет в виду высказывание о. Андрея Кураева о «ненужности» и «неканоничности» Петрова поста, кощунственную выставку в храме св. мц. Татианы, а также богохульное выступление о. Иоанна Охлобыстина: «Я профессиональный порноактер».


   

  Это «события системные и, возможно, дирижируемые из единого центра, – считает отец Владимир. – На наших глазах подвергаются сомнению вещи, в которых прежде никто и никогда не сомневался, – величие подвига русского народа в Великую Отечественную войну, благословение Божие на нашу Победу, святость церковного пространства, величие и высота священнического сана, нерушимость церковного поста. На наших глазах происходит профанация и десакрализация церковной жизни, которая может привести к десакрализации церковной власти, к утрате русским человеком традиционного благоговейного отношения к ней. Возникает такое впечатление, что люди, которые это творят, – это люди органически чужие Церкви».

Источник: «Благодатный огонь» (http://blagogon.ru)

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник