ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ
РАСПЯТОЕ КОСОВО
СТРАНИЦА 6
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

Гонения в Сербии

Владыка Артемий с братией монастыря Святых Архангелов

 

   Монастыри Святых Архангелов под Призреном, Девине Воде под Звечаном и Богородица Браинска под Медведжей приходят в запустение. Вся братия этих святынь вместе с частью монахов из Сопочан, Баньски, Сочаницы и Дубокого Потока покидает Рашско-Призренскую епархию.
    Монастыри оставлены братией в знак протеста против отстранения от управления епархией епископа Артемия (Радосавлевича) (которому ныне Синодом определено новое место пребывания – монастырь Шишатовац в Сремской епархии). Монахи уходят, несмотря на уговоры и угрозы временного администратора Рашско-Призренской епархии митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия, который призывал их продолжить исполнение своих монашеских послушаний и не одобрил им канонического отпущения, так как, по его мнению, нет причин для того, чтобы покинуть Епархию. Владыка пытался убедить монахов отказаться от своего решения и пригрозил, что в случае неповиновения они понесут каноническую ответственность перед церковным судом. Однако братия заявляют, что они «потеряли доверие» и после смены владыки Артемия «не видят смысла дальше здесь оставаться», и самовольно покидают монастыри.
   Рашско-Призренская епархия Сербской Православной Церкви уже издала запрет на совершение Литургии и принятие Причастия пяти монахам, ушедшим из монастыря Святых Архангелов под Призреном.
   Сестры, покинувшие монастырь Кончул, и часть братии из Черной Реки получили письменное требование в течение семи дней вернуться в монастыри, иначе они будут преданы епархиальному церковному суду.
   На защиту монахов, которым не позволяют отправиться за своим духовным отцом владыкой Артемием, встало около двух десятков профессоров университетов, священников и писателей. Они написали епископам СПЦ Открытое письмо – «Просьба о выделении дома для монашества Рашско-Призренской епархии».
   В письме, в частности, говорится: «Десятки монахов и монахинь уходят из царских и королевских лавр, которые они хранили в тяжелейшие годы, из самых плодородных духовных садов Сербской Церкви, следуя за своим добрым пастырем, так как его голос слышат и его слова понимают (ср.: Ин. 10, 14–16). Все их преступление состоит в том, что они не хотят оставаться духовными сиротами, которые свои души оставят без истинной отеческой заботы того, кто призвал их на монашеский путь и через которого они познали Спасителя».
   Соавторы письма просят епископов принять монахов, покидающих монастыри, под свой владыческий покров.
   Один из подписавших это Открытое письмо, профессор теории литературы доктор Слободан Костич из Косовской Каменицы, считает, что Архиерейский собор должен решить, где разместить этих монахов: «Если церковная исполнительная власть без суда и защиты осудила владыку Артемия и изгнала из Косово, то она знала, что за ним отправятся и его духовые дети. Здесь речь идет не о бунте, а о преданности духовому отцу и вере во Христа. Большинство из них я знаю лично, так как с ними был в монашестве. Они без оглядки двинулись за своим духовным отцом, и потому им нужно помочь».

Источники:
«Политика»;
«Русская народная линия»

«В Церкви всегда будут те,
кто хочет слышать голос Истины»

Интервью епископа Артемия белградской газете «Правда» от 24 мая 2010 года

Монастырь Шишатовац в Сремской епархии, где владыке Артемию Синодом определено новое место пребывания

     Собор большинством голосов принял решение об отправке Вас на пенсию и устранении с кафедры епископа Рашско-Призренского. Владыка на пенсии освобожден ли от своих обязанностей?
   – Вас неправильно информировали. Святейший Архиерейский Собор голосовал не о Нашей отправке на пенсию, но именно об удалении от управления епархией Рашско-Призренской.

   Согласно решению Собора, принятому в 90-х годах, любой епископ может избрать один из монастырей своей епархии, в котором мог бы остаться в случае устранения, старости или выхода на пенсию. Почему это решение не относится к Вам, ведь практически известно, что Вы не будете находиться в пределах Рашско-Призренской епархии?
   – На этот вопрос должны были бы ответить другие. Я сам действительно просил разрешения остаться в каком-либо из многочисленных монастырей епархии Рашско-Призренской, будучи уверен, что тогда бы и все монашество осталось там, где и доныне было, то есть в своих монастырях. К сожалению, моя просьба не принята во внимание. Почему? Отвечать должен не я.
<…>
   По мнению большинства Владык СПЦ, Вас в значительной мере скомпрометировало поведение монахов Рашско-Призренской епархии. В какой степени это действительно Вам было во вред?
   – Это совершенно произвольное и необоснованное утверждение. Наше монашество никому не создавало проблем прежде неканонического решения Синода о Нашем устранении. (Исключением является монастырь Дечаны, который Нам создавал проблемы, да еще какие, на протяжении последних лет). И тогда, естественно, дошло до спонтанной реакции. Любой живой организм реагирует на внезапный укол. Только мертвецы не реагируют, когда их расчленяют.

   В епархии Рашско-Призренской сосредоточена наибольшая часть сербского монашества, для которого Вы были не только епископом, но и духовным отцом. Насколько теперь ситуация изменится?
   – Во многом. По решению Собора я перестал быть их епископом, но остался духовником тем, кто этого желает. А духовным отцом остаюсь для всех них, ведь, естественно, отца нельзя сменить. Я их духовно родил и воспитал. Это навсегда останется фактом, даже и для тех, кто бы от Нас отрекся (скажем, для дечанцев).

   Если СПЦ выбирала между спасением одного человека так, что на все закрыла бы глаза и продолжила дальше, как ни в чем не бывало, и спасением епархии и церковного порядка, почему же Вам ранее было рекомендовано самому просить об удалении или пенсии по состоянию здоровья? Разве это не значило бы тогда, что Церковь закрыла глаза на вину (то есть что она в самом деле есть)?
   – Здесь ложно поставлена дилемма: или – или. Епархия Рашско-Призренская жила нормальной и полноценной церковной жизнью, ничего страшного в ней не происходило, никакой угрозы церковному порядку в ней и от нее не было до тех пор, пока Мы кому-то не стали мешать. Оттого и потребовалось, чтобы Мы сами просили отставки якобы по состоянию здоровья, что было бы наиболее безболезненным, но и наименее честным как для Нас лично, так и для самой Церкви. Тем Мы бы заранее признали истинными все обвинения, которые Нам ставятся в вину, хотя они и ничем не доказаны. Конечно, это бы тогда значило, что Церковь закрыла глаза на «действительно имеющуюся вину». Потому-то священные каноны и запрещают епископу самому просить отставки, или, если он разрешается от должности, настаивают, что «если недостоин, подлежит суду и извержению», а не удаляется самовольно.

   Обвинение Вам было доставлено за два дня до начала Собора, без определения срока ответа на него. Известна ли причина, по которой Вы лишены права на защиту?
   – Причина Нам неизвестна. Не желаем строить никаких предположений. Пусть это объяснят другие. Народ же, верим, сам поймет.

   Официальная СПЦ назвала часть верующих, священства и монашества, вставших на Вашу защиту, псевдозилотами, еретиками и раскольниками. Если глас народа – глас Божий, значит ли это, что в СПЦ больше некому его слышать, или речь идет еще об одном новом явлении, когда на место народа ставится политика?
   – Здесь скрывается тенденция к обобщению. Наш вопрос к Вам: что значит «официальная СПЦ» и что «неофициальная»? Церковь составляют и все те (верующие, священство и монашество, как и епископы), кто встали на Нашу защиту, так же как и те, кто на противоположной стороне. Исторический факт в том, что верующий народ – хранитель правой веры, как в истории Церкви много раз было явлено, так что, вероятно, отсюда и выражение «глас народа – глас Божий». Некоторые (а не «официальная Церковь») стараются в наше время представить это другим образом, внося политику в дела Церкви. В Церкви всегда будут желающие слышать голос Истины и идти за ним. Слава Богу, что это так.

   Случалось ли, чтобы из-за всего происшедшего Вы когда-нибудь пошатнулись в вере, или Вам она помогла пережить минувший период?
   – Наша вера стоит на доверии к Богу и полном предании себя в волю Божию. Она основана не на осуществлении наших личных, часто эгоистичных, желаний и целей. Наша единственная цель – угодить Богу, исполнить, соответственно нашим возможностям, Его святые заповеди. В этом наш труд и наша борьба. Все остальное – в руках Божиих. Поэтому все, что случалось в Нашей жизни, не только в последнее время, Мы принимали как дар от Бога, не стараясь <сразу> понять, почему с нами то или это происходит. Мы всегда верили, что это по некоему Промыслу Божиему, по Божиему допущению, и Нам во благо. Потому благодарим Бога за все.

Источник:
«Српска.Ру»
(http://www.srpska.ru)

 

 
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник