ЕДИНОЕ НА ПОТРЕБУ
Послание Его Преосвященству еп. Шабачско-Валевскому г-ну Иоанну
Продолжение.
Начало см. в № 12 (12)
Как никогда, на данном историческом этапе наши Богом поставленные и призванные хранить веру епископы должны были занять святоотеческую исповедническую позицию защиты Православия от тех, которые им торгуют и вводят политику под личиной ложно именуемой «любви» – ведь существует и ложно именуемая любовь, как существует и ложно именуемый разум, или знание – «гностика» (см.: 1 Тим. 6, 20).
|
|
К сожалению, они так не поступили. Но, напротив, сами участвуют – кто словами, кто делами или церковными актами, а некоторые – пассивной позицией – в осквернении Истины и продаже еретиками святости Церкви Божией.
Разве решение той же Московской Патриархии о признании «таинства брака», совершенного римо-католическим священником, – не есть игра со Святыми Таинствами и благодатью? (Это также один из плодов активной экуменической деятельности митрополита Никодима (Ротова). Сегодня «дело» этого экуменического иерарха продолжают его последователи и ученики его учеников. – Примеч. ред.)
Это решение было подтверждено на заседании Архиерейского собора несколько лет назад. Разве здесь нет противоречия канонам святых Апостолов и святых Отцов – Апостольским 45 и 64-му правилам? Канонам Лаодикийского Собора: 32, 33, 34 и 37-му? Совместная молитва с еретиками и принятие их «благословения» по храмам белградским, когда они приезжали ради «братских посещений», или по их сборищам, когда ходили на них, – разве допустимы? Разве некоторые наши богословы и профессора не проповедуют экуменическое «православие»? В основе этих учений разве не лежит безплодный европейский гуманизм и бесомученический европейский антропоцентризм?
Это краткое обозрение лишь некоторых из самых существенных проблем Церкви Христовой могло бы быть обширнее благодаря ответственности или, лучше сказать, безответственности некоторых церковных деятелей. Но даже и перечисленные выше факты уже достаточно убедительно показывают, что путь экуменистов не соответствует святоотеческому пути, ни почитанию святых Соборов, но они попирают догматы и святые каноны, следуя ложному духу противников Духа Божиего, Духа Христова, Который ведет и направляет на всякую истину Церковь Православную (см.: Ин. 16, 13).
«О, как нас печалит, – скажу и я со святым Василием Великим, – то, что оставляются каноны святых Отцов и рушится порядок (акривия) церковный; и боюсь, что такое равнодушие постепенно доведет до полного хаоса в делах Церкви» (89-е правило свт. Василия).
При этом вспомним страшные слова Пророка Божиего: Проклят всякий, творящий дело Господне с небрежением (Иер. 48, 10). А мы делаем так и еще хуже. Поэтому необходимо, жизненно необходимо, всем нам наполнить сердца наши непрестанной молитвой ко Господу и покаянием, чтобы по великой всемилости Своей Он не предал нас ужасному проклятию небесному.
Не станем оправдываться сентиментальными и праздными фразами о «времени», о «духе времени» или о «духе экуменизма», который преобладает в мире, или о «диалоге любви», который будто бы распаляет сердца наших современников наперекор предшествовавшей «вековой ненависти», или другими подобными лицемерными фразами. Это поверхностная позиция, далекая от истины, ложная и теплохладная. Ложная позиция, так как вместо любви истины (2 Фес. 2, 10), вместо истинной любви (Еф. 4, 15), вместо любви к Истине Богочеловеческой, протагонисты упомянутых скудных фраз поступают по суетности ума своего (Там же, 17) и тонут в мертвом море европейского легкомысленного человекопоклонства и человекоугодия.
Каков же результат? Не просвещение заблудших вне Церкви еретиков и возвращение их к вере Истины (2 Фес. 2, 13), но уже общее безразличие к вере и пресный синкретизм. Это дерзкая, игнорантная позиция, поскольку отрекается от всей жизни прошлых веков и трудов Православной Церкви – того, что делали Святые Божии, исполненные любовью Божией и истинным человеколюбием. Они обвиняют Отцов – Святых Божиих, будто бы те жили в ненависти, или утверждают, что имеют любовь большую, нежели Святые Божии.
Между тем, святоотеческое, унаследованное от Апостолов мерило любви к людям и отношения к еретикам, полностью Богочеловеческое и боговдохновенное, выражается в следующих словах св. Максима Исповедника: «Я не желаю, чтобы еретики мучились, и не радуюсь их злу. Боже, сохрани! – Но сугубо радуюсь их обращению. Ибо что верным может быть милей, нежели видеть рассеянных чад Божиих, собранных воедино! (см.: Ин. 11, 52).
Я не потерял рассудок, чтобы советовать ценить немилосердие выше человеколюбия. Напротив, я советую со вниманием и усердием творить добро всем людям и всем верным быть всем для нуждающихся. Но при этом я говорю: нельзя помогать еретикам в утверждении их безумных верований, здесь нужно быть резким и непримиримым. Ибо я не называю любовью, но человеконенавистничеством и отпадением от Божественной любви то, когда кто-либо утверждает еретиков в их заблуждении на неминуемую погибель этих людей».
Не по-евангельски и душепагубно также оправдываться сегодня равнодушием Патриархов и епископов. Ведь, по словам святых Отцов, неделание и небрежение и всякое иное согрешение, особенно в вере, сколько бы ни было соучастников, не становится меньшим грехом. Небрежение и равнодушие, незнание или предательство других никогда не может быть оправданием для епископа – апостольского наследника в Церкви Христовой, поставленного хранить Истинную веру и Церковь, которой только может спастись и войти в Царство Небесное народ Божий.
Мы помним и днем, и ночью по богомудрым апостольским словам Послания Восточных Патриархов, что «сам церковный народ есть хранитель Православной веры и Предания» (Послание 1848 г., № 17). Нельзя, чтобы этот наш верующий народ Божий однажды не признал бы больше нынешних епископов носителями и хранителями апостольско-святоотеческой веры, как это умеет делать православный народ, неоднократно проявивший себя в своей крестоносной истории.
В мутных и мертвых водах экуменизма, в которые некоторые из них вошли, редко кто из православных не захлебывается в ереси неправославия и богохульства. Но знаем во все времена и на всю вечность: никто не может остаться в Церкви Христовой Православной, если не будет держаться благочестивого и богочеловеческого соборного пути Святых Отцов и Исповедников Православия.
Продолжение см. на стр. 8