Рейтинг@Mail.ru
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
ЖИТИЯ И НАСТАВЛЕНИЯ
РУССКАЯ СВЯТОСТЬ
СТРАНИЦА 10
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

Как мы нуждаемся в твоей помощи!

Память преподобного Сергия Радонежского 5 / 18 июля


«Игумен Земли Русской»
Художник В. НЕСТЕРЕНКО

   Действительно, как у Господа все делается по-иному, не как у людей! Его планы и мысли совсем другие, не такие, как у нас. Вот, например, и здесь. Чтобы возбудить Русь к новой жизни, чтобы дать русскому народу новые силы, Господь промыслительно направляет преподобного Сергия не в столицу Руси, а, наоборот, – в дремучие леса; не на кипучую деятельность, а на тихое молитвенное дело. Этим Господь показывает, что всякое народное, государственное или церковное дело устраивается не по лицемерным дипломатическим каналам и лживым взаимоконтактам, а по скромному молитвенному подвигу святых людей, находящихся далеко-далеко от кипучей мирской суеты.
   Один богослов сказал, что обители долговечны те, которые созданы потом и кровью святых. Они живут века. И если их разрушают, то вновь они воскресают из пепла. А те, которые сооружены на деньги богатых Царей и князей, те обители умирают и уже не могут подняться. К первым и относится святая Лавра преподобного Сергия. Для того, чтобы создать эту духовную твердыню, преподобный Сергий удалился в дремучие леса. Ему было всего лишь 17–18 лет, когда он оставил родителей и ушел подвизаться. Построив в лесной чаще небольшую келейку, Варфоломей (так звали Преподобного до монашества) стал день и ночь молиться Богу и упражняться в богомыслии и трудах. В глухом лесу было много зверей, и юный отшельник перенес множество страхов от них. Но больше всего Варфоломей боролся со зверями духовными. Бесы и сам сатана не раз пытались изгнать Подвижника из леса. Они к этому прилагали все свои бесовские силы; догадывались, проклятые, что Преподобный задает им дело на многие века, что созданная им Лавра будет нерушимой твердыней, о которую многие из них разобьют свои бесовские лбы.
   Тихо и смиренно подвизаясь, Святой не мог скрыться от людей. Господь стал открывать светильник Свой для скорбящих и обремененных. В лесную чащу одни за другими стали приходить русские люди. Около Преподобного образовалась группа подвижников. <…> Святой ел через два-три дня, а то и целую неделю был без еды. Господь давал ему силы, он молился и много нес трудов для братии: строил им кельи, пек сам хлеб, просфоры; носил ночью воду и ставил к дверям братских келий. Господь дал ему дар исцелений. Бесы стали явно воевать с ним. Они, по Божиему попущению, входили в людей и создавали в монастыре крики, вопли, вой, старались хоть этим досадить Преподобному. <…> Они старались вызвать гордость в его душе, но он еще глубже смирялся и еще сильнее гнал их. Слава о Преподобном разнеслась по всей Руси.
   Между тем, русский народ изнывал под игом язычников. Надо было сплотить всех в единую могучую русскую семью и сбросить с родной земли позор порабощения. И преподобный Сергий, взяв в руки посох, суму с сухарями, идет мирить ссорящихся между собой русских князей. Кроткими, мудрыми словами, молитвой он соединяет всех под власть Великого Московского Князя Димитрия. И, наконец, благословляет его идти на татар. «Победишь Мамая,» – шепчет Преподобный Великому Князю, благословляя его крестом. Окропив Князя и всю его дружину святой водой, преподобный Сергий радостно провожает их на последнюю и решительную битву с татарами. Он знал наперед, что настал конец рабству русского народа. <…>
   Удивительное и непостижимое смирение было в жизни Сергия преподобного! Не он ли достоин большего чина в Церкви Божией?! Не его ли избрал святой Алексий, митрополит Московский, своим преемником на Московский Престол?! Не ему ли стать одним из первых святителей Московских и всея Руси?! И кажется, по-человечески, тогда Преподобный больше сделал бы пользы для Церкви и родного народа. Нет. Он все это смиренно отверг. И когда свт. Алексий, митрополит Московский, вызвал его в Москву, стал ему предлагать золотой наперсный крест, а потом и архиерейство, то как глубоко огорчилась душа смиренного Старца! Он даже не знал, как от всего этого отказаться. Успокоившись, Преподобный смиренно, но твердо сказал: «В юности, святый Владыко, я не был златоносцем и в старости хочу остаться в нищете». Святой Алексий глубоко уважал преподобного Сергия и не стал настаивать на его повышении. Он знал, что этим только огорчишь святого Старца, а не утешишь.
   Какой дивный пример смирения и добровольной нищеты дает преподобный Сергий нам, своим нынешним ученикам, особенно монашествующим! Как теперь все делается совершенно наоборот! Едва успеет у монаха отрасти пушок на усах и бороде, как он уже надевает «греческую» шелковую рясу и мечтает о золотом кресте. Да что там! Ему уже снится архиерейская панагия. Он уже начинает набирать архиерейские навыки, важность, медленность в разговоре, осанку, повелительную форму обращения – словом, всю эту аристократическую и бюрократическую форму жизни, что делает некоторых наших пастырей подлинными наемниками и в наихудшем случае – волками в овечьих шкурах. А о смиренном отказе в повышении в духе преподобного Сергия никто теперь и не мыслит. «Да что я, – думает теперешний карьерист, – хуже всех что ли?! Мои товарищи уже вон, настоятели, архимандриты и даже епископы, а я буду отказываться от такой желанной „чести“? Как это возможно?! Только ненормальные могут так поступать»... И лезет наш «деятель» все выше и выше, невзирая ни на что. Пожинает плоды славы, чести и корысти изрядной. А уж потом... Потом, чтобы не свалиться с этого церковного «эскалатора» повышений, он путем унижений и духовного закрепощения застраховывает свою личную безопасность покровительством «кесаря»... И вот тут начинается самая блаженная жизнь... Нет! Преподобный Сергий вас так не учил! Он учил обратному, учил искать внутреннего подвига молитвы и полного безславия. Он избегал высокого звания, хотя был больше чем достоин его. Преподобный искал тихого уединения, которое дает человеку близость Бога. И уже с этой духовной позиции шел помогать народу в его личном и общественном горе.
   Некоторые говорят, что Преподобный отказался от архиерейства еще и потому, что не хотел отрываться от народных масс. Всякое повышение по лестнице иерархии отдаляет от простого народа все дальше и дальше. Простой народ отпугивается всяким высоким чином. Простым старцам народ доверяет все, что у него есть на душе, не стесняясь и не боясь. Чтобы быть ближе к народу и больше ему помочь, Преподобный и остался простым, и не захотел архиерейской власти.
   Еще при жизни преподобного Сергия его ученики построили много монастырей и скитов. Все эти обители имели большое просветительное значение для русского народа. Они укрепляли народный дух, облагораживали сердца людей, давали грамотность и просвещение умам. Много потрудился Сергий преподобный для своей Родины, святой Руси. Много он дал святых заветов северному монашеству...
   «Всякое наслаждение плотское возненавидел ecи, и яко солнце Отечеству твоему воссиял еси...» (Кондак преподобному Сергию).
   Эх, дорогой наш и любимый отче, преподобный Сергий! Как мы – русское духовенство и русские люди – теперь нуждаемся в твоей святой помощи! Как нас ломает современное язычество, понуждая силой кланяться бездушным идолам и страстям! Отняли от нас тихие пустыни, где душа воспитывается и учится мужеству и богомыслию. Выгнали всех нас на арену большой суетной жизни, и мы закрутились, как в колесе...
   <…> Не забудет тебя, Сергий преподобный, Русь и русский народ, не забудет тебя монашество, взращенное тобою! Не забудь и ты нас, как обещался, великий Отче! Посещай чад своих, где бы мы ни находились! Святая обитель твоя стоит как маяк среди бурного моря. Дай ей, Отче, верного и мужественного настоятеля, добрую и дружную братию, чтобы жили они в твоем духе вечно! Аминь.

Архимандрит
Тихон (АГРИКОВ)

«С Евангелием»


Когда нет духовного наставника...

   Держись совета сердца твоего, ибо нет никого для тебя вернее его; душа человека иногда более скажет, нежели семь наблюдателей, сидящих на высоком месте для наблюдения. Но при всем этом молись Всевышнему, чтобы Он управил путь твой в истине.

(Сир. 37, 17–19)

   Поистине, если кто направит сердце свое по воле Божией, то Бог просветит и малое дитя сказать ему волю Свою. Если же кто не хочет искренно творить волю Божию, то хотя он и к пророку пойдет, и пророку положит Бог на сердце отвечать ему сообразно с его развращенным сердцем.

Преп. Дорофей Палестинский

   Не унывай! Господь близ. Тому возвещай все печали и недоумения. Где недостает человеческого пособия ко вразумлению, там Божия помощь непосредственно подает мысль благу, когда обращаемся к Нему, как дети к Отцу.

Преп. Моисей Оптинский

   К познанию воли Божественной весьма много споспешествует молитвенное обращение св. Павла к Богу с вопрошением: Господи! что повелишь мне делать? (Деян. 9, 6). Эту молитву полезно повторять часто, но самое благоугоднейшее для частого ее усугубления время то, когда мы со страхом и трепетом приступаем к принятию Божественных и пречистых Таинств Тела и Крови Христовых, сознавая всецело свое недостоинство для восприятия Их.

Свт. Иоанн, митр. Тобольский

   Воля Божия видна в заповедех Его, которые мы и должны стараться исполнять при обращении с ближними, а в случае неисполнения и преступления приносить покаяние.

Преп. Макарий Оптинский

   Не безпокойся много об устройстве своей судьбы. Имей только неуклонное желание спасения и, предоставив Богу, жди Его помощи, пока не придет время.

Преп. Амвросий Оптинский

   Не ищи своего пути к Царствию Небесному, а иди тем узким, по которому тебя ведет Господь.

Преп. Иосиф Оптинский

   Теперь могут быть такие случаи: последовать своей воле нельзя и спросить не у кого. Как же поступить? Нужно подумать, как Господь поступил бы по Своей кротости... Заповеди Божии были и есть всегда основанием жизни. <...> Что же нужно, чтобы научиться путям Господним? Нужно, чтобы человек был кротким, смиренным, и тогда Господь Сам научит, как идти путем Господним. Знать это особенно важно в настоящее время, когда так заметно оскудение наставников.

Преп. Никон Оптинский

     

 
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник