Рейтинг@Mail.ru
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
ГЕРОИ РОССИИ
ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО
СТРАНИЦА 16
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

День в истории

Сражение при реке Валерик


Сражение при Валерике. Рисунок М.Ю. Лермонтова, раскраска акварелью Г.Г. Гагарина. 1840.

   В 1840 году в ходе покорения Кавказа при Валерике (в переводе – «Река смерти») произошло памятное сражение. Весной 1840 года попытка разоружить население Чечни вылилась в бунт чеченцев. Российские власти были вынуждены организовать военную экспедицию против восставших. Сражение на реке Валерик (приток реки Сунжи, впадающей в Терек) произошло 11 / 23 июля, примерно в 30 км юго-западнее крепости Грозная (ныне город Грозный), между Чеченским отрядом генерал-лейтенанта А.В. Галафеева и северокавказскими повстанцами под командованием наиба Ахбердила Мухаммеда (в русских источниках XIX в. известен как Ахверды (Ахберди) Магома). Благодаря поэме участвовавшего в бою М.Ю. Лермонтова, это сражение стало одной из самых известных битв Кавказской войны.
   Шестого июля 1840 года отряд Галафеева выступил из Грозной и действовал южнее и юго-западнее крепости, разоряя принадлежащие повстанцам поля и селения, которые были полностью покинуты жителями. Противник не предпринимал никаких решительных действий, однако постоянные перестрелки изнуряли солдат и вели к потерям в отряде. К 10-му июля отряд дошел до селения Гехи. Дальнейший путь лежал к селению Ачхой, дорога к которому проходила через Гехинский лес и пересекала речку Валерик). Чеченцы предполагали такое направление движения русского отряда, поэтому на берегах Валерика ими были сооружены засеки и завалы. Река практически перпендикулярно пересекала дорогу, по которой двигался отряд, и в обычной обстановке была бы легко форсирована вброд. Берег со стороны русских был более открытым, с противоположной же стороны обрывистым и поросшим лесом, который подходил к самой реке и с обеих сторон к дороге, вдоль которой деревья были вырублены на расстояние ружейного выстрела.
   Подойдя к реке на дистанцию картечного огня, артиллеристы дали залп по лесной чаще на противоположном берегу. Никакого движения, однако, на другой стороне реки видно не было. Но когда пехотные батальоны авангарда уже готовились перейти реку, с противоположной стороны на солдат обрушился ружейный огонь. Батальоны Куринского полка и саперы ринулись вперед с обеих сторон дороги, форсировали реку, хотя противоположный берег был укреплен срубами из бревен.
   «В лесу они сошлись с чеченцами лицом к лицу; огонь умолк на время; губительное холодное оружие заступило его. Бой продолжался недолго. Кинжал и шашка уступили штыку. Фанатическое исступление отчаянных мюридов не устояло против хладнокровной храбрости русского солдата! Численная сила разбросанной толпы должна была уступить нравственной силе стройных войск, и чеченцы выбежали на поляну на левом берегу реки Валерика, откуда картечь из двух конных орудий, под командою гвардейской конной артиллерии поручика Евреинова, снова загнала их в лес.
   В лесу снова начали раздаваться весьма частые ружейные выстрелы; но это не был уже бой, а походило более на травлю диких зверей! Избегая смерти с одной стороны и пробираясь между кустами, чеченец встречал ее неожиданно с другой стороны» (Щеголев П.Е. Лермонтов. Воспоминания, письма, дневники).
   Отдельные группы повстанцев, отрезанные от основных сил, делали попытки напасть на обоз и на конвой генерала Галафеева, но везде были отбиты. Особо отличился в бою, среди прочих, прикомандированный к отряду поручик Тенгинского полка М.Ю. Лермонтов, осуществлявший связь между Галафеевым и передовыми частями, штурмовавшими лес, который в письме к А.А. Лопухину указывал, что после сражения осталось 600 тел повстанцев.
   Со стороны русских в бою участвовало 2 000 человек пехоты, 1 400 кавалерии, 14 орудий. Лермонтов в письме Лопухину, а затем в стихотворении «Валерик» оценивает силы противника в 6 000 – 7 000 человек.
   После перехода через Валерик отряд Галафеева двинулся к Ачхою, не встречая на своем пути серьезного сопротивления. Повстанцы были уверены, что не пропустят русский отряд за Валерик, поэтому в Ачхое и других близлежащих селениях многие чеченцы не покинули своих домов до самого появления русских. 14 / 27 июля отряд Галафеева вернулся в Грозную.
   Написанное М.Ю. Лермонтовым стихотворение «Валерик» («Я к вам пишу случайно; право») впервые было опубликовано (с пропусками) в 1843 году в альманахе «Утренняя заря». Это стихотворное послание до мелочей совпадает с записями в «Журнале» отряда Галафеева. Кроме того М.Ю. Лермонтовым были сделаны несколько рисунков, изображающих эпизоды сражения на Валерике.

Подготовил Евгений ПОЛЕВОЙ

 

КАЗАЧИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК

Продолжение. Начало см. в № 1.

   Во второй половине X века, после разорения донецко-донской Асалании, часть аланов перекочевала в Крым. Taм они жили в совершенно примитивных условиях между горами, около Чуфут Кале, «в пустынных местах и пещерах, не строя ни загонов для скота, ни лачуг». Всем племенем они приняли на себя охрану от кочевников греческого города-колонии Херсонеса и в 1240 году как христиане имели своего епископа. Герогий Пахимер, византийский писатель, рассказывал о них в конце XIII века. Тогда они находились уже в составе казачьей дружины темника Нагая и вместе с другими ордынскими казаками казались полностью отатареными, хотя оставались христианами. В 1364 году на Синих Водах, при боевой встрече с войском князя литовского Ольгерда, татары имели трех предводителей. Из них один носил христианское имя Димитрий, второй назывался Кочубеем, т.е. так же, как казак и войсковой судья на Гетманщине во время правления Мазепы, а третьего звали Котлубек. Двое первых, по всем признакам, были атаманами ордынских казаков, среди которых, по словам Пахимера, находились и аланы. Оставшись среди днепровских казаков и после отхода их от Крымского хана (1492 г.), они привнесли в их среду чистый нордический тип, сохраняющийся до сих пор у некоторых черноморцев на Кубани.
   Утвердившееся в археологии мнение, что асы-аланы в известной части растворились между степными славянами и тюрками, дает основание думать, что они не исчезли безследно, но своими остатками влились и в основной донской казачий массив, пополняя наш народ крупными, белотелыми, спокойными, настойчивыми и хозяйственными представителями Севера. С ними же в казачью среду пришло понятие «атаман» – больше асаланское, чем туранское. На принадлежащей аланам земле Касак при Мстиславе Храбром проживал летописный народ касаги-казяг. После оттуда же вышли днепровские казаки черкасы, азовские казаки, казаки пятигорские и гребенские. В 1549 году, когда казаки стали окончательно возвращаться с Северщины на Дон, они принесли с собой и не забытое еще племенное имя азманов (Сары Азман). Из этого следует, что остатки асов-аланов влились и в коренное казачье общество на Дону.

    АТАВА – трава на сенокосном лугу, отросшая после первого покоса.
   АТАМАН – звание каждого выборного предводителя, начальника, лидера в казачьих обществах. Происхождение этого термина и его строение связано с гото-германской или асалансксй речью, где «atta» означало «отец», а «mаnn» – «муж», «витязь». Первоначальное значение слова «отец-витязь» или «отец мужей» сохранилось в памяти казаков как «отец-атаман», «батька-атаман». Подобные по значению термины существовали и на востоке («атабек», «аталык»), но в такой форме они у казаков не принялись.
   Исторически термин «атаман» становится известным после появления его в Литовских хрониках применительно к ХIV веку, т.е. к тому времени, когда аланы и готы совместно с казаками составляли дружину Крымского хана. Относится к Крыму и следующий по времени появления на страницах древних актов «атаман Дуван», после чего термин «атаман» с середины ХVI века часто повторяется в источниках, постоянно связан с казаками и вместе с ними продвигается к северу. До этого времени генуэзцы в своих актах называют казачьих вождей по-половецки «оргузиями», в Золотой Орде казачьи начальники именуются «баскаками», а на Москве – «головами». В казачьих обществах термин «атаман» сохранился и после покорения их Россией не только применительно к местным начальникам, но даже и для назначенных Царем правителей.


Атаман М.И. ПЛАТОВ.
Раскрашенная гравюра К. Сайта.
Первая половина XIX века

   На Дону известны атаманы войсковые, главной войски, походные, наказные, (заместители), зимовых станиц, округов, станиц, поселков, хуторов, мелких отрядов. На Гетманщине для общин белорусских и украинских существовали старшины-войты и там же для казаков по местечкам – атаманы громадские и атаманы казачьих мещанских общин. В Запорожской республике Низовой, кроме обычных походных и отрядных, были приняты звания атаманов кошевых, куренных, школьных, крамных (заведовавших торговлей), лисицких (заведовавших охотами).
   В походах, в боевой обстановке обычное право предоставляло атаманам неограниченную власть: «куда ты, атаман, глазом кинешь, туда мы головы кинем». В мирной жизни они были только исполнителями воли Народного Собрания и блюстителями порядка.
   «Гетман» у поляков, «ватман» у новгородцев тоже связаны с германскими значениями, но иными, чем «атаман». «Гетман» трансформировалось в Польше из немецкого «hаuptmann» – «главный начальник», там гетманами назывались главнокомандующие польскими, литовскими и казачьими военными силами. «Ватман» же образовалось из перенятого от купцов с острова Готланда и мало измененного слова «wachtmann» – «страж». Так в Новгородских землях назывались начальники городской стражи. Малороссы, переняв у казаков термин «атаман», переделали его в «отаман», что лишило слово его основного смысла. Но днепровские казаки, несмотря на то, что пережили к ХVIII веку сильные малороссийские влияния, сохранили слово «атаман» в его первоначальной форме.
   АТАМАНОВО СЛОВО (некр.) – разрешение.
   АТАРА – стадо овец.
   АХАННЫЙ ЛОВ – зимний лов рыбы аханом, особой сетью, подвешенной подо льдом.
   АЩЕЛЕ (некр.) – если же; в том случае, если.

 

Продолжение см. в след. номере.

 

 
     
     
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник