ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Крестный Ход для
призвания на царствование

 


Феодоровский Государев собор
в Царском Селе

 

Архиепископ Рязанский Феодорит, указывая на Владимирский чудотворный образ Божией Матери, который он нес, и на другие иконы, обращается к юному Михаилу Романову: «Если веришь, верь, что их, а не нашей волею ты избран, и что они дадут тебе силы царствовать и спасут отца твоего. Что человек и что им делается? Волею Бога сии святые иконы совершили путь из Москвы: преклонись же перед ними и повинуйся». Но отрок отказался в третий раз. Тогда Владыка предпринял последнюю попытку: «Совершилось, да будет по Вашему; мы идем обратно и скажем Москве и пославшим нас, что вы отвергли мольбы и слезы наши. Бедствуй, Русская земля! Пусть настанет прежнее безначалие, пусть плачет снова народ, опозорятся церкви. Но перед сим святым образом говорю тебе, Царь Михаил, что отныне на тебя падает бедствие отчизны. И ты, инокиня благочестивая (Марфа, мать отрока – Примеч. ред.), ты будешь отвечать перед судом Божиим за кровь и слезы христиан. Да настанет вновь междоусобие, да расточится Царство Московское, да услышат о безгосударстве нашем враги, да придут и расхитят нас».

«Боже Милостивый, – воскликнул Михаил Феодорович, – если угодно это Твоему человеколюбию, буди Твоя святая воля. Твой есмь раб, спаси мя по милости Твоей, соблюди по множеству щедрот Твоих!» И обратясь к народу: «Аще на то будет воля Божия, буди тако», – принял от пастыря Божия благословение и царский посох.

Архиепископ Рязанский Феодорит отправился из Москвы с посольством в Кострому к Михаилу Феодоровичу Романову, имея с собой чудотворные иконы Божией Матери Владимирской и Петровской, а также образ Московских чудотворцев. В Костроме посольство было встречено сонмом духовенства с Феодоровской иконой Божией Матери

Именно перед ней пала ниц мать будущего Царя старица Марфа и произнесла: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истинный, на благо Себе и Отечеству!» Однако благословила она сына своего на Царство Тихвинской иконой Божией Матери, чудотворный первообраз которой перешел на Русь (будущий Третий Рим) чудесным образом, по воздуху, из Царьграда (Второго Рима), куда, в свою очередь, был перенесен из Иерусалима. Список с этой иконы, которым был благословлен Царь, после 1613 года хранился в Ипатьевском монастыре в Костроме.

Царь-Мученик Николай II особенно чтил Феодоровский образ Божией Матери, свидетельство чему – строительство им в Царском Селе Феодоровского Государева собора.

 

Царский сборник

 

 

 

 

Начало агонии

 

При отходе поезда из Могилева на вокзал собрался почти весь офицерский состав и многие из местного населения. Царила общая тишина; чувствовалось в настроении собравшихся большое сострадание к отъезжавшему Императору.

Когда поезд двинулся, почти все сняли шляпы, а офицеры взяли под козырек. У многих видны были слезы; многие крестили отходящий поезд. Государь стоял у окна своего вагона и спокойно, но грустно кивал на прощание головой. Поезд отошел из Могилева в 4 часа 53 минуты дня 8 марта, всего на 53 минуты позже, чем в Царском Селе закрылись ворота за выехавшим из дворца генералом Корниловым, арестовавшим по постановлению Временного правительства Государыню и Царских Детей. Трагедия Дома Романовых закончилась. Началась агония Царской Семьи Императора Николая II.

Поезд с арестованным Царем следовал через Витебск, Гатчино, Александровскую и по Царской ветке прибыл в павильон Царского Села 9 марта в 11 часов 30 минут утра.

В пути Государь выходил из своего отделения только в столовую в часы еды. Остальное время он проводил в думах у себя, изредка беседуя с одним князем Долгоруковым. <…> Утром 9 марта, перед подходом поезда к Царскому Селу, Государь собрал всех сопровождавших его придворных и обратился к ним с прощальным словом. Он благодарил их за верную прошлую службу <…> и, пожелав каждому добра в дальнейшей жизни, закончил словами: «До свидания… Прощайте!»

В последнем слове Царь как бы открывал им правду своих мыслей и своего предчувствия. Он не захотел в последнюю минуту обманывать ни себя, ни своих приближенных. Он чувствовал, что «прощайте» будет более соответствовать истине, почему сейчас же, следом обнял и поцеловал каждого, и не только своих приближенных, но и всех из прислуги, обслуживавшей его поезд в пути.

Почти сейчас же поезд подошел к дебаркадеру Царскосельского павильона. Государь позвал Долгорукова и направился к выходу. Он был одет в этот день в черкеску 6-го Кубанского казачьего пластунского батальона, в черной папахе и пурпурном башлыке на плечах. На поясе висел кавказский кинжал, а на груди – орден св. Георгия.

 

М.К. ДИТЕРИХС
«Убийство Царской Семьи»

 

Царскосельский период страданий

 


Цесаревич и Великие Княжны.
Царское Село, 1917 год

 

Духовная жизнь Царственных Мучеников протекала размеренно: накануне праздников и воскресений (как правило, в 18.30), неопустительно, всенощное бдение, на следующий день (обычно в 11.00) – Божественная литургия. В день рождения детей непременно служили молебен.

«Государь и Его Супруга, – писал о. Н. Беляев, – настолько деликатны и благородны, что Сами являются к Богослужению, когда мы, облаченные, стоим в алтаре и уходят после службы из храма раньше всех. Стоят в церкви совершенно отдельно за ширмами, занимая небольшое место в углу, с отдельным ходом. <...> Надо самому видеть и так близко находиться, чтобы понять и убедиться, как Царственная Семья усердно, по-православному, часто на коленях, молится Богу. С какою покорностью, смирением, всецело предав себя в волю Божию, стоят за Богослужением. У меня, грешного и недостойного служителя Алтаря Господня, замирает сердце, льются слезы и несмотря на гнетущую тяжесть затвора, благодать Господня наполняет душу, и слова молитвы льются свободно, касаясь и проникая слух молящихся».

 

Царский сборник

 

 


 

Календарь монархиста

с 2 / 15 по 18 / 31 марта

 

3 / 16 марта:
– в 1917 году Великий Князь Михаил Александрович (брат Царя) отказался от незамедлительного восприятия верховной власти до решения Учредительного Собрания о дальнейшей форме правления в России.
4 / 17 марта:
– в 1238 году погиб святой Великий Князь Владимирский Юрий Всеволодович;
– в 1303 году скончался св. благоверный Великий Князь Даниил Московский, первый Великий Князь Москвы и родоначальник московского княжеского дома, младший сын св. благоверного Великого Князя Александра Невского. Перед смертью принял иноческий чин и схиму.
6 / 19 марта:
– в 1721 году Екатерина I объявлена Царицей.
8 / 21 марта:
– в 1917 году арестованы святой Царь Николай II (в Могилеве) и Императрица с Наследником и Великими Княжнами (в Царском селе).
10 / 23 марта:
– в 1629 году родился Царь Алексий Михайлович.
12 / 25 марта:
– в 1801 году Русский Император Павел I был задушен в собственной спальне в Михайловском замке (в ночь с 11 на 12 марта). Русским Императором становится его сын Александр I Павлович.
14 / 27 марта:
– в 1167 году почил святой благоверный Князь Ростислав Мстиславович (в крещении Михаил), Великий Князь Киевский, Князь Смоленский, внук Владимира Мономаха;
– в 1613 году в Ипатьевском монастыре (г. Кострома) Михаила Феодоровича Романова благословили на Царство Феодоровской иконой Божией Матери.
15 / 28 марта:
– в 1415 году родился Великий Князь Московский Василий Васильевич Темный (17-е колено Рюриковичей).
17 / 30 марта:
– в 1462 году преставился Великий Князь Московский Василий II Васильевич Темный, оставив Московское государство намного сильнее прежнего своему сыну Великому Князю Московскому Иоанну III Васильевичу.
18 / 31 марта:
– в 1584 году почил Царь Иоанн IV Васильевич Грозный.

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник