ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
АНТИЭКУМЕНИЗМ ВСЕЛЕНСКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ВЫХОД ИЗ «ВСЕМИРНОГО СОВЕТА ЦЕРКВЕЙ» – СВЯТООТЕЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ

 

Интервью с протоиереем Захарией Маргалитадзе,
клириком Грузинской Православной Церкви

 

С протоиереем Захарией Маргалитадзе, клириком Мцхето-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви, мы познакомились через интернет. Отец Захария – модератор антиэкуменического сайта, на котором публикуются материалы в защиту веры. Мы попросили его дать интервью для нашей газеты. «Прочитав письмо, не мог не ответить, – написал нам отец Захария. – Насчет интервью – считаю себя некомпетентным говорить от себя. Но боюсь вас обидеть, так что попробую, посмотрим, что получится».

 


Крепость Нарикала, храм св. Николая

– Отец Захария, расскажите, пожалуйста, о себе. Где Вы живете, служите, как стали священником, были ли Вы в России?

– Восьмидесятые годы прошлого столетия в Грузии считаются пробуждением народа от спячки атеизма. Во время учебы в Политехническом институте, мне было тогда 22 года, началось необычайное оживление церковной жизни, и огромная масса людей, особенно молодежи, потянулась к Церкви. Там нас встретили знаменитые личности, проповедники, во главе с его Святейшеством Патриархом Грузии Илией II, архимандритом Рафаилом (Карелиным), архимандритом Лазарем (Абашидзе) и многими другими. Это были поистине благодатные годы, мы все забыли прежнюю греховную жизнь, прежние интересы и всецело погрузились в удивительный мир церковной жизни. Мы жадно впитывали все от наших наставников, последние наши копейки тратили на перепечатанные книги, и каждая новая была огромной радостью для нас. Свт. Игнатий (Брянчанинов), свт. Феофан Затворник – вот наши первые путеводители в этот благодатный мир, которых мы приняли как родных и полюбили навеки. Потом – семинария, священство, очень многое мы испытали, очень много испытаний впереди.

Отроду мне 44 года, женат, 8 детей. Служу приходским священником в храме св. Николая в старой крепости Нарикала – сердце Тбилиси, откуда начинал строиться город. Живу тоже в Тбилиси. Это удивительный город, усыпанный святынями. Сколько его ни разрушали завоеватели, как чужие, так и свои, он все равно сохранил свою неповторимую красоту. Его называют Парижем Кавказа. А я бы назвал его вместе с Мцхетой Иерусалимом Кавказа.

Насчет России – к сожалению, я там не бывал, если не считать нескольких дней проездом в молодости. А сейчас уже старею, стал страшным домоседом, трудно переношу всякие поездки, но уважаю русский народ за его огромный вклад во служение Вселенскому Православию.

 

– Вы являетесь создателем сайта «Альманах „Наковальня“» (если я правильно перевела название: http://almanaxi.ucoz.com). С какой целью Вы создали сайт?

– Вы правильно перевели. «Наковальня» – по-грузински «грдемли». Мы символически взяли название очень известной в Грузии полемической и антикатолической книги Бессариона Орбелиани (XVII в.). Цель создания сайта исходит из обязанности христианина. Каждый христианин ответственен за веру, тем более священник. Мы хотим смиренно, без всякой искусственности и претензий свидетельствовать о вере, которая для нас – самый драгоценный подарок Божий, тем более в наше время всеобщего отступления и забвения, при агрессивном наступлении антицерковной духовности, которая своими рационалистическими и еретическими учениями стремится вытеснить учение апостольское. Так что мы создали сайт, в первую очередь, для себя, для более глубокого самоопределения, также для обороны, а потом, дай Бог, для наступления. Если кому помогаем – спаси Господи! Да будет во прощение наших грехов!

 

– Расскажите, пожалуйста, о состоянии Православия в Грузии. Насколько религиозен, воцерковлен, тверд и ревностен в вере народ? Каково состояние монашества, священства? Какие проблемы, на Ваш взгляд, сейчас стоят в Грузинской Церкви наиболее остро? Какие трудности существуют, какие есть положительные моменты?

– Состояние Православия в нашей Церкви, по-моему, такое же, как и в других Поместных Церквах, особенно в постсоветских странах. В Грузии наблюдается внешнее обустройство Церкви, например, очень много храмов строится, на это грузины денег не щадят. Почти весь народ покрестился, называться атеистом уже стыдно, а вот внутренняя жизнь очень трудно восстанавливается, мало-помалу, а без нее далеко не пойдешь. Мы только сейчас начали осознавать, какой урон был нанесен Церкви атеизмом. В Грузии много ревностных христиан как среди клира, так и среди мирян, которые, не щадя сил, самоотверженно трудятся во благо Церкви. Но только энтузиазмом не возьмешь. Разрушать духовность легко, а восстанавливать – кровь проливать. Самая большая проблема – иссякновение сосудов Святаго Духа, а без них подлинной духовности не восстановишь. Церковь – благодатный мир, и восстанавливать его можно только благодатными средствами. Наши личные инициативы могут даже повредить воссозданию Церкви. Нужна не только хорошая администрация, но и хорошие молитвенники. Только святость является подлинной духовностью, и подлинная церковность – это стремление к святости.

 


Крест св. равноап. Нины –
величайшая святыня Грузии

   Грузинская Православная Церковь – автокефальная Поместная Православная Церковь, имеющая шестое место в диптихах славянских Поместных Церквей и девятое в диптихах древних Восточных Патриархатов. Одна из древнейших христианских Церквей в мире. Юрисдикция распространяется на территорию Грузии и на всех грузин, где бы они ни проживали. По преданию, Грузия является апостольским жребием Божией Матери. В 324 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви, от которой между V и VII веками Грузинская Церковь получила автокефалию.

Собор святых украшает Грузинскую Церковь. Среди них особенно почитается просветительница Грузии святая равноапостольная Нина (†335). В Сионском Патриаршем соборе в честь Успения Божией Матери в Тбилиси находится величайшая святыня Грузии – Крест св. Нины, сделанный из ветвей виноградной лозы, связанных ее волосами. С этим Крестом она проповедовала веру Христову в Грузии. Православные грузины свято чтут и великомученика Георгия Победоносца (†303), родственника святой Нины. Сама Грузия на европейских языках называется Георгией.

 Весьма почитаются в Грузии и другие ее святые подвижники: преподобный Шио Мгвимский (VI в.); преподобный Давид Гареджийский (VI–VII вв.) – один из основателей грузинского монашества; святая благоверная Тамара, Царица Грузинская (†1207), – она строила храмы и монастыри, покровительствовала наукам и искусству; и многие-многие другие светильники веры и благочестия.

 

– Каково положение Церкви в государстве?

– По-моему, у нас и не византийская гармония, и не советское гонение, где-то посередине. По природе государство и Церковь – разные стихии с разными целями и средствами. Конечно, возможно и сотрудничество, но надо остерегаться, чтобы это было не во вред Церкви, которая является богочеловеческим организмом со своими духовными целями. Она – неземная организация, без культурных и социальных тенденций. Наше государство стремится к западным стандартам, там Церковь признают, даже финансируют, но не дают большой воли. Она не должна мешать господствующей идеологии, а зачастую эта идеология противоречит закону Божию.

Есть сложные проблемы, их надо решать, у нас за это серьезно еще не взялись, тут еще так называемый посткомунистический застой, а каково новое мировоззрение – еще не знаем, если не считать очень активных адептов нового мышления, проповедующих сексуальную и религиозную свободу.

 

– Ваш сайт – антимодернисткий и антиэкуменический. Как проявляется модернизм и экуменизм в Грузинской Церкви? Например, у нас, в России, есть определенные иерархи и священнослужители (такие, как митр. Иларион (Алфеев), протодиакон А. Кураев и др.), которые осознанно насаждают модернизм и экуменизм в РПЦ. Есть ли у вас подобная проблема?

– Вам известно, что Грузинская Церковь вышла из ВСЦ (экуменического «Всемирного совета церквей». – Примеч. ред.). Это благоприятно повлияло на жизнь Церкви. Во-первых, прекратились безсмысленные, греховные экуменистические лобзания. Во-вторых, в Церкви нет теперь явной пропаганды экуменизма. Побаиваются. Одного такого протоиерея лишили сана. В основном экуменисты действуют кулуарно, больше за церковной оградой. За эти годы они предприняли несколько массированных наступлений с целью отбить проигранное, но наткнулись на авторитет Патриарха, как на скалу, который отбросил их фронт в глубокий тыл. Но они – неугомонны, готовятся к решающим боям, наверно, дожидаются постпатриаршей эпохи. Это организованная, ядовитая сила, с которой никогда нельзя договориться. После неудач они сменили тактику. Сейчас они предпочитают работать на «просвещение» народа, это их самая слабая точка. Народ настроен стоять за Церковь, но эти сыны века коварны и день, и ночь ищут, кого поглотить (ср.: 1 Петр. 5, 8). Так что у нас нет времени дремать. Мы понимаем, что эта идиллия внутрицерковного мира может перемениться, и надо к этому серьезно готовиться.

Окончание см. на стр. 7

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник