АНТИЭКУМЕНИЗМ | ВСЕЛЕНСКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ | СТРАНИЦА 7 |
Окончание. Начало см. на стр.6
– Расскажите о выходе Грузинской Церкви из ВСЦ. Как это произошло? Кто был инициатором такого решения? Благодаря чему это стало возможным?
– В те годы я был молодым священником, и к тем событиям имел некоторое отношение, но наше участие было невелико. Главные деятели событий – знаменитые грузинские подвижники, которые неустанно трудились на поприще благочестия. Их подвиг, их безкомпромиссное Православие и мудрость зажгли сердца очень многих людей. Также надо отметить тружеников печатного слова. Они фактически переиграли экуменистов, и большинство верующего народа было настроено православно. Это большинство и поставило вопрос перед иерархами, которые, во славу Божию, решили его положительно. Нельзя не отметить огромный вклад нашего Святейшего, который поступил мудро, не допустив ошибки греческих иерархов, которые проигнорировали глас верующего народа и этим много горя принесли своей Церкви.
Выход из ВСЦ – святоотеческое решение. Так мы отрезали от нашей Церкви злокачественную опухоль. После решения Синода мы все плакали от радости, трудно было поверить, но это воистину сбылось. Это стало огромной милостью и чудом Божиим.
Отец Захария с паствой.
Крестный ход
на праздник Воздвижения Мцхетского Креста
– Отец Захария, как Вы думаете, сможет ли наша, Русская Православная Церковь выйти из ВСЦ? Что для этого нужно сделать каждому православному в России?
– Трудно сказать, как развернутся события. По-моему, не надо гадать и составлять искусственные схемы – они пагубны. Из истории Церкви видно, что благочестивая жизнь и ревность об истине меняли худшее в Церкви на лучшее. В первую очередь надо бороться за спасение собственной души от плотского мудрования, эгоизма, самости, внутреннего окаменения и нечувствия. Самый главный подвиг – это подвиг благочестия. За веру ответственен каждый христианин. О ней тоже надо радеть, но действовать нужно строго святоотеческими методами. Наша цель свята, поэтому каждый шаг должен быть вымолен, каждое решение должно быть подсказано мудростью. Враг не дремлет. Он создал как ереси, так и схизмы. Это последнее наказание за нашу гордость, которая является трудноизлечимой, страшной духовной болезнью. Порой в эйфории мы забываем, что мы не спасаем Церковь, а сами спасаемся в Церкви. Надо смиренно, с долготерпением радеть о спасении, и мы будем услышаны. И дай Бог, худшее изменится к лучшему.
– Расскажите, пожалуйста, о наиболее почитаемых в Грузии православных святынях, о святых и праздниках.
– Самая большая святыня нашей Церкви – это шедевр зодчества Светицховели, где пребывает Хитон Господень, обагренный Кровью Спасителя. Светицховели – мистический центр Грузии, и не только Грузии. Его святость нельзя описать словами. Надо помолиться, чтобы ощутить его величие. В народе говорят, что если за год три раза помолиться в Светицховели, это равносильно паломничеству в Иерусалим.
Второй по величине святыней в Грузии является Бодбийский монастырь св. Георгия, место захоронения св. равноапостольной Нины. Туда даже в советское время не прекращалось паломничество изо всех стран бывшего Советского Союза. Также надо отметить величественные светильники Грузинской Церкви: обитель св. Шио Мгвимского, лавру св. Давида Гареджийского, монастырь св. Иоанна Зедазенского – древнейшие монастыри, чудом сохранившиеся от разрушений и потрясений. Другие многочисленные святыни пусть простят меня, все перечислить невозможно.
Грузия – святая земля, усыпанная множеством древнейших церквей. Наши предки были воистину великими людьми. Не могу также не сказать о всенародной любви и особом почитании грузинами св. Георгия. Но чтобы хорошо ознакомиться с грузинскими святынями и святыми, рекомендую замечательную книгу архимандрита Рафаила (Карелина) «Слава Грузинской Католикосской Церкви».
– Ну, и напоследок, скажите, пожалуйста, несколько слов об отношениях Грузинской Церкви с Русской.
– Наш Патриарх много раз подтверждал, что отношение Грузинской Церкви к Российской дружеское, несмотря на то, что многим в Грузии это не нравилось. Это поистине христианская позиция, которая не злопамятствует и выше политических и националистических воззрений. Между нашими странами сложились сложные отношения, пролилась кровь. Мы понесли большие потери. Но миру и хорошим отношениям альтернативы нет. И дружеским мостом между нашими странами является Православная Церковь.
Беседовала
Анна САМСОНОВА
ФАКТЫ | || | «Блажен муж, иже не иде на совет...» |
Ревностный экуменист, «богослов» Лев Зандер из Богословского института в Париже откровенно писал: «Состав лиц, участвующих в экуменическом движении, чрезвычайно разнообразен: входя в него, мы должны быть готовы встретиться там не только с православным иерархом, англиканским епископом и протестантским пастором, но и с представителем „либерального богословия“, который не верит в Божественность Иисуса Христа, и с унитарианином, отрицающим догмат о Троице, и с квакером, не приемлющим вообще никаких церковных установлений». Это написано в 1930-е годы. Ныне в ВСЦ входят многие еретические общества: ремонстранты-арминиане из Голландии и некоторые крайне либеральные религиозные объединения, отвергающие даже Крещение, хотя Сам Христос ставит его абсолютным условием спасения (см.: Мк. 16, 16).
<…> Теперь в ВСЦ участвуют и несториане, и монофизиты, и иконоборцы (протестанты и их секты), даже некоторые сообщества без всяких церковных признаков, как об этом свидетельствует греческий профессор-догматист Мегас Фарандас, присутствовавший на VI ассамблее ВСЦ в Ванкувере в 1983 году: «Протестанты разделились на сотни „церквей“, многие из которых лишены конкретного „верую“, а имеют лишь социальные требования, маскируемые христианскими лозунгами».
Вот с какими «христианами» сотрудничают на экуменических конференциях во имя будущей «церкви» православные представители! На них и самые отъявленные еретики считаются равноправными членами мистического Тела Христова – Церкви, называются «церквами», не будучи таковыми, и сам экуменический совет в Женеве действует как «Всемирный совет церквей».
По книге архимандритов Серафима (АЛЕКСИЕВА) и Сергия (ЯЗАДЖИЕВА)
«Почему православному христианину нельзя быть экуменистом»