СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ | КОРАБЛЬ СПАСЕНИЯ | СТРАНИЦА 13 |
Окончание. Начало см. на стр.12
Свт. Симеон Солунский:
<…> совершающий духовное священнодействие литургии без предписания и указа архиерейского близко подходит по своему греху к священнослужащему без рукоположения: потому что решить и вязать – дело одних епископов, и об этом говорят различные правила.
Св. Иероним Стридонский:
Без помазания и повеления епископского ни пресвитер, ни диакон не имеют права крестить.
СВЯЩЕННИК БЕЗ ВОЛИ
ЕПИСКОПА НЕ МОЖЕТ ПРИНЯТЬ
ОТ ЕРЕСИ КЛИРИКА,
ТЕМ БОЛЕЕ ЕПИСКОПА,
ВЧИНИТЬ ЕГО В КЛИР
И ВРУЧИТЬ ЕМУ ПАСТВУ
Матфей Властарь:
Забота и попечение о всех митрополиях и епископиях, монастырях и церквах, а также суд и предание суду и освобождение от суда принадлежит местному Патриарху.
Деяния Вселенских Соборов:
Епископы отвечали: «Если бы рассуждения велись законно, то не было бы нужды ни в каких гражданских судах <…>, что одним епископам вверена Богом власть судить епископов».
Свт. Симеон Солунский:
Священник не имеет благодати преподаяния священства и не может совершать другое какое-либо действие совершительное или просветительное; но может совершать только таинства (крещения, миропомазания, покаяния, причащения, брака и елеосвящения).
Преп. Феодор Студит:
а) Какое врачевание могу доставить я, болящий во грехах и не принадлежащий к тем, которым вверено исцеление таких ран? Бог не есть Бог нестроения; исправление и исцеление пресвитеров, т.е. священников, Он вверил епископам. Как ты требуешь от меня того, что выше меня? Не следует.
б) Разрешение отлучения от священнослужения зависит от соборного усмотрения.
в) Таково положение: если уклонится один из Патриархов, то он должен и принимать исправление от равных ему, как говорит божественный Дионисий.
О ВОСХИЩАЮЩИХ
НЕДАРОВАННАЯ
Правила св. Апостол:
Кийждо в данном ему чину да пребывает; и не преступайте заповедей, не суть бо наша, но Божия <…>. Восхищающие не дарованная им раздражают Бога, якоже сынове Кореови и Озия царь. Ни диакону убо приносити жертвы несть достойно, ни крестити кого, ни благословения мала или велика сотворити. Такожде и пресвитеру несть достойно поставления творити и развращати чин священнический. Якоже дерзнувый таковая не с нами борется, но с великим Архиереом Христом.
Свт. Иоанн Златоуст:
Весьма ясно можно видеть, как далек должен быть подчиненный от того, чтобы исправлять дела священников. Так некогда, при возвращении кивота (см.: 1 Пар. 13, 9–10. – Примеч. ред.), когда некоторые из подчиненных, увидев его наклонившимся и готовым упасть, поправили его, то подверглись наказанию на том же самом месте, будучи поражены Господом и падши мертвыми. Между тем они не сделали ничего худого; они не наклонили кивота, а поправили, когда он наклонился и готов был упасть. Но чтобы ты вполне убедился в достоинстве священников и в том, как непозволительно человеку подвластному и принадлежащему к числу мирян исправлять такие дела, Бог умертвил их среди множества народа, с великою силою устрашая, всех прочих и внушая никогда не приближаться к недоступным предметам священства. В самом деле, если бы каждый, под предлогом исправления худо сделанного, стал присвоять себе достоинство священства, то никогда не было бы недостатка в предлогах к исправлению, и все перемешались бы между собою так, что мы не различили бы ни начальника, ни подчиненного.
Сщмч. Киприан Карфагенский:
Ереси происходили и происходят часто оттого, что строптивый ум не имеет в себе мира и посевающее раздор вероломство не имеет единства. Господь, сохраняя свободный наш произвол, допускает быть сему, чтобы, через искушение сердец и мыслей наших состязанием об истине, в ясном свете представилась чистой вера достойных. Об этом предвозвещает Дух Святый через апостола, говоря: надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор. 11, 19). Так испытываются верные и открываются вероломные; так, еще прежде дня судного, отлучаются души праведных от неправедных и отделяются плевелы от пшеницы! Отделяются те, которые без божественного распоряжения, самовольно принимают начальство над безрассудными скопищами, – без законного посвящения поставляют себя вождями, присваивают себе имя епископа тогда, как никто не дает им епископства.
Преп. Ефрем Сирин:
Знай, что потерпели те несчастные, воспротивившиеся некогда Моисею и Аарону и возымевшие безрассудство безстыдно и самовольно принести фимиам Богу. Не поял ли всех огнь с неба за то, что отважились присвоить себе сан, который был выше их?
Преп. Феодор Студит:
Кто самовольно по властолюбию берет пастырский жезл, тот ненавистен и противен Богу, не спасет других и сам не спасется; а кто, быв призван, примет настоятельство из повиновения Богу, тот будет другом Божиим, может спасти других и сам спастись.
ОПРОС | || | «Прииде пост, мати целомудрия…» |
1. Соблюдаете ли Вы Великий пост?
да – 88%; нет – 12%
2. Посещали ли Вы Богослужения первой седмицы Великого поста?
да – 87%; нет – 13%
3. Допустимо ли, на Ваш взгляд, чтение в храмах Великого Канона преп. Андрея Критского на русском языке?
да – 6%; нет – 94%
4. Испытываете ли Вы духовную радость при прохождении поприща поста?
да – 79%; нет – 21%