ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 3 (27) 

 

   Сегодня часто встречаются люди с нездоровым стремлением проникнуть в опасную для грешников область духовного мира. Одни из них предаются болезненным молитвенным исступлениям, другие увлекаются спиритическими сеансами, третьи – ищут и ждут чудесных явлений с небес. Но все они являются жертвами одинаковой в своей основе больной мистики, и если, предостерегая, сказать им, что они играют с огнем, что могут быть обмануты бесами в образе светлых ангелов, у них уже готов ответ: «Мы знаем! Мы имеем даже опытные доказательства, что кроме ангелов часто являются и демоны. Но мы различаем, какие духи – добрые, а какие – злые. Потому что мы бдительны. Добрых принимаем, а злых – отвергаем».

Таких людей невозможно вразумить. Они убеждены, что не могут ошибиться при различении духов. Поэтому они свысока и с сожалением посмотрят на вас, когда вы будете увещевать их беречься от лукавства демонов. Но, ослепленные гордостью, они так сильно заблуждаются и так хитро обмануты! Преп. Нил Синайский, раскрывая сатанинское лукавство, говорит: «Надлежит тебе знать и следующее коварство демонов. Иногда они разделяют себя на группы. Одни приходят с соблазном. И когда ты взыщешь помощи, входят другие в ангельском виде и прогоняют первых, чтоб прельстился ты мнением, что они настоящие ангелы, и впал в самомнение, что удостоен того».

Жертвами не этой ли демонской хитрости стали сегодня многие и многие страждущие души?
Сатана использует и другой стратегический маневр: посылает духовную брань в души подвижников-монахов и некоторых простых христиан, а когда те начинают усиленно молиться, сразу же отступает, чтобы они с гордостью возмечтали о себе, что могут своей молитвой справиться с любым искушением.

Вот как описывает эту бесовскую хитрость св. Нил Синайский: «Если, молясь против какого помысла, заметишь, что он скоро и легко утих, то рассмотри, от чего это произошло, чтоб не попасть в засаду, и, обманувшись, не сделаться предателем себе самому. Бывает, что иногда демоны, вложив тебе какие-либо помыслы, сами же побуждают молиться против них, воспротиворечить им, – и тотчас отбегают; чтоб ты впал в прелесть, возомнив, что начал уже побеждать помыслы и устрашать демонов».

Есть и другая сатанинская западня подобного рода, встречающаяся часто в нашей жизни.

У некоторых людей, проводивших жизнь в смертных грехах, вдруг появляется желание избавиться от своей порочности. Они плачут, каются, ищут Бога, жаждут спасения души. Но под влиянием искусителя, который преследует их и в покаянии, вместо стяжания истинного смирения, утверждения в решимости всю оставшуюся жизнь проводить в непрестанном покаянии, они спешат увидеть плоды своего обращения. Несчастные думают, что сошли с пути греха и крепко стоят на пути праведном, что они уже едва ли не святые, достойные войти в явное сверхъестественное общение с Богом.

Если они при таком неправильном настрое оказываются среди нетрезвомыслящих православных христиан или, еще хуже, сектантов, которые прельщают неопытных видениями и откровениями, разговорами на иных языках, спиритизмом или иными видами изменения сознания и т.д., то скоро сами получают «необыкновенные духовные дары»: начинают слышать «добрые» нашептывания, видеть вещие сны и явления, чудеса. Покаянием вырвавшиеся из сетей лукавого, через данные им и безкритично принятые «духовно-мистичные дары» они снова и очень быстро попадают в его ловушки.

Это можно изобразить еще так: злой дух, увидев, что покаявшиеся могут выйти из-под его власти, сказал себе: «Через дверь покаяния они убегают от меня, но я через другую дверь опять приведу их к себе. Я дам им „дары“ слышать гласы, говорить на незнакомых языках, видеть „небесные“ явления и даже творить чудеса. Я внушу им, что эти „дары“ от Бога, что Он даровал им их ради искреннего покаяния. И когда они поверят в это, вообразят, что они уже лучше других, как удостоенные видений, тогда через свою гордость опять придут ко мне».

Так и бывает. Кто после покаяния сразу получает духовные дары, тот начинает гордиться, впадает в типичную для гордецов нечувствительность к спасительным обличениям от людей, становится неспособным к смирению и восприятию чьего бы то ни было доброго совета и погибает в своем фанатичном самодовольстве. Парадоксально, но когда эти люди пребывали в состоянии великого нравственного падения, из-за осознания своей греховности и склонности к покаянию, они были более близки ко спасению! Но после принятия «сверхъестественных мистических даров» они безнадежно удалились от Бога. Не это ли глубины сатанинские (см.: Откр. 2, 24)?

Но вот и другие бездны диавольского лукавства. Многие люди, восприявшие в душу эту больную мистику, живут добродетельно, целомудренно, молитвенно, почти подвижнически. Но это не является свидетельством божественного происхождения их видений и даров. Потому что под внешней безупречной нравственностью в их душах скрывается сатанинская прелесть.

По учению святых Отцов, за всякой страстью стоит бес, побуждающий к совершению греха. Есть бесы блуда, гнева, гордости, зависти, сребролюбия, злобы и проч. Все они подчиняются верховному начальнику – сатане. И когда он крепко держит в своих руках какую-нибудь жертву, посылает ей видения и откровения, и видит, что она возгордилась и ему не нужна помощь других бесов, дабы вовлечь ее в вечную погибель, тогда он говорит своим слугам: «Отступите от этого человека! Не досаждайте ему! Пусть он не имеет искушений чревоугодием, сребролюбием, блудом, гневом… Пусть не имеет никакой борьбы с худыми наклонностями. Пусть внешне живет совершенно порядочно и спокойно. Пусть считается святым. Пусть его жизнь служит примером для других, чтобы и те увлеклись его видениями. Я крепко держу его в своей власти через скрытую в нем тонкую гордость. Другие грехи не нужны для его гибели».

И действительно, такой человек, получив видения и не имея никаких духовных искушений, выглядит в глазах людей святым. Он и не помышляет, что служит лукавому. Видения его «хороши». Он не эгоист и не обосабливается, но помогает всем своими сверхъестественными способностями. Никому даже и не приходит в голову, что все эти «дары» – от сатаны.

Этот безупречный, «святой» человек только тогда может обнаружить свою связь с диаволом, когда заденут его гордость и честолюбие. Упрекните его в чем-нибудь! Он тут же вскочит, как ужаленный, и начнет защищаться. Так проявится его гордость. Одной гордости бывает достаточно, чтобы сделаться рабом диавола.

Достоверность этих слов о хитростях порабощения человеческой души сатаной видна из следующей мысли преп. Иоанна Лествичника: «В том, я думаю, никто не сомневается, что бесы и страсти отходят от души иногда на некоторое время, а иногда и навсегда, но немногие знают, по каким причинам они нас оставляют. От некоторых не только верных, но и неверных отошли все страсти, кроме одной. Сию одну они оставляют как зло первенствующее, которое наполняет место всех прочих страстей, ибо она столь вредоносна, что может свергнуть с самого неба».

 

Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ)

Перевод с болгарского
Анны САМСОНОВОЙ

 

Продолжение см. в след. номере

 

 

МУДРОСТЬ ||
Почему нельзя верить снам?


   Бесы тщеславия – пророки в снах; будучи пронырливы, они заключают о будущем из обстоятельств и возвещают нам оное, чтобы мы, по исполнении сих видений, удивились и, как будто уже близкие к дарованию прозрения, вознеслись мыслью. Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает его, перед теми всегда оказывается лжецом. Как дух, он видит случившееся в воздушном пространстве и, заметив, например, что кто-нибудь умирает, он предсказывает это легковерным через сновидение. Бесы о будущем ничего не знают по предведению; но известно, что и врачи могут нам предсказывать смерть.
   Бесы многократно преобразуются в ангелов света и в образ мучеников и представляют нам в сновидении, будто мы к ним приходим; а когда пробуждаемся, то исполняют нас радостью и возношением. Сие да будет тебе знаком прелести; ибо ангелы показывают нам муки, страшный суд и разлучения, а пробудившихся исполняют страха и сетования. Если станем покоряться бесам в сновидениях, то и во время бодрствования они будут ругаться над нами. Кто верит снам, тот вовсе не искусен; а кто не имеет к ним никакой веры, тот любомудр. Итак, верь только тем сновидениям, которые возвещают тебе муку и суд; а если приводят тебя в отчаяние, то и они от бесов.

 

Преп. Иоанн Лествичник. «Лествица», ступень 3-я.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник